Если бы в лесу существовало министерство сатиры и юмора, его бы наверняка возглавил Сергей Корсун. Почему? — спросите вы. А вот представьте, что вы заглянули в замочную скважину медвежьей берлоги, а там не спящий косолапый, а полноценный бытовой триллер с элементами чёрного юмора.
Или вдруг лесные звери начинают вести себя подозрительно похоже на наших соседей по лестничной клетке. Спорят о родственниках, выясняют отношения после «встречи с охотниками» и даже заказывают пиво к шашлыку. В мире этого художника вполне реальная ситуация.
В сегодняшнем выпуске на канале «Мир комиксов» мы разбираем творчество одного из самых узнаваемых карикатуристов современности. Поговорим о том, как павлодарский парень стал королем рунета и почему его волки такие циники, а медведи похожи на героев фильмов Тарантино.
Народная любовь и неподражаемый стиль
Сергей Корсун — человек, чьи работы в начале двухтысячных кочевали из одного мобильника в другой через ИК-порты и Bluetooth. Помните, как тогда скидывали друг-другу картиночки?
При этом рисунки часто терли имя автора, но приобретая статус «народного достояния». Именно в те времена Сергей Анатольевич Корсун начинал свой творческий путь.
В те времена карикатура была не просто картинкой в ленте, а веским аргументом на страницах газет. Художники могли даже похулиганить и ничего, печатали, и расхватывали как горячие пирожки. Все благодаря чувству юмора и стилю.
Его стиль невозможно спутать: это густая, уверенная штриховка, создающая объем, и персонажи с характерными «корсуновскими» глазами — слегка навыкате, полными либо крайнего изумления, либо беспросветного жизненного опыта.
Если сравнивать его с классиками, то в нем есть драйв и острота Херлуфа Бидструпа, но скрещенные с суровой эстетикой постсоветского рок-н-ролла. Это юмор без реверансов, прямой как удар под дых и точный как народные пословицы и поговорки.
Антропоморфный бардак, или Звери тоже люди
Главная фишка Корсуна — перенос наших бытовых грехов на лесную фауну. Его звери не живут по законам джунглей, они живут по законам жилищного кодекса и здравого смысла (который у них часто дает сбой).
Когда заяц приводит змею знакомиться с родителями, это не просто игра воображения, а гениальная метафора мезальянса, понятная любому, кто хоть раз чувствовал себя неуютно в гостях у родни.
Автор мастерски использует эффект неожиданности. Мы ждем от него привычного чёрного юмора, но хулиган может получить отпор в самой неожиданной ситуации.
Юмор Корсуна часто балансирует на грани абсурда. Вы когда-нибудь задумывались, что думает свинья, отправляясь с волками «на природу»? В мире Сергея она не жертва, а полноправный, хоть и наивный участник этой странной компании. Его волки вообще любят подобные компании.
Кстати, если вы сейчас улыбнулись, вспомнив похожую ситуацию из жизни, можете заглянуть в комментарии и написать свою историю, проверим, сколько среди нас любителей такого «звериного» реализма.
Философия острого пера
Сам художник относится к своему творчеству без лишнего пафоса. Для него карикатура — это способ фиксации нелепости окружающего мира. Он не пытается никого воспитывать или читать мораль.
Его работы — это скорее зеркало (простите за избитое классическое сравнение, но здесь оно уместно как никогда), в котором отражается наша склонность усложнять простые вещи.
Корсун принципиально не лезет в дебри нравоучений. Его герои действуют в моменте. Он мастерски передает идею без длинных предисловий — всё видно по мимике, по тому, как дрожит лапа у волка или как хитро прищурилась змея в очках. Это юмор действия, где каждая деталь — от брошенной кости до выражения лица снеговика, все работает на финал шутки.
Интересно, что при всей остроте тем, в работах Корсуна нет злобы. Есть ирония, есть сарказм, есть честный взгляд на человеческие слабости, но нет желания унизить. Даже его самые «зубастые» персонажи вызывают скорее сочувствие, чем неприязнь.
Почему нам нравятся карикатуры Корсуна, несмотря на черный юмор?
Секрет популярности Сергея Корсуна прост, он говорит о нас, используя шкуры волков, зайцев и медведей. Это безопасная дистанция, которая позволяет нам смеяться над собой, не чувствуя обиды. Его карикатуры — это квинтэссенция жизненного опыта, упакованная в динамичный рисунок.
Он создает целую вселенную, где сказочные сюжеты разбиваются о рифы реальности. Когда «Теремок» превращается в место засады пещерной женщины с дубинкой, мы понимаем: старые сказки в руках Корсуна обретают новую, весьма суровую, но чертовски смешную жизнь.
Сергей не гонится за трендами, он сам их создает, оставаясь верным своему графическому стилю и особому чувству юмора, в котором бардака ровно столько же, сколько в нашей повседневности.