«Деятельностная теория учения», Н.Ф. Талызина, 2018 г.
Книга рассказывает про деятельностный подход в обучении. Подход основан на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Хотя исследования проводились на детях и подростках, их выводы полностью применимы и к взрослым. Ведь суть теории — обучение деятельности и действиям. Какая бы это ни была деятельность — учебная, познавательная или профессиональная — законы её усвоения одинаковы.
О чём вы узнаете из книги:
- Из каких элементов состоит любое действие: ориентировка, исполнение, контроль.
- Характеристики действия — классификация характеристик, чем они отличаются, как их сформировать и как оценить.
- Какими бывают типы ориентировочной основы действия (ООД) и как это влияет на результат обучения.
- Как осваивается новое действие: от материального к умственному.
- Как учить детей учиться. Для взрослых алгоритмы тоже подойдут:)
- Моделирование приемов деятельности - как создать упрощенную модель действий входящих в конкретную профессию.
«Педагогическая психология», Н. Ф. Талызина, 2013 г.
Более ранняя книга Талызиной посвящена деятельностному подходу. По содержанию она частично пересекается с предыдущей, но изложение немного иное: автор объясняет те же идеи другими словами, приводит другие примеры.
О чём вы узнаете из книги:
- Основные теории учения — бихевиоризм, когнитивизм и деятельностный подход.
- Как осваивается новое действие: от материального к умственному.
- Характеристики действия — классификация характеристик, чем они отличаются, как их сформировать и как оценить.
- Моделирование приемов деятельности - как создать упрощенную модель действий входящих в конкретную профессию
- Умение учиться — какими навыками нужно обладать, чтобы эффективно учиться.
- Обратная связь в обучении — когда, как и сколько, чтобы обучение было эффективным.
Также в книге есть главы о возрастных особенностях школьников и учебной мотивации. Эти разделы будут полезны прежде всего тем, кто работает с детьми.
«Психология и методика ускоренного обучения», Б. Бадмаев, 1998г.
Книга объясняет, как ускорить процесс обучения взрослых без потери качества, опираясь на психологию формирования деятельности и действий человека.
О чем вы узнаете из книги:
- Что такое ускоренное обучение — и почему его можно построить на психологических закономерностях формирования действий.
- Психологические основы эффективного обучения — законы усвоения знаний, формирования умений и навыков, роль мотивации и ориентировки.
- Теория П. Я. Гальперина— поэтапное формирование умственных действий как основа ускоренного и безошибочного освоения любой деятельности.
- Что такое схема ориентировочной основы действия (ООД) — инструмент, позволяющий ученику действовать правильно с самого начала, без «проб и ошибок».
- Как разработать методику обучения — от психологического анализа деятельности до построения учебных заданий и контроля.
В книге вы найдете примеры ускоренного обучения взрослых: операторов РЛС, машинисток, наладчиков станков и др. Ускорение в 2–10 раз при 95–100 % успешности. Книга подскажет, как сократить сроки обучения и повысить качество подготовки сотрудников компании.
«Лекции по психологии» Гальперин, П.Я., 2005 год
Книга основана на курсе лекций Гальперина, которые он читал на философском факультете МГУ в 1971 - 193 годах. Ключевая идея книги — это теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Именно эта теория лежит в основе деятельностного подхода в обучении.
Из книги вы узнаете, как внешнее действие становится внутренним, как формируется ориентировочная основа (ООД) и как управлять процессом освоения новых действий.
«Виды обобщения в обучении», Давыдов В.В., 2000 год
Главная идея книги — обучение должно не просто передавать знания, а развивать теоретическое мышление, то есть способность ребёнка понимать связи и закономерности, стоящие за конкретными фактами. Проще говоря, это о том, как научить ребёнка эффективным способам мышления.
Вы спросите: как это связано с обучением взрослых?
Бизнес часто просит провести обучение, после которого сотрудник сможет быть самостоятельным и инициативным. Чтобы этого добиться, нужно не просто заставить человека выучить скрипты, а научить его думать определённым образом. Именно об этом и пишет Давыдов — о том, как формировать мышление, которое делает человека способным действовать осознанно и творчески.
«Школа должна учить мыслить», Ильенков Э.В., 2009 год
Главная мысль книги: «Школа должна учить не знаниям, а мышлению. Не запоминанию фактов, а способности понимать, искать, открывать — то есть мыслить самостоятельно».
Мозг устроен так, что не нуждается в многократных повторениях и заучивании, если материал понятен, интересен и имеет смысл для человека. Запоминать приходится только то, что лишено смысла и не связано с личным опытом ученика.
В книге вы найдёте ответ на вопрос: как научить ребёнка мыслить?
И что важно — эти идеи не менее актуальны и для обучения взрослых.