Её называли негласной королевой московских театральных подмостков, а коллеги вполголоса шептали о её всесилии. Десятилетиями имя Марины Зудиной было неразрывно связано с двумя главными сценами столицы, где она, казалось, вершила судьбы и правила бал. Её положение казалось незыблемым, её влияние – почти безграничным. Но любая империя, сколь бы мощной она ни казалась, рушится, когда из неё исчезает главный стержень. И для Марины Зудиной таким стержнем был Олег Табаков.
Чтобы в полной мере осознать масштаб произошедшего падения, необходимо сначала вспомнить, на какой высоте находилась актриса. В те годы, когда Олег Павлович Табаков был художественным руководителем МХТ имени Чехова и своей родной «Табакерки», Марина Зудина занимала особое место. Её статус был бесспорен, а одно лишь неодобрительное выражение лица, по свидетельствам очевидцев, могло заставить режиссёра пересмотреть мизансцену, а художника по костюмам – заново кроить платье для спектакля.
Владычица театральных судеб
Главные женские роли в «Табакерке» по умолчанию отдавались ей. Это не подлежало обсуждению и воспринималось как негласное правило, с которым смирились все. Если вдруг приглашённый постановщик, по наивности или излишней смелости, пытался предложить на роль другую актрису, он рисковал не просто испортить отношения, но и навсегда закрыть для себя двери этих театров.
По театральным кулуарам ходили легенды о том, как даже самые яркие и одарённые актрисы, способные составить Марине Зудиной серьёзную конкуренцию, долгие годы оставались на второстепенных ролях или в массовке, не смея даже мечтать о премьерных показах. Зудина не просто выходила на сцену – она, как утверждали, вершила судьбы.
Поговаривали, что одного её слова было достаточно, чтобы вознести начинающего артиста до небес, обеспечив ему заветную роль, или же, напротив, безвозвратно сломать карьеру, нашептав супругу о чьей-то «неблагонадёжности». Её боялись, ей льстили, перед ней заискивали. В театральных кругах за глаза её называли «Салтычихой» – за крутой, властный и бескомпромиссный характер. И, кажется, эта роль всесильной правительницы ей самой пришлась по вкусу. Она привыкла, что весь мир вращается вокруг неё, а аплодисменты – лишь приятный фон для её жизни.
Конец эпохи
Однако 12 марта 2018 года всё изменилось. В этот день ушёл из жизни Олег Табаков. Это стало не просто смертью великого артиста и режиссёра, это был финал целой эпохи. И для Марины Зудиной тот день ознаменовал начало совершенно новой пьесы, в которой ей была уготована роль, к которой она оказалась абсолютно не готова – роль свергнутой королевы.
На тот момент ей исполнилось 52 года – возраст расцвета для любой актрисы. Но то, что казалось незыблемой крепостью, возведённой за годы брака с Табаковым, рассыпалось на глазах, словно карточный домик. Пока на Новодевичьем кладбище звучали прощальные речи, за кулисами уже начиналась новая, тихая война за власть. И в этой войне для вдовы мэтра, увы, места не нашлось.
Новый хозяин театра и изгнание
Театры Табакова осиротели, но не надолго. Новым художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков – один из самых известных и любимых учеников Олега Павловича. И именно с его приходом началось самое неожиданное. Машков, в отличие от многих, никогда не заискивал перед Зудиной. Он всегда держался на расстоянии, проявляя глубокое уважение к учителю, но не демонстрируя подобострастия к его супруге.
Получив полноправную власть, Машков действовал быстро и решительно. Он сразу дал понять: эпоха кумовства и личных привязанностей завершилась. Теперь в театре будут царить профессионализм и новая творческая концепция. И в этой концепции для Марины Зудиной не нашлось ни одной роли.
Спектакли с её участием начали один за другим исчезать из репертуара. Из афиш МХТ её имя тоже практически пропало. Вчерашняя прима, единолично решавшая, кому играть, а кому нет, сама оказалась за бортом. Для многих в труппе это стало настоящим шоком. Но ещё больше людей, как выяснилось, вздохнули с облегчением. Страх, годами витавший в коридорах, наконец, исчез. Коллеги, которые прежде ловили каждый её взгляд, теперь проходили мимо, едва кивнув. Власть, державшаяся исключительно на авторитете мужа, испарилась в одночасье.
Эхо прошлого
Чтобы понять, почему театральная среда столь холодно встретила «падение» Зудиной, необходимо вернуться на много лет назад. Её роман с Табаковым – это отдельная глава, полная скандалов и боли. Десять лет они скрывали свои отношения от посторонних глаз. У Табакова была семья – супруга, актриса Людмила Крылова, и двое взрослых детей, Антон и Александра.
Этот роман разрушил 35-летний брак. Развод был громким и мучительным. Но самым трагичным в этой истории стала судьба дочери Табакова, Александры. Она была талантливой актрисой и служила в театре своего отца. После появления в его жизни Зудиной карьера Александры стремительно пошла под откос. Ей перестали предлагать роли, постепенно выживая из театра, которому она была предана. В итоге она была вынуждена покинуть профессию, сломленная, как многие считали, предательством отца.
И вот спустя годы, в программе «Секрет на миллион», Марина Зудина с обидой в голосе рассказывала о несправедливом, по её мнению, отношении к ней и её сыну Павлу со стороны Машкова, о том, как их «выдавили» из родных стен. Однако она не произнесла ни слова о том, что когда-то точно так же, только гораздо жёстче, из театра «выдавили» дочь Табакова. Это замалчивание – ключ к пониманию того, почему многие сегодня не испытывают к Зудиной сочувствия. Кажется, судьба просто вернула ей бумеранг.
Наследство и наследники
Вопрос наследства стал ещё одним камнем преткновения. Почти всё многомиллионное состояние Олега Табакова – квартиры, счета, недвижимость – досталось Марине Зудиной и их двоим детям, Павлу и Марии. Дети от первого брака, Антон и Александра, практически ничего не получили. Когда Зудиной задали вопрос об Антоне, она бросила фразу, которая многое объясняет: «Он и так человек обеспеченный».
Этот прагматичный подход лишь укрепил слухи о том, что в её отношениях с мэтром присутствовал немалый холодный расчёт. А судьба сына, Павла Табакова, только подливает масла в огонь. После прихода Машкова он также покинул театр. Сегодня он ведёт светскую жизнь, снимается в сериалах, но театральная критика в один голос твердит: до таланта отца ему бесконечно далеко. Его успех, в первую очередь, воспринимается как магия знаменитой фамилии, а не результат большого труда и дарования. Контраст с отцом, который был фанатичным трудоголиком, слишком разителен.
Одиночество на пустой сцене
Сегодня Марина Зудина пытается жить заново. Она играет в антрепризах, изредка появляется в кинопроектах. Актриса держится с достоинством, никогда не демонстрируя на публике свою боль и обиду. Но в её интервью сквозит искреннее недоумение: как мир мог так измениться? Она, кажется, до сих пор уверена, что её статус великой актрисы должен был защитить её от любых перемен.
Что вы думаете о судьбе Марины Зудиной – это справедливое возмездие за былую жестокость или трагедия женщины, потерявшей всё после смерти любимого мужа? Поделитесь мнением в комментариях.
Несмотря на все жизненные перипетии, Марина Зудина продолжает свой путь, пытаясь найти новое место под солнцем в изменившемся мире. Время покажет, сможет ли она вновь обрести былую славу или ей придётся навсегда смириться с ролью «свергнутой королевы».