Найти в Дзене
Культурный код

ЗАЗ-965 и история советского «горбатого» чуда: от технического авантюризма к культовому символу эпохи

В 1960 году на улицах советских городов появился автомобиль, который вызвал у граждан большое недоумение. Его форма с выступающим «горбом» над мотором, плоскими боковинами и огромным задним стеклом казалась какой-то насмешкой, на фоне редких и таких громоздких и массивных легковых машин 1950-х годов. Это был ЗАЗ-965 - первый массовый микролитражный автомобиль СССР, созданный как уникальная инженерная интерпретация всего, что имелось в руках советской автомобильной промышленности. Причём его сборка и эксплуатация целиком и полностью отвечала жёстким реалиям советской экономики, дорожной инфраструктуры и быта. А потому, весьма и весьма скоро, первичное недоумение сменилось пониманием, а потом и уважением к этой трудолюбивой, простой, надёжной и доступной модели. В конце 1950-х годов СССР стоял перед дилеммой: как обеспечить население доступным личным транспортом, не перегружая уже и без того перегруженные мощности МЗМА и ГАЗ? К тому же Москвич-401 - последний «народный» автомобиль, был с
Оглавление

В 1960 году на улицах советских городов появился автомобиль, который вызвал у граждан большое недоумение. Его форма с выступающим «горбом» над мотором, плоскими боковинами и огромным задним стеклом казалась какой-то насмешкой, на фоне редких и таких громоздких и массивных легковых машин 1950-х годов.

Второй ходовой макет
Второй ходовой макет

Это был ЗАЗ-965 - первый массовый микролитражный автомобиль СССР, созданный как уникальная инженерная интерпретация всего, что имелось в руках советской автомобильной промышленности. Причём его сборка и эксплуатация целиком и полностью отвечала жёстким реалиям советской экономики, дорожной инфраструктуры и быта. А потому, весьма и весьма скоро, первичное недоумение сменилось пониманием, а потом и уважением к этой трудолюбивой, простой, надёжной и доступной модели.

Концепция, рождённая в условиях дефицита

В конце 1950-х годов СССР стоял перед дилеммой: как обеспечить население доступным личным транспортом, не перегружая уже и без того перегруженные мощности МЗМА и ГАЗ? К тому же Москвич-401 - последний «народный» автомобиль, был снят с производства в 1956 году. А его преемник - Москвич-402, стоил вдвое дороже и весил на 300 кг больше.

ЗАЗ-965 раннего (но не самого раннего) выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год
ЗАЗ-965 раннего (но не самого раннего) выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год

С учётом очередей за легковыми автомобилями и общих потребностей общества, руководство Советского Союза пришло к выводу, что появилась острейшая необходимость в новом классе - «особо малом». В этом классе автомобиль должен был иметь массу не более 600 кг, двигатель мощностью 20–25 л.с. и конструкцию, пригодную для массового производства без импортных технологий.

Научно-исследовательский институт НАМИ, ведущий разработки, изучил десятки иностранных образцов в этом классе. Большинство оказались слишком хрупкими и неспособными выдержать советские грунтовые дороги или требовали сложных агрегатов и решений, недоступных отечественной промышленности. Только Fiat 600, с его цельнометаллическим несущим кузовом из минимального числа крупных панелей, предложил технологическую схему, которую можно было адаптировать. Но советские конструкторы не стали копировать автомобиль от и до. Они его переосмыслили.

Задняя стенка кузова «Фиата» была покатой, без «горба»
Задняя стенка кузова «Фиата» была покатой, без «горба»

Дизайнер Б. М. Фиттерман, чьё имя ныне упоминается в архивах как ключевого автора внешности ЗАЗ-965, отказался от покатой крыши «Фиата». Он сохранил только технологию: боковина с дверным проёмом и задним крылом - одна цельноштампованная деталь. Но вместо «фастбэка» появился чёткий багажник, а вместо наклонного заднего стекла почти вертикальное, унифицированное с лобовым.

Фиат-600 — заднемоторный автомобиль, производившийся с 1955 по 1969 год. Фабрика Mirafiori выпустила 2 695 197 экземпляров — прообраз горбатого Запорожца (ЗАЗ — 965)
Фиат-600 — заднемоторный автомобиль, производившийся с 1955 по 1969 год. Фабрика Mirafiori выпустила 2 695 197 экземпляров — прообраз горбатого Запорожца (ЗАЗ — 965)

Двери остались на задних петлях - ровно потому, что такая схема позволяла упростить конструкцию для инвалидных модификаций, которые уже тогда планировались как неотъемлемая часть модели.

Двигатель, как слабое место при разработке

Самым сложным и рискованным решением стало создание своего двигателя. Первоначально рассматривалась модификация мотоциклетного силового агрегата МД-65 с 650 куб. см. Но его ресурс - 30 тыс. км, был катастрофически мал для автомобиля, а глубокий картер требовал колёсных редукторов, увеличивавших массу и сложность. Тогда был выбран путь, который тогда казался безумным: четырёхцилиндровый V-образный двигатель с рабочим объёмом 746 см³, воздушного охлаждения, с распределительным валом, расположенным в развале блока.

Салон ЗАЗ-965
Салон ЗАЗ-965

Это был МеМЗ-965 - разработка НАМИ, тесно связанная с военными технологиями. Среди его военных достоинств - съёмные цилиндры, алюминиево-магниевый картер, масляный радиатор сзади, трамблер высоко над блоком. Всё это перекочевало в гражданскую версию.

Мощность в 23 л.с. была скромной. Но для 610 кг «сухого» веса машины вполне достаточной. Двигатель был лёгким, простым, не боявшимся мороза. Но его цена - шум, перегрев и короткий ресурс.

Воздушное охлаждение, выгодное зимой, летом превращалось в ловушку. Вентилятор, расположенный позади мотора, засасывал воздух через боковые «жабры», которые были явно недостаточного размера. Но проблема была даже не в недостатке воздуха, а в его давлении: в зонах низкого давления на боковинах ЗАЗ-965 воздух не проникал внутрь, а вытягивался наружу, создавая разрежение. В результате оребрение цилиндров покрывалось масляной плёнкой и пылью и мотор перегревался.

Моторный отсек ЗАЗ-965
Моторный отсек ЗАЗ-965

Инструкция предписывала чистить радиаторы раз в сезон. Многие этого не делали. Двигатель МеМЗ-965 мог работать 80–100 тыс. км, но только при идеальном уходе. При отклонении угла опережения зажигания на 2–3 градуса мощность падала на 15%, а температура быстро росла до критической. Поэтому в народе шутили, что ЗАЗ-965 - это автомобиль для тех, кто хотел быть механиком.

Технические инновации: где «Фиат» остался позади

ЗАЗ-965 имел в своём распоряжении ходовую часть, революционную для советского автопрома.

Воздухоприёмные накладки на боковинах кузова, устанавливавшиеся с середины 1962 года, на жаргоне заводчан — «тёрки Вассермана», в честь конструктора Г. М. Вассермана
Воздухоприёмные накладки на боковинах кузова, устанавливавшиеся с середины 1962 года, на жаргоне заводчан — «тёрки Вассермана», в честь конструктора Г. М. Вассермана

Передняя подвеска на двух продольных рычагах и двух поперечных торсионах была разработана самостоятельно. Колёса 13-дюймовые, бездисковые, первые в СССР. Это дало возможность использовать более высокие шины, что было так важно для грунтовок.

Задняя подвеска на А-образных рычагах с диагональной осью позволяла колёсам менять развал и схождение при ходе. Это звучало как недостаток, но на скорости до 80 км/ч (а именно так ездили в 1960-е) это давало невероятную проходимость. Машина могла ехать по колеям, где другие «легковушки» просто застревали. А потому рыбаки да охотники очень быстро оценили главные достоинства малолитражки.

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

Трансмиссия - объединённый с двигателем блок, была почти копией «Фиата», но с советскими материалами. Четырёхступенчатая коробка с синхронизаторами на II–IV передачах и тросовым приводом сцепления применялись впервые в отечественном производстве. Рычаг переключения был напольный, что исходило из общей компактности салона и небольшого посадочного места для водителя.

Модификации: автомобиль для всех

ЗАЗ-965 стал универсальным решением для разных слоёв общества.

  • ЗАЗ-965А - модернизированная версия с двигателем МеМЗ-966 (887 см³, 27 л.с.), появившаяся в 1962 году. Позже появился МеМЗ-966А (30 л.с.).
  • ЗАЗ-965АЭ «Ялта» - экспортная версия для Финляндии и Бельгии. Отличалась улучшенной шумоизоляцией, боковыми молдингами, наружным зеркалом слева и пепельницей. В Финляндии её продавали под названием Jalta, в Бельгии Yalta.
  • ЗАЗ-965Б/965АБ для инвалидов с повреждёнными ногами. Руль и педали были переставлены, добавлены дополнительные рычаги.
  • ЗАЗ-965Р/965АР для водителей с одной здоровой рукой и одной ногой. Управление было адаптировано под одноручный контроль.
  • ЗАЗ-965С/965АС - почтовый фургон. Задние боковые стёкла заменены на металлические филёнки, воздухозаборники изменены, руль справа. Это был первый в СССР массовый автомобиль, созданный для государственной службы.
  • Пикап для внутризаводского использования. Он не имел индекса и строился из бракованных кузовов. Его создавали на ЗАЗа, чтобы перевозить детали между цехами.
«Авто-мото экзотика» - выставка автомобилей и мотоциклов на площади Ленина в Донецке ко Дню города
«Авто-мото экзотика» - выставка автомобилей и мотоциклов на площади Ленина в Донецке ко Дню города

Всего за девять лет, с 1960 по 1969, было выпущено 322 166 экземпляров. Поэтому, можно сказать, что это была полноценная социальная программа, воплощённая в стали и алюминии.

В 1962 году на ЗАЗ-965 установили новую систему воздухозабора - «тёрки Вассермана», названные в честь конструктора Г. М. Вассермана. Это были выступающие накладки с широкими наклонными прорезями и «козырьками». Они не устранили перегрев, но значительно улучшили поток. Позже, на ЗАЗ-966, конструкторы ЦАГИ нашли окончательное решение: массивные «уши» - ковшовые воздухозаборники, создающие подпор воздуха. Их установили и на некоторые поздние 965, а так же выпускали для установки в частном порядке для владельцев, уставших от перегрева.

Чьё-то фото с отдыха.
Чьё-то фото с отдыха.

Стоимость в 18 000 рублей до деноминации 1961 года или 1 800 рублей после была эквивалентна всего 20 средним зарплатам. По легенде, она рассчитывалась как стоимость 1 000 бутылок [главного спиртного напитка] по 1,80 руб. Но это, с величайшей долей вероятности, лишь наговоры.

Сегодня ЗАЗ-965 - один из самых ценных советских автомобилей. Его реставрируют, выставляют в музеях, превращают в «ретро-символ». Да, его чуть-чуть ругали за перегревы, за шум, за неуклюжий внешний вид. Но его любили за то, что он был доступен всем.

Он не был идеальным. Но именно он раскрыл просторы необъятной страны перед самым простым советским гражданином. Правда, звучит круто? А ещё круче, что это полная и непреложная истина!

ЗАЗ-965, Якутск 26.09.2025
ЗАЗ-965, Якутск 26.09.2025

С уважением, Иван Вологдин

Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.