Найти в Дзене

Галерея-двойник (зал 241)

Я как-то уже писала, что замечаю в Эрмитаже двойников, например у знаменитой египетской мумии (зал 100) есть двойник, мумия алтайского вождя (зал 26), у библиотеки Николая Второго (зал 178) есть двойник, библиотека Бестужевских курсов, она хоть и не в Эрмитаже, но тоже в Питере, на Васильевском. Про двойника рыцарского зала я как-нибудь расскажу, это зал оружейного искусства Востока (65 зал). А сегодня я рассматриваю двойника Лоджий Рафаэля. Все знают эту знаменитую галерею (зал 227), по приказу Екатерины художники тщательно скопировали фрески и узоры Лоджий Рафаэля в Ватикане и теперь у нас есть галерея сплошной Италии с окнами на воду.

Менее известная галерея Эрмитажа (зал 241) называется "Галерея истории древней живописи".

241 зал. Галерея истории древней живописи
241 зал. Галерея истории древней живописи

Видно, что галерея расписана декоративной росписью и сюжетными фресками, купола либо расписаны, либо световые, в ромбах на парусах куполов барельефы с изображением великих художников. Кстати! Прочитала, что среди этих барельефов есть Лео Кленце, архитектор Нового Эрмитажа, то есть он себя тут увековечил, в следующий раз поиграю в игру - найди Лео Кленце (они подписаны). В галерее выставлена скульптура, бродить по ней светло и радостно. Окна во дворы Нового Эрмитажа.

двор Нового Эрмитажа
двор Нового Эрмитажа

Пока бродила и рассматривала фрески подслушала экскурсовода, которая объяснила, что все фрески галереи посвящены картинам Древней Греции. Картины до нас не дошли и сохранились только рассказы о художниках, их имена и описания их картин, иногда подробные, иногда просто упоминания. Все фрески для зала 241 нарисовал немецкий художник Хильтеншпергер, то есть это попытка представить как могла бы выглядеть греческая живопись. Один сюжет я сразу опознала:

-3

Подумала, что это Медея, убивающая своих детей и оказалась права. Фрески не подписаны, но у каждой есть номер и по номеру ее можно найти в интернете в статьях посвященных галерее истории древней живописи. Но это пожалуй единственный сюжет, который я правильно угадала. Вот следующий:

-4

Я предположила, что это мужчина, у которого много жен (в Греции вроде не было многоженства, но всякие там рабыни, наложницы), одна из них родила ребенка, приносит, а он в ужасе: как! еще один ребенок! да сколько можно! Но я оказалась не совсем права. Это сюжет о рождении ребенка из бедра Зевса, была такая шуточная картина. Так что мужчина на картине рожает ребенка сам, его как раз из бедра достают, а он испытывает муки родов и платочек на нем, поскольку женскую функцию выполняет.

Самая интересная фреска пожалуй эта:

Семья кентавров
Семья кентавров

Она мне нравится и кажется очень.. гуманистической, что ли? В самом деле кентавры - страшные непонятные существа, люди они только наполовину, но вот папа-кентавр пришел с работы (охоты) и принес своим детям котенка (а понимании кентавров конечно), дети радуются. Все как у нас. Оказывается существует подробное описание картины греческого художника Зевскиса "Семья кентавров" и есть несколько работ разных художников в которых они пытаются представить как могла бы выглядеть картина. Это интересная тема, дать нескольким художникам словесное описание картины и посмотреть что у кого получится в итоге.

Но не все фрески этого зала сюжеты картин, известные по описаниям. Есть фрески о греческих художниках, они изображены в процессе работы, таких фресок даже большинство (а всего их 80).

Художник рисует быка:

-6

А вот девушку рисует:

-7

Но все эти сюжеты посвящены конкретным греческим художникам. Например девушку рисует Апеллес, а быка Павсий, ну и т.д. В общем если захотите погрузиться в историю Древней Греции - вот вам прямо на стенах наглядный справочник по греческим живописцам.

Обратила внимание, что вот эти три фрески отличаются от всех остальных:

-8

Это фрески 13, 14, 15. Все остальные картины в зале написаны объемно, а эти нет, они плоскостные. Нашла только что здесь изображены картины, когда-то находившиеся в храмах (художники Клеанф и Арегонт), может поэтому Хильтеншпергер их по-другому нарисовал? Пока не знаю, поставила галочку в уме.

Когда-то Новый Эрмитаж был построен именно как музей и вход в музей был от подъезда с атлантами на главную (Теребеневскую) лестницу Нового Эрмитажа. На первом этаже античная скульптура, а вот поднявшись на второй человек первым делом попадал в галерею истории древней живописи, это было логично, посмотреть и попытаться представить как выглядела самая древняя живопись, а потом идти дальше по времени. Такая вот обучающая концепция.

В 241 зале сначала были выставлены малахитовые вазы, а с конца 19 века западно-европейская скульптура. К ней и перехожу. На соседней с галереей площадке Теребеневской лестницы тоже выставлена скульптура, но там фоном к скульптуре гладкие стены и окна, а в 241 зале стены расписаны, фон получается яркий и цветной.

Эмиль Вольф Психея
Эмиль Вольф Психея

Могу быть не права, но мне кажется, что на ярком расписном фоне скульптура смотрится живее, гладкая белая скульптура контрастна и на цветном фоне она воспринимается как действующее лицо, а не просто как произведение искусства на которое нужно смотреть. Так что я очень довольна, что в этой галерее когда-то решили выставить не вазы, а скульптуру. Скульптуры, которые стоят посередине, можно обойти со всех сторон.

Антонио Канова Танцовщица
Антонио Канова Танцовщица

"Танцовщица" Кановы мне понравилась с разных сторон.

Антонио Канова Танцовщица
Антонио Канова Танцовщица
Антонио Канова Танцовщица
Антонио Канова Танцовщица

Хорошо когда скульптуру можно обойти кругом. Вот "Три грации" Кановы со спины:

Канова "Три грации"
Канова "Три грации"

Пока обходила скульптуру вспомнила, что по некоторым сведениям все мужчины делятся на бюстистов (ценителей женской груди) и попистов (ценителей женской попы). Теоретически существуют мужчины, которые ценят в женщине другие составляющие - лицо, душу, интеллект... И я конечно в существование таких мужчин верю, ну я во многое верю, в инопланетян например. Пописту точно понравятся "Три грации", поп здесь целых три! А я обратила внимание на то, какая это сложная работа - посмотрите на переплетение рук, это же надо было как-то сделать..

Еще один из двух (помимо Кановы) известных мне скульпторов 19 века это Бертиль Торвальдсен.

Бертиль Торвальдсен Пастух
Бертиль Торвальдсен Пастух
Бертиль Торвальдсен Пастух
Бертиль Торвальдсен Пастух

В экспозиции есть два скульптурных портрета, напротив друг друга, "Наполеон" Кановы и "Александр I" Торвальдсена, интересно сопоставить.

Антонио Канова Наполеон
Антонио Канова Наполеон
Бертиль Торвальдсен Александр Первый
Бертиль Торвальдсен Александр Первый

Заканчиваю фотографией скульптурной группы, которая, как мне кажется, хорошо иллюстрирует мою мысль о том, что на живописном фоне скульптура оживает.

Пьетро Стаджи Пигмалион и Галатея
Пьетро Стаджи Пигмалион и Галатея

Он восхищается ее красотой и она оживает, так и есть.

Возможно не все со мной согласятся и кто-то считает, что скульптура лучше воспринимается на гладком нейтральном фоне (белом или одноцветном), а не на живописном. Понимаю, что могут быть разные точки зрения. Но все равно приглашаю вас прогуляться по залу 241, там есть кушетки, можно посидеть, проникнуться атмосферой, или поймать вайб, или еще что, в общем там хорошо!