Письмо – по-гречески «эпистола» – долгие-долгие столетия было единственным материальным средством общения между людьми. До нас дошли письма древнеегипетских студентов, многочисленные дипломатические, дружеские и любовные переписки королей, путешественников, поэтов и даже бытовые новгородские записки на бересте – например, короткое и красноречивое послание от Прокоши к Нечаю, состоящее всего из одного слова: «Удавися!».
Эпистолярный стиль исключительный – он сочетает в себе обороты и художественного, и разговорного, и делового текстов. И благодаря такому свойству является подлинным свидетельством живых человеческих характеров ушедших от нас эпох.
Я помню чудное мгновенье
Законы жанра определились во времена античности. Сначала они повторяли структуру речи оратора, позднее обрели собственные нормы – отличные от устной речи.
Владеть изящным искусством написания писем могли только люди грамотные, но и тем требовалось подспорье. Начиная с 18 века появился специальный жанр литературы – письмовники, включающие в себя образцы разных писем, тексты посланий известных личностей, фрагменты из художественных произведений, правила этикета и другую полезную информацию.
В России первым и самым известным представителем жанра письмовников стала «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие» Николая Гавриловича Курганова, изданная в Петербурге в 1769 году. Позже этот труд получил название «Письмовник Курганова» и стал самой первой русской филологической энциклопедией. Курганов был чрезвычайно плодовитым автором, он написал десятки пособий по математике, астрономии, навигации, но в истории остался автором пособия по составлению писем.
Письмовником пользовались и по нему учились поколения русских дворян, духовенства, купечества и ищущего образования крестьянства.
Герой повести Пушкина «История села Горюхина» Иван Петрович Белкин, автор будущих «Повестей» знал «Письмовник» наизусть, а сам Александр Сергеевич обдумывал даже создание биографии Курганова – столь значимой казалась поэту фигура человека, научившего русское общество писать письма прекрасным русским языком.
На деревню дедушке
Личные переписки Екатерины Великой, Пушкина, Толстого, Чехова, Набокова, императора Николая II насчитывают сотни и даже тысячи писем. До 20 века люди писали друг другу ежедневно, иногда по нескольку раз.
В пределах города письма отправлялись с посыльным, за пределами – с почтой или оказией – попутчиками. В литературе и искусстве письма тоже заняли свое почетное место. Иногда в форме писем писали стихи, иногда рассказы, чаще они становились поводами для драматических обстоятельств сюжета романов, картин и позже – фильмов.
Письма пушкинской Татьяны, чеховского Ваньки Жукова, запорожцев – турецкому султану, каверинские «Два капитана», фабула которых полностью завязана на письмах пропавшей экспедиции, фронтовые треугольники как верный спутник героев историй о войне – рукописные послания давно стали артефактами, неотъемлемой частью мировой культуры.
В повседневной жизни человека аналоговой эпохи роль почты и письма трудно переоценить – у каждого есть свое маленькое и очень дорогое собрание открыток и писем.
Музей письма
В 21 веке письма вытеснило стремительное электронное общение. За последние 20 лет объем переписки в мире снизился в разы. Повсюду закрываются телеграфы и почтовые отделения. Но, как и со всем, что становится редким – эпистолярный жанр перешел в разряд ценностей и раритетов.
В 2022 году в Гамбурге старейшей фирмой-производителем письменных принадлежностей был открыт Музей письма «Montblanc Haus», миссия которого «вдохновлять на письмо».
Музей – одна из первых попыток вернуть людям понимание ценности рукописи и саму практику рукописных писем. И тем самым – так необходимое в эпоху всеобщей виртуализации ощущение осязаемости и надежности вещей. Создатели музея правильно распознали дух времени: согласно статистике, интерес к рукописным письмам человечеству неожиданно вернула… пандемия.
Во время локдауна, вынужденного дистанцирования и изоляции отправить родным весточку по почте оказалось огромной ценностью. Люди снова начали писать письма и даже образовывать сообщества любителей переписки по почте.
Еще раньше, в 2005 году, возникло движение посткроссинга, участники которого отправляют открытки незнакомым людям по всему свету. Оказалось, что больше всего членов организации – более 25% – проживает в России, а в Нижнем Новгороде в 2019 году даже проходил слет «посткроссеров».
В социальных сетях существуют целые группы под тегом «бумажные письма». Так же как чтение бумажных книг, приготовление домашней еды и общение с друзьями вживую, желание изливать душу в письмах никуда не ушло. Просто сегодня его осуществление требует больших усилий. «Медленное» письмо должно выдержать конкуренцию со скоростью жизни, с ее автомобилями, самолетами, телефонами, соцсетями. Но эффект от процесса написания и получения ответа, безусловно, стоит усилий.
Возможно, долгие осенние вечера – подходящее время, чтобы достать лист бумаги, ручку и попробовать написать письмо от руки – и от сердца. Другу, любимому, маме на день рождения, ребенку на Новый год, повод не важен – важны только чувства, которые оно передаст и сохранит, сделав письмо частью личной истории.
Мы на Нижегородской ярмарке тоже не смогли пройти мимо этой традиции — написали от руки пожелания на открытках с видами Ярмарки и отправили их четверым случайным подписчикам наших соцсетей. На каждую наклеили марку из серии «Архитектурное наследие России», на которой запечатлён наш Главный ярмарочный дом. Надеемся, письма порадуют адресатов и напомнят многим, что бумажное письмо — не пережиток, а чудо, доступное каждому.
P.S. Структура письма согласно рекомендациям «Письмовника» 1769 года
- Начало письма. Вежливое приветствие, обращенное к адресату.
- Преамбула или приступ. История переписки – упоминание о прошлых письмах. Вежливые вопросы – о здоровье адресата и членов его семьи, об обсуждаемых ранее обстоятельствах и общих делах.
- Основная, содержательная часть. Рассказ, просьба, деловая информация.
- Заключение. Обобщение всего, написанного выше, прощание и пожелание адресату хорошего здоровья и благополучия.
- Иногда – постскриптум, обозначаемый латинскими буквами P.S. Дополнительная информация, не имеющая отношения к информационной части письма, либо дополнение, которое автор или забыл написать или посчитал нужным отметить особо.