Найти в Дзене

Три мачты и три десятилетия — история учебного корабля «МИР»

Парусник «МИР» — трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением, фрегат по международной классификации парусных судов. За 36 лет морской жизни фрегат «МИР» стал легендой мирового парусного клуба. Ему по плечу международные регаты, парусные кругосветки, учебные рейсы. Фрегат собрал коллекцию наград престижных парусных гонок, воспитал тысячи моряков. Одних только морских миль накрутил по морям больше 200 000. Ежегодно на судне проходят практику около 200 курсантов. Расскажем об истории парусника, его устройстве и как на него попасть. Проект № B810/02 разработал легендарный судостроитель Зигмунд Хорень. Фрегат построили по проекту Хореня польские корабелы на знаменитой Гданьской судоверфи. Они выполняли заказ Минморфлота СССР. Это была стоящая работа — поляки оценили парусник в 80 000 000 рублей. Официально корабль сошёл на воду зимой 1987 года. Фрегат был передан Ленинградскому высшему инженерному морскому училищу имени адмирала С.О. Макарова, вышел в море и взял курс на Ленинград.
Оглавление

Парусник «МИР» — трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением, фрегат по международной классификации парусных судов. За 36 лет морской жизни фрегат «МИР» стал легендой мирового парусного клуба. Ему по плечу международные регаты, парусные кругосветки, учебные рейсы. Фрегат собрал коллекцию наград престижных парусных гонок, воспитал тысячи моряков. Одних только морских миль накрутил по морям больше 200 000. Ежегодно на судне проходят практику около 200 курсантов. Расскажем об истории парусника, его устройстве и как на него попасть.

История рождения

Проект № B810/02 разработал легендарный судостроитель Зигмунд Хорень. Фрегат построили по проекту Хореня польские корабелы на знаменитой Гданьской судоверфи. Они выполняли заказ Минморфлота СССР. Это была стоящая работа — поляки оценили парусник в 80 000 000 рублей. Официально корабль сошёл на воду зимой 1987 года. Фрегат был передан Ленинградскому высшему инженерному морскому училищу имени адмирала С.О. Макарова, вышел в море и взял курс на Ленинград.

-2

Феноменальные скорости, признание короля и победы на характере

А дальше были практически ежегодные участия в крупнейших мировых гонках больших парусников. «МИР» неоднократно состязался в именитой гонке Cutty Sark, организатором которой была компания по производству одноимённого виски. В 1988, 1989, 1991, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 несколько раз побеждал в отдельных этапах и в общем регатном зачёте.

Самым ярким событием тех гоночных лет стала международная гранд-регата Columbus-92 в честь 500-летия открытия Америки. В этой гонке «МИР» пришел к финишу абсолютным победителем. Его Величество Король Испании Хуан Карлос I вручил экипажу корабля главный приз регаты.

-3

В 2000 году «МИР» участвовал в трансатлантической регате Tall Ships' Races. Тогда корабль получил повреждения руля. Но несмотря на технические трудности выиграл четыре этапных приза и занял IV место в общем зачёте парусников класса «А».

Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк — вот неполный список портов, в которые заходил легендарный фрегат за годы странствий.

-4

Технические характеристики судна

  • Длина с бушпритом — 109,6 м
  • Ширина — 14,0 м
  • Высота борта от линии киля до палубы по центру корпуса — 10,65 м
  • Осадка макс — 6,6 м
  • Валовая вместимость — 2257 рег.т.
  • Порожнее водоизмещение - 2984 т
  • Дедвейт — 761 т
  • Высота грот-мачты от поверхности воды – 49,5 м
  • Силовая установка — 2 дизельных двигателя по 570 л.с. (2х419 кВт)
  • Электроснабжение — 2 электрогенератора по 320 квт , 1 на 400 квт.
  • Постоянный штатный экипаж — 55 чел.
  • Курсантский состав — до 140 чел.
  • Запас пресной воды — 300 т
  • Запас дизельного топлива — 194 т
  • Скорость под моторами — 11 узлов
  • Макимальная официально зарегистрированная корость под парусами — 21 узел (38.9 км/ч)

Организацией Учебно-парусных судов STA признан самым быстрым парусником в мире.

Корпус

Стальной, сварной, трёхпалубный, со сплошными палубами. Нос — клипперной формы.

Корма на фрегате транцевая, выпуклая, с ахтерштевнем открытого типа. Руль полый балансирный. Винт с регулируемым шагом, при парусном ходе под парусами сопротивление лопастей уменьшается приведением во флюгерное положение. Корабль оснащён двумя якорями Холла по 1,5 т каждый и якорным брашпилем. Выход якорной цепи позволяет кораблю вставать на глубинах до 100 м.

Верхняя палуба несёт три одноярусные надстройки с вынесенными за борта мостиками со спассредствами. Ходовая рубка устроена на мостике кормовой надстройки. В остальных надстройках расположены штурманская рубка, походная каюта капитана корабля, каюта старшего боцмана, радиорубка и учебный штурманский кабинет.

Первая закрытая, она же главная, палуба несёт салон, каюты капитана и старпома, капитанский кабинет, 5 одноместных кают для старшего и 10 — для среднего руководящего состава, кабинет медслужбы, кают-компания и учебные классы. На главной палубе устроены 14 двух/трёхместных кают для рядового штатного экипажа.

На твиндеке, нижней закрытой палубе, расположены 12-местные курсантские кубрики для курсантов, хозблок — парусная и такелажная мастерские, кладовые для хранения канатов и запасных комплектов парусов, камбуз с холодильными камерами и комнаты отдыха.

Корпус фрегата выкрашен в белый цвет с продольной голубой полосой. Носовая оконечность, княвдигенд, украшен золочёным орнаментом. Такой же декоративный элемент украшает корму судна.

-7

Рангоут

Конструкция рангоута — пустотелая, выполненная из стальных труб. Составные мачты связаны фланцевыми креплениями. Каждая мачта отклонена в сторону кормы на 2°.

Благодаря такой конструкции классическое деление мачты на стеньги, брам-стеньги и бом-брам-стеньги размыто. Его можно определить местоположением реёв, марсовых площадок, салингов.

Реи фрегата закреплены на бейфутах, их высота постоянна. Экипаж брасами свободно вращает реи — они поворачиваются относительно ветра на 60° в каждую сторону.

Высота мачт от конструктивной ватерлинии:

  • фок-мачта — 49,2 м,
  • грот-мачта —  49,5,
  • бизань-мачта — 48,4 м.

Габариты основных элементов рангоута:

  • Бушприт — 23 м, ∅ 700 мм
  • Фок-мачта — 25,5 м,  ∅ 700 мм
  • Грот-мачта — 25,8 м,  ∅ 700 мм
  • Бизань-мачта - 23,0 м, ∅ 550 мм.
  • Фока-реи и грота-реи — 23,7 м, ∅ 450 мм.

Такелаж

Стоячий такелаж выполнен из стальных тросов. Ватер- и мартин-штаги бушприта - стальные цепи, покрытые белой эмалью. Бегучий такелаж выполнен из синтетических тросов. Тросы окрашены в разные цвета по группам такелажа. Это облегчает команде работу с большим числом снастей.

Паруса

Корабль оснащён полным набором прямых парусов, на бизани отсутствует нижний парус. Косые паруса-стаксели установлены между мачтами — они дают судну дополнительную манёвренность. Паруса выполнены из высокопрочных синтетических тканей с повышенной водостойкостью и устойчивостью к УФ-излучению. Общее количество парусов — 26

Площадь парусов

Общая площадь парусов — 2647 кв. м.

Косые от фок-мачты к бушприту:

  • летучий кливер — 64,3 кв. м.
  • бом-кливер — 71,3 кв. м.
  • кливер — 72,5 кв. м.
  • мидель-кливер — 79,3 кв. м.
  • фор-стень-стаксель (71,7),

Косые от грот-мачты:

  • грот-стень-стаксель — 120 кв. м.
  • грот-брам-стаксель — 78 кв. м.
  • грот-бом-брам-стаксель — 72 кв. м.

Косые от бизань-мачты:

  • крюйс-стень-стаксель — 67,2 кв. м.
  • крюйс-брам-стаксель — 60,4 кв. м.
  • крюйс-бом-брам-стаксель — 58,2 кв. м.
  • задняя бизань — 154 кв. м.

Прямые паруса фок-мачты:

  • фок — 201,5 кв. м.
  • нижний фор-марсель — 111,8 кв. м.)
  • верхний фор-марсель — 113,1 кв. м.
  • фор-брамсель — 114,2 кв. м.
  • фор-бом-брамсель — 111,5 кв. м.

Прямые паруса грот-мачты:

  • грот — 201,5 кв. м.
  • нижний грот-марсель — 111,8 кв. м.
  • верхний грот-марсель — 113,1 кв. м.
  • грот-брамсель (114,2 кв. м.
  • фор-грот-брамсель — 111,5 кв. м.

Прямые паруса бизань-мачты:

  • нижний крюйс-марсель — 100,8 кв. м.
  • верхний крюйс-марсель — 91,2 кв. м.
  • крюйс-брамсель (106,6 кв. м.), крюйс-бом-брамсель — 75,7 кв. м.

УПС «МИР» в целях прохождения курсантами практики с середины весны до октября 2026 года ходит в акватории Балтийского моря. Во время переходов, которые длятся 7 суток, корабль берет на борт до 140 гражданских практикантов-трейнизов. Практиканты становятся частью экипажа, выполняют палубные и такелажные работы, ставят и укатывают паруса, прокладывают курс и управляют судном. В навигационном сезоне 2026 года можно стать участником парусной экспедиции на фрегате. Как это сделать — посмотрите здесь.