Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Почему китайцы продолжают строить авианосцы несмотря на дроны и гиперзвук

Самый современный авианосец Китая «Фуцзянь» введен в строй 5 ноября 2025 года. «Фуцзянь» — самая амбициозная китайская разработка в области военно-морских технологий на сегодняшний день. Как и остальные китайские авианосцы «Фуцзянь» назван в честь одной из китайских провинций. Все три китайский авианосца используют для своих энергетических установок дизельное топливо. На "Фуцзяне" размешаются 40 истребителей, а также самолеты радиолокационного обнаружения и вертолеты. "Изюминкой" «Фуцзяна» является электромагнитная катапульта для запуска самолётов и их замедления при посадке. Эта система похожа на ту, что используется на борту авианосца «Джеральд Р. Форд», первого авианосца нового поколения в США, вступившего в строй в 2017 году. Ранее на авианосцах использовались паровые катапульты с более резким ускорением и перегрузками при старте. Кроме того паровым катапультам требовалось больше времени на подготовку к старту. Новая система взлета и посадки может позволить «Фуцзяню» нести бо
Новейший китайский авианосец "Фуцзянь"
Новейший китайский авианосец "Фуцзянь"

Самый современный авианосец Китая «Фуцзянь» введен в строй 5 ноября 2025 года.

«Фуцзянь» — самая амбициозная китайская разработка в области военно-морских технологий на сегодняшний день.

Как и остальные китайские авианосцы «Фуцзянь» назван в честь одной из китайских провинций.

Все три китайский авианосца используют для своих энергетических установок дизельное топливо.

На "Фуцзяне" размешаются 40 истребителей, а также самолеты радиолокационного обнаружения и вертолеты.

"Изюминкой" «Фуцзяна» является электромагнитная катапульта для запуска самолётов и их замедления при посадке. Эта система похожа на ту, что используется на борту авианосца «Джеральд Р. Форд», первого авианосца нового поколения в США, вступившего в строй в 2017 году.

Новейший американский авианосец "Джеральд Форд" имеет ядерный реактор и авиагруппу из 90 самолетов.
Новейший американский авианосец "Джеральд Форд" имеет ядерный реактор и авиагруппу из 90 самолетов.

Ранее на авианосцах использовались паровые катапульты с более резким ускорением и перегрузками при старте. Кроме того паровым катапультам требовалось больше времени на подготовку к старту.

Новая система взлета и посадки может позволить «Фуцзяню» нести более крупные самолёты с большим количеством вооружения и отправлять их в полёт быстрее и с меньшим износом конструкции. Электромагнитная катапульта также может использоваться для старта и посадки дронов, имеющих различный вес.

Два предыдущих китайских авианосца, «Ляонин» и «Шаньдун», используют упрощенную технологию взлёта и посадки, не предусматривающую наличие катапульты. Это палуба с носом-трамплином. 

Первый китайский авианосец "Ляонин"
Первый китайский авианосец "Ляонин"

"Ляонин" был заложен в 1885 году в Николаеве как тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Рига". (Классификацию "тяжелых крейсеров" эти корабли получали в СССР из-за того, что проход авианосцев через турецкие Проливы запрещен). В 1990 году корабль был переименован в "Варяг". После распада СССР он достался Украине, где его достройка была прекращена. В 1998 он был приобретен китайской развлекательной кампанией якобы для переоборудования в плавучий ресторан, достроен как авианосец и в 2012 году вошел в состав ВМФ Китая. На "Ляонине" базируются 24 истребителя и 12 вертолетов.

Китайский авианосец "Шандун"
Китайский авианосец "Шандун"

Авианосец "Шандун" был полностью построен в Китае, и вступил в строй в 2019 году. На нем размешается около 40 истребителей и самолетов радиолокационного вооружения.

По данным из американских источников, Китай строит четвертый авианосец.

Китай планирует дальнейшее расширение флота, возможно, с переходом в какой-то момент на атомные авианосцы, несмотря на утверждения о том, что беспилотные летательные аппараты и высокоточные ракеты могут сделать большие корабли устаревшими.

«Хотя беспилотные системы и являются трендом, я не верю, что в ближайшее десятилетие они будут представлять серьёзную угрозу для авианосцев» — заявил Цзян Синьбяо, один из ведущих сотрудников Института исследований национальной обороны и безопасности в Тайбэе, работающего на министерство обороны Тайваня — буржуазного островного китайского государства, возникшего после победы на материковом Китае коммунистов.

Я же, автор канала "Путешественник во Времени", думаю, что причина, по которой Китай продолжает строить авианосцы, заключается в том, что имея геополитические интересы, он не может обойтись без океанского флота, способного к мощному проецированию силы в любом районе мирового океана. Иными словами, Китаю, осуществляющему экономическую экспансию по всему миру, нужны корабли для обеспечения безопасности своих иностранных вложений. А авианосцы для этой цели являются наипервешим и наиполезнейшим средством.

Впрочем, может быть китайцы, даже осознавая уязвимость авианосцев для гиперзвуковых ракет и дронов, не могут отказаться от уже построенных и находящихся в достройке кораблей этого типа, потому что тем самым они признают допущенную ими ошибку и нерациональную трату значительных средств, что с точки зрения китайского руководства может рассматриваться как "потеря лица". Этим Китай кардинально отличается от России. Нет у китайцев такой широты душевной, чтобы порезать новые построенные и достраиваемые корабли "на иголки", что Россия проделывала трижды — при Ленине, Хрущеве и Горбачеве.

О кораблях и моряках | "Путешественник во Времени" | Дзен

Ваш

"Путешественник во Времени" | Дзен