Найти в Дзене
Юлия Кочерева

Что почитать про деятельностный подход в обучении

Книга рассказывает про деятельностный подход в обучении. Подход основан на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Хотя исследования проводились на детях и подростках, их выводы полностью применимы и к взрослым. Ведь суть теории — обучение деятельности и действиям. Какая бы это ни была деятельность — учебная, познавательная или профессиональная — законы её усвоения одинаковы. О чём вы узнаете из книги: Более ранняя книга Талызиной посвящена деятельностному подходу. По содержанию она частично пересекается с предыдущей, но изложение немного иное: автор объясняет те же идеи другими словами, приводит другие примеры. О чём вы узнаете из книги: Также в книге есть главы о возрастных особенностях школьников и учебной мотивации. Эти разделы будут полезны прежде всего тем, кто работает с детьми.
Книга объясняет, как ускорить процесс обучения взрослых без потери качества, опираясь на психологию формиро
Оглавление

«Деятельностная теория учения», Н.Ф. Талызина, 2018 г.

Книга рассказывает про деятельностный подход в обучении. Подход основан на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Хотя исследования проводились на детях и подростках, их выводы полностью применимы и к взрослым. Ведь суть теории — обучение деятельности и действиям. Какая бы это ни была деятельность — учебная, познавательная или профессиональная — законы её усвоения одинаковы.

О чём вы узнаете из книги:

  • Из каких элементов состоит любое действие: ориентировка, исполнение, контроль.
  • Характеристики действия — классификация характеристик, чем они отличаются, как их сформировать и как оценить.
  • Какими бывают типы ориентировочной основы действия (ООД) и как это влияет на результат обучения.
  • Как осваивается новое действие: от материального к умственному.
  • Как учить детей учиться. Для взрослых алгоритмы тоже подойдут:)
  • Моделирование приемов деятельности - как создать упрощенную модель действий входящих в конкретную профессию.

«Педагогическая психология», Н. Ф. Талызина, 2013 г.

Более ранняя книга Талызиной посвящена деятельностному подходу. По содержанию она частично пересекается с предыдущей, но изложение немного иное: автор объясняет те же идеи другими словами, приводит другие примеры.

О чём вы узнаете из книги:

  • Основные теории учения — бихевиоризм, когнитивизм и деятельностный подход.
  • Как осваивается новое действие: от материального к умственному.
  • Характеристики действия — классификация характеристик, чем они отличаются, как их сформировать и как оценить.
  • Моделирование приемов деятельности - как создать упрощенную модель действий входящих в конкретную профессию
  • Умение учиться — какими навыками нужно обладать, чтобы эффективно учиться.
  • Обратная связь в обучении — когда, как и сколько, чтобы обучение было эффективным.

Также в книге есть главы о возрастных особенностях школьников и учебной мотивации. Эти разделы будут полезны прежде всего тем, кто работает с детьми.

«Психология и методика ускоренного обучения», Б. Бадмаев, 1998г.

Книга объясняет, как ускорить процесс обучения взрослых без потери качества, опираясь на психологию формирования деятельности и действий человека.

О чем вы узнаете из книги:

  • Что такое ускоренное обучение — и почему его можно построить на психологических закономерностях формирования действий.
  • Психологические основы эффективного обучения — законы усвоения знаний, формирования умений и навыков, роль мотивации и ориентировки.
  • Теория П. Я. Гальперина— поэтапное формирование умственных действий как основа ускоренного и безошибочного освоения любой деятельности.
  • Что такое схема ориентировочной основы действия (ООД) — инструмент, позволяющий ученику действовать правильно с самого начала, без «проб и ошибок».
  • Как разработать методику обучения — от психологического анализа деятельности до построения учебных заданий и контроля.

В книге вы найдете примеры ускоренного обучения взрослых: операторов РЛС, машинисток, наладчиков станков и др. Ускорение в 2–10 раз при 95–100 % успешности. Книга подскажет, как сократить сроки обучения и повысить качество подготовки сотрудников компании.

-2

«Лекции по психологии» Гальперин, П.Я., 2005 год

Книга основана на курсе лекций Гальперина, которые он читал на философском факультете МГУ в 1971 - 193 годах. Ключевая идея книги — это теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Именно эта теория лежит в основе деятельностного подхода в обучении.

Из книги вы узнаете, как внешнее действие становится внутренним, как формируется ориентировочная основа (ООД) и как управлять процессом освоения новых действий.

«Виды обобщения в обучении», Давыдов В.В., 2000 год

Главная идея книги — обучение должно не просто передавать знания, а развивать теоретическое мышление, то есть способность ребёнка понимать связи и закономерности, стоящие за конкретными фактами. Проще говоря, это о том, как научить ребёнка эффективным способам мышления.

Вы спросите: как это связано с обучением взрослых?

Бизнес часто просит провести обучение, после которого сотрудник сможет быть самостоятельным и инициативным. Чтобы этого добиться, нужно не просто заставить человека выучить скрипты, а научить его думать определённым образом. Именно об этом и пишет Давыдов — о том, как формировать мышление, которое делает человека способным действовать осознанно и творчески.

«Школа должна учить мыслить», Ильенков Э.В., 2009 год

Главная мысль книги: «Школа должна учить не знаниям, а мышлению. Не запоминанию фактов, а способности понимать, искать, открывать — то есть мыслить самостоятельно».

Мозг устроен так, что не нуждается в многократных повторениях и заучивании, если материал понятен, интересен и имеет смысл для человека. Запоминать приходится только то, что лишено смысла и не связано с личным опытом ученика.

В книге вы найдёте ответ на вопрос: как научить ребёнка мыслить?
И что важно — эти идеи не менее актуальны и для обучения взрослых.