Покупка подержанного автомобиля, частенько оказывается единственным решением, позволяющим получить в свои руки машину того класса, который Вам нужен (ну или неплохо сэкономить, если речь идет о покупке почти нового б/у варианта с небольшим пробегом). Поскольку, если, например, требуется вместительный и большой паркетник, то при ограниченном бюджете очень часто новым у дилера в салоне можно купить разве что компактный легковой седан. Понятно, что чем меньше денег у Вас на покупку, тем старше будет Ваш будущий четырехколесный друг. Но независимо от того, сколько лет автомобилю, который Вы рассматриваете к покупке, проявить осторожность точно не помешает. В сегодняшнем материале напоминаем 4 шага самостоятельной проверки, без которых риск обзавестись проблемой вместо транспортного средства возрастает кратно.
Шаг 1. Проверяем историю понравившегося варианта
Вообще, в последнее время стало уже практически “хорошим тоном” начинать изучение кандидата на покупку с заказа отчета с историей. Стоимость его очень небольшая, но зачастую он содержит много полезной информации. В современном цифровом мире только очень старый автомобиль, который эксплуатировался где-нибудь в сельской местности вдали от пунктов техосмотра и подключенных к Интернету СТО имеет шанс порадовать Вас почти пустым отчетом. Все остальные, особенно это касается крупных городов, оставляют множество следов, везде, где только можно. Те же пробеги фиксируются и при оформление диагностической карты техосмотра, и при посещении крупных сетевых СТО и при расчетах ремонтных работ при ДТП.
Здесь же видно в каком виде, когда и за сколько автомобиль когда-либо продавался, а также сколько счастливчиков успело им повладеть на его веку. В среднем “по больнице”, кстати, автомобиль меняют раз в 3 года, поэтому не стоит удивляться 10 записям о регистрации в истории машины, которой 15-20 лет. Впрочем чем старше автомобиль, тем меньше реального влияния оказывает данный параметр на техническое состояние. Его придется выяснять по факту. Также не забудьте проверить автомобиль по vin номеру на сайте с реестром залогового имущества и на предмет наличия на машине штрафов (понадобится г/н автомобиля и данные свидетельства о регистрации) и ограничений на регистрационные действия.
Шаг 2. Осмотр кузова
Когда Вы уже добрались до осмотра автомобиля живьем, первым делом сверяем номер кузова с документами и (это важно) с тем, по которому Вы заказывали отчет. Ушлые дельцы иногда практикуют подмену вин-номера прямо в объявлении - проверяете авто на сайте - всё тип-топ, а проверяете реальный вин - скрученные пробеги или тотал по страховой. Оцениваем “разноцвет” кузовных панелей на глаз, дабы отсеять совсем уж халтурный ремонт (только помните, что оттенок на пластиковых деталях - бампера, а иногда еще крышка багажника может слегка отличаться от оттенка металлических элементов кузова).
Пороги, арки, низы дверей - осматриваем на предмет отсутствия там следов ржавчины. Не забываем внимательно осмотреть нишу багажника (где запаска) и кузов в подкапотном пространстве. В идеале дополнительно проверить слой окраса толщиномером. Если речь идет о возрастной машине, то крашеные элементы на ней почти наверняка будут, так что главное, чтобы не было перекрашенных проемов кузова (двери, багажник) и крыши.
Шаг 3. Диагностика двигателя и КПП
Еще до этапа заезда на СТО автомобиль нужно послушать. Желательно запускать двигатель на холодную, в таком случае можно услышать и то, что возможно будет скрыто когда мотор поработал какое-то время. Посторонние шумы, скрипы, стук, вибрация, плавающие обороты - все это повод для более детального обследования. Дождитесь, пока обороты двигателя упадут с прогревочных на штатные 650-700 об/минуту и пройдитесь селектором автомата/вариатора по всем режимам. Ощутимые удары или дерганья при смене режима КПП - повод насторожиться. Если только автомобиль не припаркован на неровности (в горку или под горку и “висит” на КПП при отпущенном стояночном тормозе).
Звучит банально, но не забудьте проверить работоспособность всех контрольных ламп на приборной панели - крайне странно на автомобиле с системой электронного впрыска топлива будет выглядеть отсутствие лампочки Check Engine при включении зажигания. И скорее всего в таком случае она либо перегорела, либо ее специально отключили. Вторая важная лампа для нас, как для покупателей это индикатор SRS или Air Bag - относящийся к системам безопасности. При включении зажигания он зажигается на несколько секунд, пока система тестируется, а затем гаснет еще до запуска двигателя. Причем делает это самостоятельно. Впрочем, некоторые умельцы ставят на лампу таймер, а то и просто параллелен ее, например с контрольной лампой давления масла в двигателе. Так что без диагностики сканером не обойдется.
Шаг 4. Тест‑драйв
Вряд ли можно рекомендовать покупку подержанного автомобиля без пробной поездки. Большинство салонов, кстати говоря, в отличие от частного продавца, тест драйв Вам как раз таки предоставят. Если нет, вопрос - почему. На что нужно обратить внимание, когда Вы оказались за рулем (ну или собственник оказался за рулем):
1. Работа двигателя на холостом ходу — даже на малых оборотах он должен работать стабильно, а разгон быть плавным, напористым без дерганий. Если автомобиль откровенно “спотыкается” - это повод начинать потом разбираться почему. Может быть и свечи, или катушка зажигания. А может быть и топливная система, где по закону подлости вместо сменного фильтра окажется дорогущий совмещенный модуль из топливного-насоса и фильтрующего элемента, оплачивать который придется уже Вам.
2. Плавность переключения передач - независимо от того, какой подвид автоматической коробки передач будет у автомобиля (классический автомат, вариатор, робот) смена скоростей при обычном педалировании (спокойная езда) должна происходить плавно. Если коробка затягивает со сменой передач, зависает или откровенно дергает - это не есть штатный режим работы и в лучшем случае Вы отделаетесь заменой фильтра и масла в АКПП.
3. Проверка тормозов на эффективность и отсутствие «ухода» в сторону - осуществить проверку лучше самостоятельно, но и просто посмотрев на поведение машины в руках другого водителя будет иногда достаточно. В конце концов увод в сторону ему придется явно корректировать рулем.
4. Управляемость и отсутствие посторонних шумов в подвеске - здесь все просто, выключаем музыку, приглушаем отопитель и превращается в одно большое ухо. Главное услышать, а уж что именно и сколько это будет стоить в устранении Вам потом в деталях объяснят на СТО, если по остальным параметрам автомобиль Вам подойдет, конечно.
5. Проверка электроники — самая долгая, нудная, но тоже необходимая составляющая. Ваша задача тем сложнее, чем более замороченная бортовая электроника у конкретной модели. В условной Гранте достаточно будет проверить свет, дворники, да работоспособность вентилятора отопителя в салоне. А в современном немце добавится еще прорва функций, от обогревов стекол и датчика света и дождя до навигации, камер, парктроников и электроприводом сидений (кстати, если сиденья имеют функцию памяти, а автомобиль возрастной, именно она чаще всего уже давно отказала).
Шаг 5. Проверка документов и юридической чистоты
Проверяя документы, начинайте с паспорта собственника, если берете автомобиль с рук. Конечно от откровенного кидалова с поддельным документом Вас это возможно не убережет, но уж убедится что перед Вам именно тот человек, который и фигурирует в документах на право собственности или в ПТС - не лишне. Если покупаете автомобиль по договору купли продажи (у перекупщика или через агентский договор в салоне) обязательно сверяйте все до последней буквы и цифры между ним и документами на автомобиль - исправлять документы может оказаться проблемой, если покупка происходит далеко от родного города.
Поводов отказаться от покупки совсем в целом хватает, и у каждого они будут свои, но в общем это точно стоит делать, если:
- У автомобиля сомнительная история, у машины слишком много владельцев для ее года выпуска или значатся серьезные ДТП с большими выплатами по страховой.
- На кузове много коррозии, шпаклевки, или элементов требующих кузовного ремонта в данный момент.
- На тест-драйве проявляются проблемы с мотором, коробкой и подвеской.
- Вызывает подозрения документарная сторона, сам продавец или на автомобиле имеются юридические ограничения.
Будьте внимательны и всегда включайте голову (холодную).
Ну а если Вы заняты поиском хорошего подержанного авто, то приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.