Когда история перестаёт быть параграфом и становится приключением, дети начинают любить прошлое по-настоящему. «Скучно… Какая разница, что там было? Я не могу запомнить все эти даты…»
Эту фразу сегодня можно услышать даже от любознательных ребят.
Не потому что им неинтересно прошлое — просто в нём больше нет эмоций.
Нет запаха, звука, действия, участия. Когда-то история была живой. Она звенела колоколами, пахла калачами из печи, гремела колесами экипажей по брусчатке.
А теперь — это параграф, который нужно выучить, а потом забыть после контрольной. Редкий педагог способен оживить прошлое между звонками. Не из-за нежелания — из-за системы.
Школьная программа требует не вдохновения, а проверок и отчётов.
А ведь ребёнку важно не только знать, но и чувствовать. История в учебнике — это текст.
История, которую проживаешь сам, — это путешествие во времени. Представьте: ученик закрывает глаза — и вдруг оказывается на старинной московской улице, где по мостовой стучат копыта.
Открыл — и сидит