Найти в Дзене

МИСТИКА В СУЗДАЛЕ: ВОЛХВЫ, ЗАГОВОРЫ И АМУЛЕТЫ

Суздаль появился еще до Крещения Руси и всю свою тысячелетнюю историю сохранил отголоски мрачных древних верований местных жителей. Которые с нечистой силой знались не понаслышке и могли устроить Хэллоуин не хуже, чем на Западе. ВОЛХВЫ НЕ БОЯЛИСЬ МОГУЧИХ ВЛАДЫК Первое же упоминание о Суздале в летописной «Повести временных лет» в 1024 году говорит о восстании волхвов. Они были служителями дохристианских культов, магами, жрецами-колдунами и прорицателями. И в тот голодный год, ссылаясь на дьявольские силы, подстрекали людей к мятежу против властей. Спецоперацию по усмирению бунта возглавил лично князь Ярослав Мудрый, сказавший «Бог наказывает землю за грехи, посылая голод, мор, засуху и другие бедствия, а человек не может знать, за что именно». ХРАМЫ НА МЕСТЕ ЯЗЫЧЕСКИХ КАПИЩ Суздальский историк XVIII века Анания Фёдоров писал, что «обыватели во граде Суждале были идолопоклонники богов языческих, среди которых Ярун, Пинай, Облупа и Купала». В честь этих богов в городе были особые мест

Суздаль появился еще до Крещения Руси и всю свою тысячелетнюю историю сохранил отголоски мрачных древних верований местных жителей. Которые с нечистой силой знались не понаслышке и могли устроить Хэллоуин не хуже, чем на Западе.

ВОЛХВЫ НЕ БОЯЛИСЬ МОГУЧИХ ВЛАДЫК

Первое же упоминание о Суздале в летописной «Повести временных лет» в 1024 году говорит о восстании волхвов. Они были служителями дохристианских культов, магами, жрецами-колдунами и прорицателями. И в тот голодный год, ссылаясь на дьявольские силы, подстрекали людей к мятежу против властей. Спецоперацию по усмирению бунта возглавил лично князь Ярослав Мудрый, сказавший «Бог наказывает землю за грехи, посылая голод, мор, засуху и другие бедствия, а человек не может знать, за что именно».

Ильинская церковь стоит на месте древнего капища Перуна
Ильинская церковь стоит на месте древнего капища Перуна

ХРАМЫ НА МЕСТЕ ЯЗЫЧЕСКИХ КАПИЩ

Суздальский историк XVIII века Анания Фёдоров писал, что «обыватели во граде Суждале были идолопоклонники богов языческих, среди которых Ярун, Пинай, Облупа и Купала». В честь этих богов в городе были особые места для их почитания.

Так на правом берегу реки Каменки в наше время возвышается церковь Ильи Пророка, которая была построена на месте древнего капища Перуна. Холм, на котором ныне расположена церковь, издавна назывался Ивановой горой.  Что, вероятно, связано с культом Ивана Купалы. 

Весной, согласно древнеславянским преданиям, Солнце-дитя превращается в юношу Ярилу (Яруна). Потому и главным блюдом праздника Масленицы является жёлтый блин, символизирующий солнце. Природа оживает после зимы, а души предков прилетают навестить своих потомков. Так вот центром масленичных гуляний в Суздале была Ярунова гора, это имя до сих пор носит улица, где теперь стоит храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

НОВОСЕЛЬЕ ДЛЯ ДОМОВОГО И ПОХОРОНЫ ЧЕРЕПА

В Суздале на любом строительстве нельзя было использовать «буйное дерево», выросшее на перекрёстке дорог. Считалось, что оно впитало нечистую силу и может разрушить дом и принести несчастье. 

Под углами дома для верности нужно было замуровать шерсть, зерно, монеты и ладан. Следы других «строительных жертв» — лошадей — отмечены в Суздале шесть раз. Например, в северо-восточной части Окольного города были обнаружены деревянные конструкции, пол углом одной из которых был найден череп лошади в возрасте 4–5 лет.

-3

КОСТЯНЫЕ ОБЕРЕГИ И БРОНЗОВЫЙ ИДОЛ

Уникальна бронзовая фигурка языческого божества, хранящаяся в Суздальском музее. Она изображает мужчину в длинной рубахе, подпоясанного, с короткой стрижкой и шапочкой на ушах. Фигурку эту подвешивали на шнурке или цепочке. Также среди амулетов-оберегов в Суздале в ходу были просверленные бобровые пяточные кости, зубы медведей и кабаньи клыки. Эти амулеты использовались не только в домонгольский период, но и в последующие эпохи.

Змеевик, принадлежавший Марии Шварновне, XII-XIII вв. Государственный исторический музей
Змеевик, принадлежавший Марии Шварновне, XII-XIII вв. Государственный исторический музей

ЗМЕЕВИК МНОГОДЕТНОЙ КНЯЖНЫ

Так называемые «змеевики» были заимствованы русскими из Византии. На лицевой их стороне изображались христианские символы — Христос, Богоматерь с младенцем, архангелы и святые, а на оборотной — «змеиное гнездо» с головой Медузы Горгоны и змеями. Они использовались как обереги от болезней и других напастей. На большинстве из них была круговая надпись с заклинаниями против недугов и лихорадок.

Сразу три сохранившихся «змеевика» происходят именно из Суздаля: два из раскопок и один каменный, хранившийся в ризнице Рождественного собора. Этот «Суздальский змеевик» принадлежал, вероятно, жене князя Всеволода III Большое Гнездо Марии Шварновне и был заказан ею в 1189 году для исцеления своих детей и себя.