Я как-то уже писала, что замечаю в Эрмитаже двойников, например у знаменитой египетской мумии (зал 100) есть двойник, мумия алтайского вождя (зал 26), у библиотеки Николая Второго (зал 178) есть двойник, библиотека Бестужевских курсов, она хоть и не в Эрмитаже, но тоже в Питере, на Васильевском. Про двойника рыцарского зала я как-нибудь расскажу, это зал оружейного искусства Востока (65 зал). А сегодня я рассматриваю двойника Лоджий Рафаэля. Все знают эту знаменитую галерею (зал 227), по приказу Екатерины художники тщательно скопировали фрески и узоры Лоджий Рафаэля в Ватикане и теперь у нас есть галерея сплошной Италии с окнами на воду.
Менее известная галерея Эрмитажа (зал 241) называется "Галерея истории древней живописи".
Видно, что галерея расписана декоративной росписью и сюжетными фресками, купола либо расписаны, либо световые, в ромбах на парусах куполов барельефы с изображением великих художников. Кстати! Прочитала, что среди этих барельефов есть Лео Кленце, архитектор Нового Эрмитажа, то есть он себя тут увековечил, в следующий раз поиграю в игру - найди Лео Кленце (они подписаны). В галерее выставлена скульптура, бродить по ней светло и радостно. Окна во дворы Нового Эрмитажа.
Пока бродила и рассматривала фрески подслушала экскурсовода, которая объяснила, что все фрески галереи посвящены картинам Древней Греции. Картины до нас не дошли и сохранились только рассказы о художниках, их имена и описания их картин, иногда подробные, иногда просто упоминания. Все фрески для зала 241 нарисовал немецкий художник Хильтеншпергер, то есть это попытка представить как могла бы выглядеть греческая живопись. Один сюжет я сразу опознала:
Подумала, что это Медея, убивающая своих детей и оказалась права. Фрески не подписаны, но у каждой есть номер и по номеру ее можно найти в интернете в статьях посвященных галерее истории древней живописи. Но это пожалуй единственный сюжет, который я правильно угадала. Вот следующий:
Я предположила, что это мужчина, у которого много жен (в Греции вроде не было многоженства, но всякие там рабыни, наложницы), одна из них родила ребенка, приносит, а он в ужасе: как! еще один ребенок! да сколько можно! Но я оказалась не совсем права. Это сюжет о рождении ребенка из бедра Зевса, была такая шуточная картина. Так что мужчина на картине рожает ребенка сам, его как раз из бедра достают, а он испытывает муки родов и платочек на нем, поскольку женскую функцию выполняет.
Самая интересная фреска пожалуй эта:
Она мне нравится и кажется очень.. гуманистической, что ли? В самом деле кентавры - страшные непонятные существа, люди они только наполовину, но вот папа-кентавр пришел с работы (охоты) и принес своим детям котенка (а понимании кентавров конечно), дети радуются. Все как у нас. Оказывается существует подробное описание картины греческого художника Зевскиса "Семья кентавров" и есть несколько работ разных художников в которых они пытаются представить как могла бы выглядеть картина. Это интересная тема, дать нескольким художникам словесное описание картины и посмотреть что у кого получится в итоге.
Но не все фрески этого зала сюжеты картин, известные по описаниям. Есть фрески о греческих художниках, они изображены в процессе работы, таких фресок даже большинство (а всего их 80).
Художник рисует быка:
А вот девушку рисует:
Но все эти сюжеты посвящены конкретным греческим художникам. Например девушку рисует Апеллес, а быка Павсий, ну и т.д. В общем если захотите погрузиться в историю Древней Греции - вот вам прямо на стенах наглядный справочник по греческим живописцам.
Обратила внимание, что вот эти три фрески отличаются от всех остальных:
Это фрески 13, 14, 15. Все остальные картины в зале написаны объемно, а эти нет, они плоскостные. Нашла только что здесь изображены картины, когда-то находившиеся в храмах (художники Клеанф и Арегонт), может поэтому Хильтеншпергер их по-другому нарисовал? Пока не знаю, поставила галочку в уме.
Когда-то Новый Эрмитаж был построен именно как музей и вход в музей был от подъезда с атлантами на главную (Теребеневскую) лестницу Нового Эрмитажа. На первом этаже античная скульптура, а вот поднявшись на второй человек первым делом попадал в галерею истории древней живописи, это было логично, посмотреть и попытаться представить как выглядела самая древняя живопись, а потом идти дальше по времени. Такая вот обучающая концепция.
В 241 зале сначала были выставлены малахитовые вазы, а с конца 19 века западно-европейская скульптура. К ней и перехожу. На соседней с галереей площадке Теребеневской лестницы тоже выставлена скульптура, но там фоном к скульптуре гладкие стены и окна, а в 241 зале стены расписаны, фон получается яркий и цветной.
Могу быть не права, но мне кажется, что на ярком расписном фоне скульптура смотрится живее, гладкая белая скульптура контрастна и на цветном фоне она воспринимается как действующее лицо, а не просто как произведение искусства на которое нужно смотреть. Так что я очень довольна, что в этой галерее когда-то решили выставить не вазы, а скульптуру. Скульптуры, которые стоят посередине, можно обойти со всех сторон.
"Танцовщица" Кановы мне понравилась с разных сторон.
Хорошо когда скульптуру можно обойти кругом. Вот "Три грации" Кановы со спины:
Пока обходила скульптуру вспомнила, что по некоторым сведениям все мужчины делятся на бюстистов (ценителей женской груди) и попистов (ценителей женской попы). Теоретически существуют мужчины, которые ценят в женщине другие составляющие - лицо, душу, интеллект... И я конечно в существование таких мужчин верю, ну я во многое верю, в инопланетян например. Пописту точно понравятся "Три грации", поп здесь целых три! А я обратила внимание на то, какая это сложная работа - посмотрите на переплетение рук, это же надо было как-то сделать..
Еще один из двух (помимо Кановы) известных мне скульпторов 19 века это Бертиль Торвальдсен.
В экспозиции есть два скульптурных портрета, напротив друг друга, "Наполеон" Кановы и "Александр I" Торвальдсена, интересно сопоставить.
Заканчиваю фотографией скульптурной группы, которая, как мне кажется, хорошо иллюстрирует мою мысль о том, что на живописном фоне скульптура оживает.
Он восхищается ее красотой и она оживает, так и есть.
Возможно не все со мной согласятся и кто-то считает, что скульптура лучше воспринимается на гладком нейтральном фоне (белом или одноцветном), а не на живописном. Понимаю, что могут быть разные точки зрения. Но все равно приглашаю вас прогуляться по залу 241, там есть кушетки, можно посидеть, проникнуться атмосферой, или поймать вайб, или еще что, в общем там хорошо!