Найти в Дзене
Автовод со стажем

Как в 1953 году СССР с нуля создал китайский автопром: история завода FAW

Оглавление

14 февраля 1950 года подписывается договор о дружбе между Китаем и СССР. Мы единственные готовы были реально помогать китайцам подняться с колен. Причём не на словах, а на деле.

Только вдумайтесь в цифры: более 20 тысяч советских специалистов отправились в Китай. Это проектные конструкторы, технологи.

В 1953 году закладывается первый камень Чанчуньского автозавода №1, который позже получит имя FAW. К его строительству привлекли около 200 советских предприятий. Проект разрабатывало больше сотни специалистов из НАМИ.

Как мы учили китайцев с нуля

Довольно любопытен тот факт, что мы передавали технологии по полной программе.

Всю техническую документацию переводили на китайский язык! Больше половины оборудования - 11 тысяч единиц из 22, изготовили в СССР. На МосЗИСе построили отдельный цех для испытания оборудования, которое отправляли в Китай.

Процесс обучения
Процесс обучения

Но самое главное - мы обучали людей. С 1953 по 1956 год в Советском Союзе прошли подготовку 539 китайских стажёров. Это были настоящие мастера своего дела, которые потом передавали знания у себя на родине.

И вот, наконец, в 1956 году с конвейера FAW съезжает первый китайский грузовик. По сути, это была полная копия нашего ЗИС-150.

Машину назвали Jiefang CA10, что означает «Освобождение». Символично, правда? Под капотом стоял рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 5,5 литра мощностью 90 лошадиных сил. Позже его заменили на стосильный вариант.

Этот грузовик выпускали 30 лет! С 1956 по 1986 год собрали больше 1,2 миллиона экземпляров. Никакой модернизации, никаких изменений в дизайне. Просто надёжная рабочая лошадка, которая тянула народное хозяйство Китая три десятилетия.

-2

Кстати, первый грузовик даже увековечили на денежных купюрах и установили бронзовый памятник на территории завода. До сих пор к нему водят экскурсии.

Армейские братья

В 1958 году китайцы освоили производство полноприводного грузовика Jiefang CA-30 - копии нашего легендарного ЗИЛ-157. Отличия были минимальные: решётка радиатора от гражданской модели, квадратные передние крылья да бампер, окрашенный в цвет кабины.

На базе этого шасси китайцы создавали всю армейскую технику - от командно-штабных машин до реактивных систем залпового огня. Всё по советским лекалам, с участием наших специалистов.

Эту модель тоже выпускали почти 30 лет, до 1986 года. И она действительно стала незаменимой машиной и для армии, и для гражданского сектора.

-3

Параллельно в Нанкине в 1958 году запустили производство компактного грузовика Nanjing Juejin NJ130 на базе ГАЗ-51. Название переводилось как «Шаг вперёд», и это действительно был прорыв.

Машина получила изменённый внешний вид, но конструктивно оставалась чистым ГАЗ-51. Под капотом стояла та же рядная шестёрка объёмом 3,5 литра мощностью 70 лошадиных сил.

До 1987 года собрали почти 162 тысячи таких грузовиков. По современным меркам - капля в море, но для начинающего автопрома это были огромные цифры.

Китайцы скопировали даже полноприводный ГАЗ-63 — получилась модель NJ230. На её базе создавали РСЗО и другую технику.

А внедорожник Beijing BJ-212 вообще один в один УАЗ-469. Только с восточным акцентом.

Закат эпохи

Примерно с конца 60-х советское влияние на китайский автопром сошло на нет. Отношения между странами испортились, и дошло до конфликта на острове Даманский в 1969 году.

В 1978 году Китай начал переход к рыночной экономике, и из-за этого многие государственные заводы, построенные с помощью СССР, оказались закрыты.

Но семена были посеяны. Китайцы получили знания, технологии, производственный опыт. И через несколько десятилетий выросли в автомобильную державу, которая сегодня заваливает весь мир своими машинами.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!