Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Двенадцатая ночь» - торжество красоты и шика

Какое же обсуждение фильмов Яна Фрида без упоминания его роскошнейшей киноработы «Двенадцатая ночь» (1955)? Театральная пышность, красивые актёры, синее крымское небо… Если же говорить об эпохе – то здесь излёт маньеризма при переходе к барокко. Эра чинквеченто уступала XVII столетию – не менее жестокому, но ещё более напыщенному. Комедии Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира – всегда на грани фола. Тут есть место и лиризму, и хулиганству, и тонкому исследованию человеческой натуры. Собственно, мне больше нравится постановка «Двенадцатой ночи» (1975), сделанная Питером Джеймсом с советскими актёрами театра «Современник» - с Юрием Богатырёвым-Орсино и Виолой-Себастьяном – Мариной Неёловой. Там больше живости и сатиры на все времена. На мой взгляд, оба варианта надо воспринимать вместе. Это, как две стороны медали – дворцово-парадная и площадная. Лента Яна Фрида мне больше всего напоминает «Кубанских казаков» (1949) Ивана Пырьева, и дело не в Кларе Лучко, а в триумфальной роскоши, свойс

Какое же обсуждение фильмов Яна Фрида без упоминания его роскошнейшей киноработы «Двенадцатая ночь» (1955)? Театральная пышность, красивые актёры, синее крымское небо… Если же говорить об эпохе – то здесь излёт маньеризма при переходе к барокко. Эра чинквеченто уступала XVII столетию – не менее жестокому, но ещё более напыщенному. Комедии Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира – всегда на грани фола.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

Тут есть место и лиризму, и хулиганству, и тонкому исследованию человеческой натуры. Собственно, мне больше нравится постановка «Двенадцатой ночи» (1975), сделанная Питером Джеймсом с советскими актёрами театра «Современник» - с Юрием Богатырёвым-Орсино и Виолой-Себастьяном – Мариной Неёловой. Там больше живости и сатиры на все времена. На мой взгляд, оба варианта надо воспринимать вместе.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

Это, как две стороны медали – дворцово-парадная и площадная. Лента Яна Фрида мне больше всего напоминает «Кубанских казаков» (1949) Ивана Пырьева, и дело не в Кларе Лучко, а в триумфальной роскоши, свойственной послевоенному синематографу. Да, впрочем, и всему искусству – актуальны сделались коринфские капители, вазоны а-ля Версаль, прихотливые рокайли, рога изобилия. Даже рабочие посёлки при заводах украшались каменными виньетками.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

На этом фоне и появилась «Двенадцатая ночь», где много пафоса и торжественности. Разумеется, есть место и юмору – например, линия сэра Тоби (Михаил Яншин) и сэра Эндрю Эгьюйчика (Георгий Вицин). Однако и это смотрится не столько забавно, сколько идеально-классически. Мальволио (Василий Меркурьев) – не тот откровенный идиот, которого впоследствии сыграет Олег Табаков, но предельно серьёзный человек…

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

И его жаль. Табаков-Мальволио одним своим видом вызывал желание его одурачить. Здесь же этого нет. В роли герцога Орсино выступил Вадим Медведев с его аристократической наружностью – он изумителен, как старинный портрет, изображающий знатного сеньора. Все движения – выверены, поступь – идеальна. Такова же и богиня советского экрана Алла Ларионова в образе графини Оливии – белокурая, статная, холодновато-гордая.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

Клара Лучко выглядит изысканно и в дамском, и в мужском обличии. Эти игры с переодеваниями часто встречаются в произведениях XVI-XVIII веков – тогдашние моды были одинаково шикарны, как для дам, так и для кавалеров – все ходили в бархате, золоте и драгоценностях. Кроме того, был популярен типаж нежного юноши, этакого персика – в частности, этот мотив прослеживается в «Орландо» Вирджинии Вульф.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

Эти мальчики 15-17 лет бывали пажами, а некоторые богатые вдовы делали их своими фаворитами – тут необязательно «постель», ибо ценилась прелесть, как таковая. Потом эти птенцы делались брутальными, женились, шли на войну. В общем, вырастали из чарующе-щенячьего возраста. Себастьян и Виола в костюме Цезарио – из той же серии. Потому-то графиня Оливия и «клюнула» на типаж. Орсино для неё …слишком стар, помимо всего прочего.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

В этом фильме – изящно произносят текст, все кадры – чётко выстроены, композиция – «золотое сечение». Много сцен, отснятых «снизу вверх», чтобы фигуры вырисовывались на фоне зданий и неподражаемой крымской зелени. Главенствую три цвета, свойственные и маньеризму, и барокко – чёрный, красный и золотой (ах, и жёлтые чулки с подвязками крест-накрест). Причём, в каждом фрагменте – эталонное цветовое решение.

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» (1955). Скриншот.

Сам по себе фильм Яна Фрида – пиршество для глаз. В 1950-х годах всем хотелось интенсивных красок, прихотливых декораций, ощущения праздника. Человек шёл в кино, чтобы отвлечься от сурового быта. Минимализм начался попозже, когда люди наконец-то залатали дыры и переселись из коммуналок в Черёмушки, а уж вариация 1975 года – это интеллигентское переосмысление. Эра стабильности, именуемая по ошибке Застоем... Жизнь меняется и только Шекспир – вечен.

Zina KorZina (c)