Найти в Дзене

Как привычка писать письма была почти утрачена и снова найдена

Письмо – по-гречески «эпистола» – долгие-долгие столетия было единственным материальным средством общения между людьми. До нас дошли письма древнеегипетских студентов, многочисленные дипломатические, дружеские и любовные переписки королей, путешественников, поэтов и даже бытовые новгородские записки на бересте – например, короткое и красноречивое послание от Прокоши к Нечаю, состоящее всего из одного слова: «Удавися!». Эпистолярный стиль исключительный – он сочетает в себе обороты и художественного, и разговорного, и делового текстов. И благодаря такому свойству является подлинным свидетельством живых человеческих характеров ушедших от нас эпох. Законы жанра определились во времена античности. Сначала они повторяли структуру речи оратора, позднее обрели собственные нормы – отличные от устной речи. Владеть изящным искусством написания писем могли только люди грамотные, но и тем требовалось подспорье. Начиная с 18 века появился специальный жанр литературы – письмовники, включающие в себя
Оглавление

Письмо – по-гречески «эпистола» – долгие-долгие столетия было единственным материальным средством общения между людьми. До нас дошли письма древнеегипетских студентов, многочисленные дипломатические, дружеские и любовные переписки королей, путешественников, поэтов и даже бытовые новгородские записки на бересте – например, короткое и красноречивое послание от Прокоши к Нечаю, состоящее всего из одного слова: «Удавися!».

Берестяная грамота № 1189, найденная в 2024 году в Великом Новгороде, «Удавися!»
Берестяная грамота № 1189, найденная в 2024 году в Великом Новгороде, «Удавися!»

Эпистолярный стиль исключительный – он сочетает в себе обороты и художественного, и разговорного, и делового текстов. И благодаря такому свойству является подлинным свидетельством живых человеческих характеров ушедших от нас эпох.

Я помню чудное мгновенье

Законы жанра определились во времена античности. Сначала они повторяли структуру речи оратора, позднее обрели собственные нормы – отличные от устной речи.

Владеть изящным искусством написания писем могли только люди грамотные, но и тем требовалось подспорье. Начиная с 18 века появился специальный жанр литературы – письмовники, включающие в себя образцы разных писем, тексты посланий известных личностей, фрагменты из художественных произведений, правила этикета и другую полезную информацию.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657 год, художник Ян Вермеер
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657 год, художник Ян Вермеер

В России первым и самым известным представителем жанра письмовников стала «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие» Николая Гавриловича Курганова, изданная в Петербурге в 1769 году. Позже этот труд получил название «Письмовник Курганова» и стал самой первой русской филологической энциклопедией. Курганов был чрезвычайно плодовитым автором, он написал десятки пособий по математике, астрономии, навигации, но в истории остался автором пособия по составлению писем.

Письмовником пользовались и по нему учились поколения русских дворян, духовенства, купечества и ищущего образования крестьянства.

-3

Герой повести Пушкина «История села Горюхина» Иван Петрович Белкин, автор будущих «Повестей» знал «Письмовник» наизусть, а сам Александр Сергеевич обдумывал даже создание биографии Курганова – столь значимой казалась поэту фигура человека, научившего русское общество писать письма прекрасным русским языком.

Лев Толстой читает письма
Лев Толстой читает письма

На деревню дедушке

Личные переписки Екатерины Великой, Пушкина, Толстого, Чехова, Набокова, императора Николая II насчитывают сотни и даже тысячи писем. До 20 века люди писали друг другу ежедневно, иногда по нескольку раз.

Письмовник для влюбленных дам и кавалеров
Письмовник для влюбленных дам и кавалеров

В пределах города письма отправлялись с посыльным, за пределами – с почтой или оказией – попутчиками. В литературе и искусстве письма тоже заняли свое почетное место. Иногда в форме писем писали стихи, иногда рассказы, чаще они становились поводами для драматических обстоятельств сюжета романов, картин и позже – фильмов.

Письмовник издания журнала «Новый Сатирикон», 1915 год
Письмовник издания журнала «Новый Сатирикон», 1915 год

Письма пушкинской Татьяны, чеховского Ваньки Жукова, запорожцев – турецкому султану, каверинские «Два капитана», фабула которых полностью завязана на письмах пропавшей экспедиции, фронтовые треугольники как верный спутник героев историй о войне – рукописные послания давно стали артефактами, неотъемлемой частью мировой культуры.

Фронтовое письмо, 1945 год
Фронтовое письмо, 1945 год

В повседневной жизни человека аналоговой эпохи роль почты и письма трудно переоценить – у каждого есть свое маленькое и очень дорогое собрание открыток и писем.

Музей письма

В 21 веке письма вытеснило стремительное электронное общение. За последние 20 лет объем переписки в мире снизился в разы. Повсюду закрываются телеграфы и почтовые отделения. Но, как и со всем, что становится редким – эпистолярный жанр перешел в разряд ценностей и раритетов.

В 2022 году в Гамбурге старейшей фирмой-производителем письменных принадлежностей был открыт Музей письма «Montblanc Haus», миссия которого «вдохновлять на письмо».

Музей – одна из первых попыток вернуть людям понимание ценности рукописи и саму практику рукописных писем. И тем самым – так необходимое в эпоху всеобщей виртуализации ощущение осязаемости и надежности вещей. Создатели музея правильно распознали дух времени: согласно статистике, интерес к рукописным письмам человечеству неожиданно вернула… пандемия.

Во время локдауна, вынужденного дистанцирования и изоляции отправить родным весточку по почте оказалось огромной ценностью. Люди снова начали писать письма и даже образовывать сообщества любителей переписки по почте.

Еще раньше, в 2005 году, возникло движение посткроссинга, участники которого отправляют открытки незнакомым людям по всему свету. Оказалось, что больше всего членов организации – более 25% – проживает в России, а в Нижнем Новгороде в 2019 году даже проходил слет «посткроссеров».

В социальных сетях существуют целые группы под тегом «бумажные письма». Так же как чтение бумажных книг, приготовление домашней еды и общение с друзьями вживую, желание изливать душу в письмах никуда не ушло. Просто сегодня его осуществление требует больших усилий. «Медленное» письмо должно выдержать конкуренцию со скоростью жизни, с ее автомобилями, самолетами, телефонами, соцсетями. Но эффект от процесса написания и получения ответа, безусловно, стоит усилий.

Письмо маме из Письмовника, 1876 год
Письмо маме из Письмовника, 1876 год

Возможно, долгие осенние вечера – подходящее время, чтобы достать лист бумаги, ручку и попробовать написать письмо от руки – и от сердца. Другу, любимому, маме на день рождения, ребенку на Новый год, повод не важен – важны только чувства, которые оно передаст и сохранит, сделав письмо частью личной истории.

Мы на Нижегородской ярмарке тоже не смогли пройти мимо этой традиции написали от руки пожелания на открытках с видами Ярмарки и отправили их четверым случайным подписчикам наших соцсетей. На каждую наклеили марку из серии «Архитектурное наследие России», на которой запечатлён наш Главный ярмарочный дом. Надеемся, письма порадуют адресатов и напомнят многим, что бумажное письмо — не пережиток, а чудо, доступное каждому.

Открытки с письмами от Нижегородской ярмарки
Открытки с письмами от Нижегородской ярмарки

P.S. Структура письма согласно рекомендациям «Письмовника» 1769 года

  • Начало письма. Вежливое приветствие, обращенное к адресату.
  • Преамбула или приступ. История переписки – упоминание о прошлых письмах. Вежливые вопросы – о здоровье адресата и членов его семьи, об обсуждаемых ранее обстоятельствах и общих делах.
  • Основная, содержательная часть. Рассказ, просьба, деловая информация.
  • Заключение. Обобщение всего, написанного выше, прощание и пожелание адресату хорошего здоровья и благополучия.
  • Иногда – постскриптум, обозначаемый латинскими буквами P.S. Дополнительная информация, не имеющая отношения к информационной части письма, либо дополнение, которое автор или забыл написать или посчитал нужным отметить особо.