Как и обещала ( смотри здесь), по настоятельной просьбе читателя посмотрела сериал «Константинополь». Делюсь впечатлениями.
ВМЕСТО ЭПИГРАФА
Некто Карев о фильме «Константинополь»: «Неимоверная дичь,умопомрачительная херь...Зачем это, для кого?!!!...»
ФАКТЫ И ФАКТИКИ
Собственно, дальше можно было бы ничего и не писать. Суть ясна. Но Некто Карев задается вопросом, и на этот вопрос ответить бы надо. Итак, фильм о страданиях белоэмигрантов в Турции. События происходят в 1920 году по окончании гражданской войны, все как в знаменитом марше того времени:
Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Кто — на Тихом Океане, герои предлагаемого фильма — на берегу Черного моря. Но финал оказался один — эмиграция.
О том, как выживали на чужбине русские люди, добровольно покинувшие Родину, очень достоверно, очень убедительно рассказали в свое время Алексей Толстой, Михаил Булгаков. Тягаться с ними в достоверности сегодняшним писарчукам, подавшимся в сценаристы — напрасный труд. Результаты этого напрасного труда развесистой клюквой цветут в фильме «Константинополь». Из всего, что нагородили авторы в сериале, правда в том, что русские эмигранты в Турции были, и в том, что в 1920 году число их достигло 200 тысяч. Но уже к 1927 году их осталось 3-4 тысячи. И не потому, что кровавые англичане и турки перестреляли всех, как это показано в сериале, а потому что Турция стала своего рода перевалочной базой для эмигрантов. Они там долго не задерживались, стремились уехать в другие страны, более близкие по духу, по вере. Для чего авторы нагородили ужасов да с кровавыми подробностями, да со смакованием зверств? А потому что рыночек требует! Кровь и ужасы лучше продаются.
Но наш закаленный киношным мордобоем зритель не так прост. Его, чтобы расшевелить, надо очень постараться. Однако старались создатели сериала не так, чтобы очень. Наверное поэтому местами фильм откровенно скучен, и невооруженным глазом видно, как нагоняют метраж.
У ВАС УС ОТКЛЕИЛСЯ
Главный герой - русский офицер Сергей Нератов (Александр Устюгов) — не слишком удачная компиляция из майора Шилова, Робин Гуда, Дона Корлеоне и генерала Хлудова из фильма «Бег».
И всё в одном флаконе. Наверное, поэтому складывается впечатление, что Александр Устюгов так и не определился, кому из перечисленных персонажей отдать предпочтение в создании образа Нератова. Из хлудовской шинели выглядывает то благородный разбойник, то крутой мафиози, то ироничный опер.
Вообще подбор актеров вызывает большие сомнения и вопросы. Например, Оксана Акиньшина в роли баронессы Диковой так же нелепа, как Добронравов в роли Онегина в другой киноподделке. Не тянут они на аристократов, как не натягивай на Оксану видавший виды парик, а на Добронравова — костюм денди.
По замыслу создателей сериала героиня Акиньшиной должна вызывать у зрителей горячее сочувствие и волну переживаний: а ну-ка из баронесс - да в проститутки. Но не вызывает. А вот Серафиму Корзухину из фильма «Бег» в исполнении Людмилы Савельевой, попавшую в такую же жизненную передрягу, жалко от души. Ей горячо сочувствуешь.
И объяснить, в чем же между ними разница, значит, объяснить, чем отличается подделка от работы мастера. Героям «Бега» не надо было произносить назидательные монологи о тоске по родной земле, чтобы зритель ощутил всю глубину трагедии этих людей, потерявших всё.
ПОРТНЫЕ ОТ КИНО
Торжественный финал сериала, где после всех кровавых разборок Нератов с пистолетом стоит на берегу моря и говорит о любви к родине фальшив до зубовного скрежета. И ведь какая странная штука получается: слова-то он произносит правильные: «Чужбина — это пустыня, которая никогда не заменит землю, где похоронены твои предки, где каждый камень помнит твои шаги. И пока ты это чувствуешь, ты понимаешь: счастье не здесь, оно ждет тебя там, куда ты обязан вернуться. Ты не изгой, а странник, чья дорога ведет к единственному родному дому. Поэтому биться нужно за живых, а не мстить за мертвых».
Каждое слово этого монолога, кроме последней фразы, звучит искренне и находит отклик в душе. Но без Нератова, вне его. Последняя фраза пришита к монологу белыми нитками и теми же нитками монолог пришит к Нератову. Портные от кино даже и не сильно старались. Надо же было как-то увязать лирическое признание в любви к родной земле с убитым солдатом Кирпичевым, застреленным в окопе. И если генерала Хлудова в «Беге» мучает совесть за смерть солдатика, которого он приказал повесить, то Нератов своим монологом сам себе отпускает грехи.
Что имеем в сухом остатке: растянутый костюмированный боевик, лишенный исторической достоверности. Криминальные разборки в турецких декорациях авторы пытаются облагородить финальным монологом. Но корявенько в общем-то получилось. На троечку.
Да еще и романс сплагиатили.
Так зачем и для кого снимали этот сериал? Зачем — понятно: деньги осваивали. Для кого? Мне думается, создатели сериала этим вопросом даже не заморачивались. Деньги освоены — и ладно.