Когда кажется, что в музыке уже всё было, появляется артист, способный стереть жанровые границы, разложить стили на молекулы и собрать их в нечто невиданное. Французский композитор и продюсер Готье Серр, более известный как Igorrr, делает именно это — с невозмутимым упорством безумного гения. В его треках Бах вступает в диалог с бластбитами, оперное сопрано сменяется гроулингом, а между ними проскальзывает брейккор, восточный фолк и случайный куриный сквирк. Это не шутка — это Igorrr.
Igorrr – музыкальный проект французского композитора и продюсера Готье Серра (Gautier Serre), прославившегося эклектичным смешением жанров. Под именем Igorrr он сочетает, казалось бы, несочетаемые музыкальные миры – от ярости блэк-метала и брейккора до изысканной барочной классики и трип-хопа. Этот уникальный стиль сам музыкант называет формой «тотальной музыкальной свободы». Серр с детства впитал широкий спектр влияний: в его плейлисте уживались и Фредерик Шопен с Иоганном Себастьяном Бахом, и дэт-метал-группа Cannibal Corpse, и экспериментальный электро-брейккор Aphex Twin, и даже балканский фолк-ансамбль Taraf de Haïdouks – отсюда и стремление соединить разнополюсные жанры в единое звучание. Не найдя в существующей музыке того, что искал, он решил создать свой собственный мир звуков. В интервью Серр рассказывал, что около 2004–2005 года, играя сразу в нескольких ансамблях, устал от компромиссов и захотел иметь проект, где только онпринимает решения. Он мечтал о музыке, которой не было в природе: «CD, который я поставлю и услышу именно то, что хочу» – так родилась идея соло-проекта Igorrr.
Псевдоним для своего детища Готье взял не случайно: Igorrr – это имя его домашнего животного (грызуна по кличке Игорь) из детства, причём лишние буквы «r» в конце он добавил нарочно, чтобы сделать слово труднопроизносимым. Экспериментаторство Серра простирается даже на восприятие звука – музыкант страдает синестезией, «видя» музыку в виде цветов и образов . Все эти необычные черты легли в основу проекта Igorrr, официальной точкой отсчёта которого стал 2005 год.
Уже первые шаги Igorrr произвели фурор в андерграунд-среде. Серр начал с самиздатовских релизов, в которых бесстрашно смешивал классические мелодии, тяжёлые гитарные риффы и ломаные электронные ритмы. Его дебютное демо «Poisson Soluble» («Растворимая рыба») он выпустил собственными силами в 2006 году, а в 2008 последовал второй демо-альбом «Moisissure» («Плесень»). Несмотря на скромные тиражи, эти работы разошлись по сети и привлекли внимание искушённых меломанов. Вскоре о молодом французском экспериментаторе узнали и на лейбле Ad Noiseam – берлинской компании, специализировавшейся на авангардной электронике и экстремальной музыке. В 2010 году при поддержке Ad Noiseam состоялся выход первого полноценного студийного альбома Igorrr под названием «Nostril» . Одновременно Серр представил мини-альбом «Baroquecore» (2010) – своеобразный звуковой манифест, где баховские органные вставки и изящные клавесинные арпеджио переплетаются с истошным экстрим-металом и бешеным брейкбитом. Ad Noiseam также переиздали ранние демо-пластинки музыканта, выпустив их на двойном CD в 2011 году, что помогло донести ранние эксперименты Igorrr до более широкой аудитории.
После многообещающего дебюта последовало не менее дерзкое продолжение. Второй альбом Igorrr, «Hallelujah», вышел в знаковую дату – 21 декабря 2012 года. Эта работа стала ещё более амбициозной: к записи Готье привлёк гитариста Телоха из известной норвежской блэк-метал группы Mayhem и классическую оперную певицу Лору «Лор» Лё Прюнанек. Сочетание экстремального метал-звука с оперным вокалом придало альбому эпический размах. Многие слушатели с восторгом отметили, что Igorrr удалось возвести свою «бароккор» (baroquecore) эстетику на новую вершину – треки на Hallelujah лихо скачут от торжественных хоровых распевок до разрушительных гитарно-электронных атак. К этому времени вокруг проекта сформировалось сплочённое сообщество поклонников экспериментальной музыки, которых покорила безумная смелость Серра в выборе средств выразительности.
Параллельно с развитием Igorrr, Готье Серр пробовал себя и в других музыкальных авантюрах, что лишь подчёркивало широту его вкусов. Он был участником экстремального электронно-металического проекта Whourkr и создал дуэт Corpo-Mente – более меланхоличный эксперимент, соединявший трип-хоп с неоклассикой (вокал той самой Лоры Лё Прюнанек и музыка Серра). Однако именно Igorrr оставался его главным детищем. Со временем студийному проекту потребовалось концертное воплощение – и Серр начал привлекать соратников, чтобы перенести сумасшедшие коллажи Igorrr на сцену. С конца 2000-х в выступлениях Igorrr приняли участие вокалист Лоран Люнуар, оперная певица Лора Лё Прюнанек и барабанщик Сильвен Бувье. С их помощью живые шоу превратились в такой же фееричный хаос, что и записи: на концертах сосуществовали блестящая техника академического пения и агрессия экстрим-метала, а электронные биты заставляли публику пускаться в безумный танец. Не обошлось и без курьёзов – Igorrr прославился тем, что в состав «группы» был принят… петух по кличке Патрик, любимец Готье. Серр придумал номер, где Патрик «играет» на игрушечном пианино, выклёвывая зёрна, рассыпанные по клавишам, – видео этого перформанса разлетелось по интернету и даже принесло музыканту премию GoPro «Видео дня» в 2016 году, став забавной иллюстрацией безграничной фантазии Igorrr.
2017 год стал поворотным для проекта. В феврале Igorrr подписал контракт с авторитетным метал-лейблом Metal Blade Records, что ознаменовало выход проекта на новый уровень. Из сугубо студийного детища одного человека Igorrr превратился в полноценную группу – официальными участниками стали прежние концертные соратники Серра, усилив проект для работы над крупными релизами и турами. Третий альбом, «Savage Sinusoid», увидел свет 16 июня 2017 года на Metal Blade. Его создание заняло у Серра пять лет и стало поистине коллективным трудом: над записью работал целый ряд приглашённых музыкантов и вокалистов. На Savage Sinusoid автор воплотил радикальную идею – альбом был полностью записан без использования сэмплов. После прошлых работ, щедро сдобренных семплированными фрагментами чужой музыки, это стало смелым шагом, продиктованным как творческими, так и практическими соображениями (Готье признавался, что отказался от сэмплов из-за сложностей с выплатой роялти, из-за которых ранние альбомы даже недоступны на стриминговых сервисах). Все звуки – от битов до оркестровых партий – были записаны живьём, что придало Savage Sinusoid особую «физическую» мощь и глубину звучания. Альбом также отличился неожиданными коллаборациями: так, в записи поучаствовали музыканты брутальной дэтграйнд-группы Cattle Decapitation и авангардного коллектива Secret Chiefs 3, а сам материал варьировался от бешеного брейккора до фолковых мотивов и гротескных аккордеонных мелодий. «Savage Sinusoid» получил восторженный приём критиков: профильные издания наперебой хвалили безумную изобретательность Igorrr. Авторитетный портал Metal Injection присудил пластинке титул «The Bat Shit Crazy Album of the Year» и максимальную оценку 10/10, рецензенты AllMusic и Metal Hammerпоставили альбому крепкие 4 звезды из 5. Для андеграундного артиста Игорр даже добился определённых чартовых успехов: Savage Sinusoid попал в национальный хит-парад Бельгии Ultratop (173-я позиция) – казалось бы, мелочь, но показательно для столь нестандартной музыки.
Закрепив успех, Igorrr отправились покорять сцены по всему миру. Живые выступления только усилили культовый статус проекта – увидеть Igorrr собственными глазами стремились любители нестандартной музыки из разных лагерей. В июне 2018 года группа даже отправилась в тур по Северной Америке вместе с синтвейв-артистом Carpenter Brut в качестве разогрева у индустриальных метал-легенд Ministry. Публика США удивлённо и восторженно встретила экстравагантный французский десант. В последующие годы Igorrr стали желанными гостями крупнейших фестивалей: их мощный сет с равным успехом вписывался и в программу метал-фестивалей (таких как Hellfest, Download, Brutal Assault, Motocultor), и на электронных рейвах (Dour Festival), и даже на авангардных джазовых сценах (коллектив выступал на знаменитом Montreux Jazz Festival). География выступлений расширялась, а вместе с ней росла и фан-база Igorrr, объединяющая любителей тяжёлой музыки, электроники, джаза и классики – всех, кого пленил этот жанровый вихрь.
Когда мир погрузился в пандемию, Igorrr подготовили новое погружение в свою звуковую вселенную. Четвёртый студийный альбом «Spirituality and Distortion» вышел 27 марта 2020 года на Metal Blade. Его название – «Духовность и искажение» – отражало идею о сосуществовании прекрасного и безумного, сакрального и профанного в музыке Igorrr. На этом альбоме Серр раздвинул границы своего стиля ещё шире: за 14 композиций пластинка успевает провести слушателя через пустынный даб и восточные мелодии (“Downgrade Desert”), изнуряющие метал-боевики с гроулингом (“Parpaing”), гротескные электро-скетчи (“Very Noise”) и даже нежные барочные интерлюдии на клавесине. В записи вновь приняли участие различные гости. Особенно обсуждаемым стал трек «Parpaing», в котором партию вокала исполнил сам Джордж «Corpsegrinder» Фишер – фронтмен легендарных Cannibal Corpse. Этот неожиданный тандем иллюстрирует, насколько далеко шагнула известность Igorrr: приглашение такой звезды экстремальной сцены свидетельствовало о признании проекта. Критика встретила Spirituality and Distortion с энтузиазмом. Рецензенты отмечали, что Igorrr удалось сохранить свежесть и непредсказуемость – портал Metal Injection, например, оценил альбом в 9,5 баллов из 10 возможных. Коммерчески диск стал самым успешным в дискографии: пластинка дебютировала в национальных чартах Европы, поднявшись до №12 в немецком альбомном хит-параде и до №57 в Швейцарии. Таким образом, к началу 2020-х Igorrr превратились из культового фаворита андеграунда в яркое явление на международной сцене экспериментальной музыки.
В 2021 году проект ждали важные перемены в составе. После многих лет сотрудничества из Igorrr ушли оба вокалиста – Лоран Люнуар и Лора Лё Прюнанек, чей дуэт экстрим-скриминга и оперного пения стал визитной карточкой группы. Их место заняли новые голоса: экстремальный вокал доверили Жюльену «JB» Ле Баю (фронтмену французской дэт-метал группы Svart Crown), а партию женского вокала – греческой оперной певице Афродите Патулиду. Обновлённый состав дебютировал на концертах, привнося новые краски в живое звучание Igorrr. Афродите, впрочем, продержалась недолго – уже в 2022 году её сменила молодая французская меццо-сопрано Марта Александре, чей мощный голос органично вписался в безумный коктейль жанров от Igorrr. Постоянная ротация не обошла и ритм-секцию: Сильвен Бувье, ударник группы с 2016 года, отыграл с коллективом до 2024-го, после чего его место за ударной установкой занял Реми Серафино (ранее гастролировавший с Igorrr в качестве сессионного барабанщика). Несмотря на изменения, ядро проекта – сам Готье Серр – продолжало методично двигать Igorrr вперёд, оставаясь главным композитором и мозгом безумного музыкального организма.
Осенью 2025 года Igorrr представили публике плод нескольких лет работы – пятый полноформатный альбом под названием «Amen» (с англ. «Аминь»), выпущенный 19 сентября 2025 на лейбле Metal Blade. Подобно провокационному финальному аккорду, название намекает на некую завершающую главу, хотя на деле этот релиз открывает для Igorrr новые горизонты. Amen продолжает линию, намеченную предыдущими работами, но делает звучание ещё более мрачным и торжественным. В поисках новых форм выражения Серр задействовал самые нетривиальные средства: некоторые вокальные партии он записывал с настоящим хором в стенах церкви, чтобы добиться сакральной атмосферы, а для окраски звучания привнёс экзотические инструменты вроде тибетского ритуального рога dung-chen. Даже к ударным был применён нестандартный подход – так, в композиции «Pure Disproportionate Black and White Nihilism» барабанные доли отбиваются ударами кузнечного молота по наковальне, а в треке «Headbutt» вместо пианиста по клавишам рояля бьёт ковш строительного экскаватора. Ещё на этапе анонса альбома Igorrr дразнили публику гипнотическими синглами. Песня «ADHD», выпущенная первой, сопровождалась сюрреалистическим видеоклипом (созданным при помощи нейросети) с хаотичными, как и подразумевает название, визуальными образами. Второй сингл – эпически безумная композиция «Blastbeat Falafel» – украсил своим присутствием Трей Спрюанс, гитарист и лидер группы Secret Chiefs 3 (а также известный по Mr. Bungle); здесь он отметился партией электро-гитары, клавиш и даже восточного вокала, а скрипичные и трубные мелодии записал давний коллега Серра, скрипач Тимба Харрис. Третьим был представлен трек «Infestis», удививший фанатов почти прямолинейным дэт-метал звучанием. Когда же альбом целиком увидел свет, критики встретили его восторженными, хотя и ошеломлёнными отзывами. Издание Metal Hammer назвало Amen «ещё более безумным и гениальным, чем его предшественники», подчеркнув, что Igorrr одновременно пробуют воплотить в жизнь все мыслимые формы музыкального безумия. И действительно, на Amen Готье Серр в очередной раз раздвинул границы жанров: здесь рядом уживаются оперные арии и дез-металический экстрем, авангардный джаз и грувовый хардкор, а настроения меняются от зловещего мрака до гротескной иронии. Поклонники встретили новинку с воодушевлением – альбом доказал, что спустя двадцать лет после основания проекта Igorrr не утратили способности шокировать, удивлять и восхищать слушателя.
Рекомендации к прослушиванию:
- "Blastbeat Falafel" (Amen, 2025)
Экстравагантная смесь бластбитов, восточного фолка и авангардного вокала с участием Трея Спрюанса. Один из самых кинематографичных и насыщенных треков в дискографии. - "Pure Disproportionate Black and White Nihilism" (Amen, 2025)
Индустриально-ритуальная композиция с кузнечным молотом вместо ударных. Мрачная, почти литургическая мощь. - "Headbutt" (Amen, 2025)
Брутальный, минималистичный и абсурдный трек, где вместо пианиста по клавишам бьёт экскаватор. Максимум грува и иронии. - "Limbo" (Amen, 2025)
Медитативный и зловещий трек с восточными мотивами, создающий ощущение затяжного падения в неизвестность. - "Nervous Waltz" (Spirituality and Distortion, 2020)
Неоклассическая тревожная пьеса, в которой сталкиваются барочная изысканность, разрозненные ритмы и едва сдерживаемое напряжение. - "Spaghetti Forever" (Savage Sinusoid, 2017)
Гротескный и игривый трек, в котором итальянская опера сталкивается с брейккором и театром абсурда. Идеальный пример юмора и театральности в музыке Igorrr.
Эти композиции отлично передают масштаб и уникальность звукового мира Igorrr — от изысканной агонии до механической агрессии и театра абсурда.
История Igorrr – это последовательный вызов музыкальным стереотипам и жанровым ограничениям. От первых экспериментов Готье Серра в середине 2000-х, когда он на свой страх и риск скрещивал Баха с бластбитами, до современных высокобюджетных шоу на крупнейших фестивалях – проект прошёл впечатляющий путь. Саунд Igorrr претерпел эволюцию, но сохранил главную черту: полную непредсказуемость. Если ранние релизы вроде Poisson Soluble и Nostril представляли собой хаотичный коктейль из барочных сэмплов и агрессивной электроники, то более поздние альбомы, записанные уже «живым» составом, обрели цельность звучания, не потеряв при этом сумасбродства. Igorrr нередко называют флагманом стиля «бароккор», ведь в его музыке действительно ощущается дух барокко – периода, когда не боялись пышности и драматизма, – перенесённый в цифровой век и смешанный с экстремальными стилями современности. Готье Серр сумел доказать, что классическая изящность и экстремальная брутальность не враги, а естественные союзники в руках истинного новатора. За годы существования Igorrr вдохновили множество слушателей пересмотреть свои представления о жанрах, а критики не раз включали работы проекта в списки самых смелых и новаторских альбомов нашего времени. И хотя сам Серр шутит, что выбрал псевдоним, трудный для произношения, сегодня имя Igorrr звучит громко – как символ творческой дерзости, безграничного воображения и триумфа музыкального авангарда над рутиной.