Автор: Эльза Кузнецова
Участник СВО из села Кощаково Пестречинского района Глеб П. вернулся домой и нашел себя в новом деле – стал экскурсоводом в музее «СВОи и точка», расположенном в самом центре Казани, на улице Баумана.
Никто из посетителей, слушающих молодого гида с шевроном «Быть добру» на форме, сперва не догадывается, что этот спокойный рассказчик сам прошел передовую. А именно личный боевой опыт делает его экскурсии живыми, точными, пронизывающими – не по учебнику, а от сердца.
На спецоперацию Глеб ушел добровольцем в 2023 году. «Я не мог оставаться в стороне, хотел внести свой вклад», – говорит он.
На тот момент ему было 27, постоянного дела по душе не нашлось. Диплом по специальности «повар-кондитер» третьего разряда у него был, но саму профессию Глеб своим призванием не ощущал – готовить ему нравится, но исключительно для себя и близких, без давления и критики.
«Я метался, – признается Глеб. – То на стройке трудился, то был менеджером в бизнес-центре».
На тот момент у него не было серьезной работы, а семьей обзавестись еще не успел. Поэтому здесь его ничего не держало.
На передовой Глеб оказался в штурмовом подразделении. Ранение настигло во время выполнения боевой задачи.
«Это половинка от 120-й мины, – Глеб указывает на экспонат, особенно близкий для него как память о пережитом. – Рядом со мной упала точно такая же, но, к счастью, она не взорвалась. В тот момент я не осознавал, что это за снаряд, лишь заметил, как меня чуть присыпало землей, а она лежит совсем близко. Мне повезло, иначе я бы сейчас вам всего этого уже не рассказывал…»
Однако облегчение было кратковременным: буквально через четыре секунды начался минометный обстрел. Осколки изрешетили все конечности – руки и ноги. «Множество мелких осколков до сих пор остались в моем теле, – признается Глеб».
В тот момент он был один – ни медиков, ни товарищей поблизости. Перед ним открылись два пути: либо ждать помощи, лежа на месте, либо попытаться спастись самостоятельно. Он выбрал борьбу.
«Я боялся потерять сознание и очнуться уже в плену. Для меня это страшнее смерти. Поэтому решил попробовать выйти. Выбрался из посадки и, без бронежилета, без каски, без автомата, лишь с одной гранатой в руке, пошел. До своих я добрался достаточно быстро, там мне оказали первую помощь и увезли к медикам на электрическом мотоцикле», – завершает свой рассказ о ранении ветеран СВО.
После ранения – две операции на тазобедренном суставе и больше года реабилитации. Только пару месяцев назад Глеб окончательно встал на ноги. Именно тогда сослуживец предложил ему работу в новом музее, посвященном СВО.
В музее восемь залов, 360 квадратных метров памяти, истории и правды о спецоперации. И Глеб сразу понял – это место станет для него новым ориентиром.
«Сначала прошелся, осмотрелся – мне очень понравилось, – рассказывает он. – Я чувствую себя нужным здесь. Для многих СВО – это нечто далекое, что их не касается. А когда они приходят сюда, и ты им детально, со всеми подробностями, все рассказываешь, у них что-то переключается в голове, что-то меняется. Особенно здорово вести экскурсии школьникам. Не малышам, которые еще многого не поймут, а именно подросткам, у которых возникает миллион вопросов».
Остановившись у стены памяти с нагрудными плитами от бронежилетов павших бойцов, ветеран рассказывает про позывные.
«В одном взводе может быть три Саши, три Пети, – объясняет он. – Чтобы избежать путаницы, и дают позывные. Строгих критериев нет, каждый выбирает его по своему желанию, как позволяет фантазия. Главное, чтобы они не повторялись в одном подразделении. Кто-то берет позывные героев России, стремясь равняться на них».
Музей часто посещают участники СВО. Они приходят с детьми, с женами, с особым трепетом отцы показывают экспонаты сыновьям. Нередко сами бойцы передают в дар музею свои личные вещи. Одним из последних экспонатов, поступивших при Глебе, стал флаг подразделения, отданный одним из ветеранов.
«Каждый боец хочет оставить здесь частичку себя, чтобы их товарищи, приходящие сюда на экскурсии, видели эту связь», – поясняет Глеб.
Среди посетителей музея немало гостей столицы Татарстана, которые приехали из других городов и оказались здесь во время прогулки по улице Баумана. Одни пришли целенаправленно, другие заглянули случайно, но все они были единодушно впечатлены как увиденным, так и услышанным непосредственно из уст участника специальной военной операции.
«Эти ребята делятся своим бесценным опытом. Обязательно нужно привлекать их для развития патриотического воспитания и поднятия духа, – считает Валентина Брынзова из Сургута. – Экскурсоводы настолько все доступно, настолько искренне и просто изумительно доносят информацию. Очень познавательно. Слезы на глазах и неописуемое волнение», – поделилась она впечатлениями.
Музею Глеб посвятил пока всего месяц, но уже твердо уверен: это не просто работа, а его путь. Сегодня он помогает сохранить правду, память и связь между фронтом и тылом. Личная цель – создать семью.
Во всех вопросах поддержки ему помогает социальный координатор пестречинского филиала фонда «Защитники Отечества» Физалия Никитина, которая сопровождает ветеранов боевых действий.
В своем ежегодном послании к Госсовету Татарстана Раис РТ Рустам Минниханов рассказал, что за мужество и героизм, проявленные в ходе СВО, 17 татарстанцев удостоены высокого звания «Герой России», к сожалению, 8 из них – посмертно.
Минниханов подчеркнул, что 3285 уроженцев Татарстана посмертно награждены орденом Мужества.
Материал подготовлен при участии Люции Сиразеевой.