Найти в Дзене
Музей музыки

Музей музыки отмечает Всемирный день пианиста рассказом о выдающемся музыканте А. Б. Гольденвейзере

Для музея-квартиры А.Б. Гольденвейзера этот день – особенный, ведь Александр Борисович был одним из четырех «атлантов» московской фортепианной школы, наряду с Константином Игумновым, Самуилом Фейнбергом и Генрихом Нейгаузом. Воспоминания благодарных учеников А.Б. Гольденвейзера составили несколько томов. Одной из них – Инне Малининой – повезло больше других: она снялась в документальном фильме 1945 года «Юные музыканты», о воспитанниках Центральной музыкальной школы. «Я играла небольшой отрывок из Концерта ми минор Шопена. За вторым роялем сидел Александр Борисович, исполняя партию оркестра. Какое счастье через многие годы вновь увидеть обращенный на тебя (тогда юную девочку с косичками) внимательный, дружелюбный взгляд любимого учителя», - писала она в воспоминаниях. Среди хранящихся в Музее музыки фотографий есть снимки 1958 года, когда Инна Малинина принимала участие в Первом Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. В свою программу она включила два экспромта своего учителя. Фот

Для музея-квартиры А.Б. Гольденвейзера этот день – особенный, ведь Александр Борисович был одним из четырех «атлантов» московской фортепианной школы, наряду с Константином Игумновым, Самуилом Фейнбергом и Генрихом Нейгаузом.

Пианистка Инна Малинина, лауреат Международного конкурса им. Моцарта (1956).
М.1958. Фото: Соболев. Из фондов Музея музыки.
Пианистка Инна Малинина, лауреат Международного конкурса им. Моцарта (1956). М.1958. Фото: Соболев. Из фондов Музея музыки.

Воспоминания благодарных учеников А.Б. Гольденвейзера составили несколько томов. Одной из них – Инне Малининой – повезло больше других: она снялась в документальном фильме 1945 года «Юные музыканты», о воспитанниках Центральной музыкальной школы. «Я играла небольшой отрывок из Концерта ми минор Шопена. За вторым роялем сидел Александр Борисович, исполняя партию оркестра. Какое счастье через многие годы вновь увидеть обращенный на тебя (тогда юную девочку с косичками) внимательный, дружелюбный взгляд любимого учителя», - писала она в воспоминаниях.

Скриншот: Инна Малинина и Александр Гольденвейзер. Юные
музыканты. Фильм о ЦМШ. Реж. В.Строева. Центральная студия документальных
фильмов. Москва, 1945
Скриншот: Инна Малинина и Александр Гольденвейзер. Юные музыканты. Фильм о ЦМШ. Реж. В.Строева. Центральная студия документальных фильмов. Москва, 1945
Скриншот: Инна Малинина и Александр Гольденвейзер. Юные
музыканты. Фильм о ЦМШ. Реж. В.Строева. Центральная студия документальных
фильмов. Москва, 1945
Скриншот: Инна Малинина и Александр Гольденвейзер. Юные музыканты. Фильм о ЦМШ. Реж. В.Строева. Центральная студия документальных фильмов. Москва, 1945

Среди хранящихся в Музее музыки фотографий есть снимки 1958 года, когда Инна Малинина принимала участие в Первом Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. В свою программу она включила два экспромта своего учителя. Фотограф запечатлел ее с победителями – Ваном Клиберном и Эдуардом Миансаровым. В этот раз пианистка не вошла в число лидеров, но двумя годами раньше, на Международном конкурсе им. Моцарта в Зальцбурге она взяла второй приз!

Эдуард Миансаров, Инна Малинина, Ван Клиберн. I Международный конкурс им. П.
И. Чайковского. Московская консерватория, 4 апреля, 1958. Из фондов Музея музыки.
Эдуард Миансаров, Инна Малинина, Ван Клиберн. I Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Московская консерватория, 4 апреля, 1958. Из фондов Музея музыки.

Путь к участию в конкурсах был тернист: требовалось пройти жесточайший отбор на консерваторских прослушиваниях. Профессор Гольденвейзер поблажек не давал, и его любимая студентка несколько раз получала отказ. «Как я была на него обижена! Месяца три я не показывалась в классе: все это время А.Б. терпеливо ждал…Когда я, наконец, поняла, что учитель был прав…и пришла на урок, Александр Борисович, не сказав мне ни слова, спокойно начал со мной работать…». И вскоре предложил готовиться к конкурсу имени Моцарта. А незадолго до своей кончины сказал: «Играй больше Моцарта!»

По воспоминаниям Малининой, школа Гольденвейзера – это не только внимание к тончайшим пианистическим деталям, дар распознавать талант и держать его в тонусе, задавая неизбитые пьесы и развивая композиторскую жилку. Заболели руки – профессор направляет девушку к знакомым врачам, заела нужда – присуждает ей – одной из претенденток – «по справедливости», Сталинскую стипендию. Не случайно выдающаяся пианистка стала замечательным педагогом. Полвека отдала она Институту им. Гнесиных, воспитав свыше 100 музыкантов. Многих из них она приводила обыгрывать программы в музей-квартиру А.Б. Гольденвейзера, где часто выступала сама. В Музее музыки сохранилась афиша юбилейного концерта в честь А.Б. Гольденвейзера, где солировала Инна Малинина, а также фотография пианистки во время ее выступления в квартире на Тверской, 17.

Афиша концерта, посвященного 100-летию А.Б. Гольденвейзера. Государственный
музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. 9 марта, 1975. Из фондов Музея музыки.
Афиша концерта, посвященного 100-летию А.Б. Гольденвейзера. Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. 9 марта, 1975. Из фондов Музея музыки.
Инна Васильевна Малинина во время выступления в музее-квартире А.Б.
Гольденвейзера на Тверской, 17 1990. Из фондов Музея музыки.
Инна Васильевна Малинина во время выступления в музее-квартире А.Б. Гольденвейзера на Тверской, 17 1990. Из фондов Музея музыки.