9 ноября 2025 года исполняется 140 лет со дня рождения поэта Велимира Хлебникова. Но задолго до славы «Председателя Земного шара» он был просто Витей из Казани. Где жил будущий гений, из-за чего попал в тюрьму, почему считался прилежным учеником, хотя не учил уроки, и как получил одобрение от самого Горького? 5 интересных фактов о казанском периоде жизни – в нашем материале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани!
Хлебников – один из крупнейших и ярчайших деятелей русского авангарда, футурист. Он реформировал поэтический язык, экспериментировал с созданием новых слов. Поэт один из основоположников использования литературного приема – зауми. Даже современники считали Хлебникова «величайшим поэтом современности».
Где жил Хлебников в Казани: история двух домов
В 1898 году семья будущего поэта Хлебникова переехала в Казань из Симбирска (ныне Ульяновск). Его отец, Владимир Алексеевич, был известным орнитологом, а мать, Екатерина Николаевна – историком.
Изначально Хлебниковы поселились на Третьей горе (сейчас это улица Калинина) в просторном двухэтажном особняке купца-старообрядца Василия Максимова. Дом №59 с пилястровым фасадом и шестью окнами был одним из самых добротных в округе. Краевед Вячеслав Аристов в труде «В.В. Хлебников в Казани» описывает его как здание со светлыми комнатами, высокими потолками и небольшим мезонином. К сожалению, в 2004 году этот дом был снесен, а сегодня на его месте – парковка.
Позже, в студенческие годы поэта (1906-1908 гг.), семья перебралась на Вторую гору (современный адрес: ул. Волкова, 46). Именно этот двухэтажный особняк с мансардой, построенный в 1892 году, и дошел до наших дней. В 1997 году он получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Просторное здание с более чем 10 комнатами позже стало домом и для другого гения – композитора Салиха Сайдашева.
Память о великом поэте здесь хранят: рядом с домом установлен информационный щит, рассказывающий о его знаменитом жильце.
Сочинения Хлебникова считались лучшими в классе: первые шаги будущего гения
Свой путь в большую литературу Велимир Хлебников (тогда еще Виктор) начинал в Третьей мужской гимназии на Первой горе. Учеба была рядом с домом – всего 15 минут пешком по историческому маршруту: мимо дома Евреиновых, где жил Максим Горький, и флигеля Орловых, который снимала семья Владимира Ульянова-Ленина.
Еще в гимназии Хлебников ярко выделялся среди сверстников своей искренней любовью к чтению. А его сочинения неизменно признавались лучшими в классе.
Одноклассник поэта, Борис Денике, вспоминал:
«Преподаватель словесности сказал, что прочтет лучшее сочинение. Оно поразило нас оригинальностью языковых оборотов и очень свободным подходом к теме. «Это написал Виктор Хлебников», – сказал преподаватель. Хлебников во время чтения сидел с равнодушным видом, как будто это его не касалось».
А первые стихотворения поэта были написаны чуть позже, во времена учебы в Казанском университете. Уже в них видна рука будущего мастера-футуриста, реформатора поэтического языка.
На ветке
На ветке
Сидели птица гнева
И птица любви.
И опустилась на ветку
Птица спокойствия.
И с клекотом
Поднялась птица гнева.
А за ней поднялась птица
Любви.
1905–1906
И в быви будь меняя на избытость…
И в быви будь меняя на избытость,
Стоглазое, стоустое
Хребет ярит, щетинит и горбатит
Стобывное бусло.
1907
Казанские впечатления Хлебникова нашли отражение в поэме «Хаджи Тархан»:
(…)
Мила, мила нам Пугачевщина,
Казак с серьгой и темным ухом,
Она знакома нам по слухам.
Тогда воинственно ножовщина
Боролась с немцем и треухом.
Ты видишь город стройный, белый,
И вид приволжского Кремля?
Там кровью полита земля,
Там старец брошен престарелый,
Набату страшному внемля...
Казани страж – игла Сумбеки,
Там лились слез и крови реки.
Там голубь, теменем курчав,
Своих друзей опередил
И падал на землю стремглав,
Полет на облаке чертил.
И, отражен спокойным тазом,
Давал ума досугу разум...
(…)
Мечеть и храм несет низина
И видит скорбь в уделе нашем
Красив и дик, зов муэдзина
Зовет народы к новым кашам.
С булыжником там белена
На площади ясной дружила,
И башнями стройно стена
И город и холм окружила.
(…)
Он никогда не учил уроки: как феноменальная память помогала Хлебникову в гимназии
Велимир Хлебников с юных лет шел своим путем, и это касалось даже учебы. По воспоминаниям его младшей сестры Веры, будущий поэт-бунтарь никогда не учил уроки, потому что домашние задания и чтение учебников наводили на него тоску.
Однако в гимназии он все равно считался хорошим учеником. Секрет был в его феноменальной памяти. Хлебникову было достаточно бегло просмотреть учебник прямо на перемене, чтобы блестяще ответить на уроке.
«Приходилось не учить дома, а кое-как просматривать учебники в перемены (...) Он считался хорошим учеником, особенно его выделяла математика, которой он увлекся, и русская словесность», – приводит воспоминания Веры краевед Вячеслав Аристов.
В 18 лет загремел в … тюрьму
Осенью 1903 года Хлебников попал за решетку – за участие в студенческих возмущениях. Поводом стала трагическая гибель студента-социал-демократа Сергея Симонова, которого власти поместили в психиатрическую больницу, где он скончался.
5 ноября у здания Казанского университета собралась демонстрация. После отказа разойтись на студентов обрушилась конная полиция. Было задержано 35 человек, и среди них – будущий великий поэт.
Хлебников провел в пересыльной тюрьме (современный адрес – ул. Батурина, 7а), целый месяц. К слову, это мрачное здание у стен Кремля имеет богатый список знаменитых сидельцев: декабрист Александр Гриневицкий, поэт Хасан Туфан, революционеры Владимир Ульянов и Мулланур Вахитов.
Несмотря на суровые условия, Хлебников не падал духом. В декабре 1903 года он отправил родителям письмо. Поэт сообщал, что занимается физикой и математикой, читает логику Минто.
Одобрение Горького: какой была первая пьеса Хлебникова
В августе 1904 года студент Хлебников отправил свою первую пьесу «Елена Гордячкина» уже признанному мэтру Максиму Горькому.
«Уважаемый и дорогой писатель! Я посылаю Вам первое свое литературное детище – дорогое мне, так как оно написано в минуту искреннего и сильного чувства... мне кажется иногда, что здесь затронут если не совсем новый вопрос, то с несколько новой точки зрения», – писал Хлебников.
Этот шаг не остался без ответа. Горький вернул рукопись с авторскими правками и пометками, что стало бесценным уроком для молодого автора. Ярче всего этот триумф передан в воспоминаниях его сестры Веры. Она описывала, как брат таинственно привел ее в свою комнату и показал рукопись:
«Витя объяснил, что он посылал свое сочинение Горькому и тот вернул со своими заметками, насколько помню – одобрил, так как вид у Вити был гордый и радостный».
Рецензия Горького, несомненно, укрепила веру Хлебникова в себя и дала крылья молодому дарованию.
P.S. Русский дервиш
Признание к поэту Хлебникову пришло уже после отъезда из Казани. Он поражал всех своей необычностью: ночевал у друзей или на вокзале, потому что не имел своего дома, и разговаривал с птицами. А стихи обычно хранил… в наволочке. Рукописи постоянно терялись и разлетались, но многие тексты спасли друзья – Маяковский и Давид Бурлюк.
Хлебников странствовал даже в Персии, где его прозвали «русский дервиш». Настолько диковинным показался им этот русский странник.
Когда Хлебников выступал, он тихо бормотал стихи себе под нос. А посреди выступления мог сказать «и так далее!» – и покинуть сцену.
Один из самых талантливых русских футуристов называл себя и коллег «будетлянами» – от слова «будущее». Велимир Хлебников считал, что нужно творить слова из родных славянских корней. Например, вместо слова «актер» поэт предлагал «игрец», а вместо «математик» – «числяр». Он всю жизнь мечтал изобрести универсальный язык, который будут понимать на всех континентах. Так возникла «периодическая система слова» Велимира Хлебникова.