Найти в Дзене
Weekend

«Вниз по кладбищенской дороге»: чисто английская паранойя

Премьера сериала от автора «Медленных лошадей» Это экранизация романа из цикла про частную сыщицу Зои Бём, которую сыграла Эмма Томпсон. Цикл сочинил Мик Геррон, автор «Медленных лошадей», — в Apple явно нацелились на новый хит. Текст: Татьяна Алешичева В доме Сары Такер (Рут Уилсон), серой мышки, которая работает реставратором, и ее амбициозного мужа, бизнесмена Марка (Том Райли), ожидают важных гостей. У Марка на мази крупная сделка, и он пригласил на ужин потенциального клиента — все должно быть на высшем уровне. Но Сара не справилась: лазанья подгорела, а в качестве компании для светской беседы она пригласила растрепанную богемную соседку-деревенщину с мужем — и разговор за столом не клеится... Вечер перестает быть томным, когда с улицы раздается адский хлопок и в лицо гостям летят осколки разбитого оконного стекла — взорвался дом напротив. Выскочив на улицу, Сара видит, как к месту взрыва съезжаются машины экстренных служб и спасатели выносят из развалин ребенка — девочку, которую

Премьера сериала от автора «Медленных лошадей»

Это экранизация романа из цикла про частную сыщицу Зои Бём, которую сыграла Эмма Томпсон. Цикл сочинил Мик Геррон, автор «Медленных лошадей», — в Apple явно нацелились на новый хит.

Текст: Татьяна Алешичева

Кадр из сериала «Вниз по кладбищенской дороге», режиссеры Сэмюэл Донован, Боркур Сигторссон и Натали Бэйли, 2025.📷Фото: Apple TV+
Кадр из сериала «Вниз по кладбищенской дороге», режиссеры Сэмюэл Донован, Боркур Сигторссон и Натали Бэйли, 2025.📷Фото: Apple TV+

В доме Сары Такер (Рут Уилсон), серой мышки, которая работает реставратором, и ее амбициозного мужа, бизнесмена Марка (Том Райли), ожидают важных гостей. У Марка на мази крупная сделка, и он пригласил на ужин потенциального клиента — все должно быть на высшем уровне. Но Сара не справилась: лазанья подгорела, а в качестве компании для светской беседы она пригласила растрепанную богемную соседку-деревенщину с мужем — и разговор за столом не клеится... Вечер перестает быть томным, когда с улицы раздается адский хлопок и в лицо гостям летят осколки разбитого оконного стекла — взорвался дом напротив.

Выскочив на улицу, Сара видит, как к месту взрыва съезжаются машины экстренных служб и спасатели выносят из развалин ребенка — девочку, которую она как раз сегодня встретила по дороге домой: малышка едва не попала под колеса велосипеда Сары, потому что хотела спасти сидящую на асфальте бабочку. Вроде бы пустячный случай — но теперь Сара переживает за девочку, которая осталась сиротой. Она пытается навестить ее в больнице и сталкивается со странностями: врачи занимают глухую оборону, ребенок исчезает из больницы, а потом и с официальных фото с места взрыва, которые отретушировали прямо на сайте местной газеты. Беспокойная Сара нанимает частного детектива и на следующий день обнаруживает, что он покончил с собой. Тогда за дело берется Зои Бём (Эмма Томпсон), жена незадачливого сыщика, которая не верит в его самоубийство и сама обладает достаточными навыками сыска, чтобы это доказать.

Сериал поставлен по одноименному роману Мика Геррона из цикла про Зои Бём, написанному в 2003-м. Это был его первый роман, и он, что называется, не взлетел. Книжки про Зои — в цикле их четыре — продавались, но ни шатко ни валко. Это означало, что как писатель Геррон потерпел профессиональное фиаско — по крайней мере, тогда ему так казалось. И он задумал новый цикл романов про «сбитых летчиков», испытавших профессиональную несостоятельность,— так в 2010-м появились «Медленные лошади» про шпионов-неудачников из разведки МИ-5, которых сослали в архив перекладывать бумажки. На сей раз роман стал бестселлером и принес Геррону славу «нового Джона Ле Карре» — точнее, его пародийной версии.

Не менее успешным получился одноименный сериал, где Гэри Олдман играет матерого разведчика Джексона Лэма, который давно вышел из игры — но до сих пор способен переиграть всю королевскую рать британских спецслужб. Это старый неряха со спутанными волосами, в дырявых носках, который пускает газы, бесконечно брюзжит и засыпает в рабочем кабинете со стаканом виски в руке — правда красавчик? Но именно таким он полюбился публике. На волне успеха «Лошадей» (вышло уже пять сезонов) из небытия выплыл первый детективный цикл Геррона, где царит Зои Бём — что-то вроде женской версии Лэма. Эмма Томпсон в этой роли похожа на престарелую звезду панк-рока: поджарая, энергичная тетка в кожанке, с растрепанной седой челкой, которая топорщится как ирокез. Зои быстро соображает, не лезет за словом в карман и не испытывает никакого пиетета перед общественными устоями доброй старой Англии и перед законами бытия в целом. Она тоже из породы неудачников — но лишь потому, что не ставит себе целью достичь каких-то там сильно переоцененных «высот». Она берется распутать дело о пропавшем после взрыва ребенке только потому, что кто-то, как она считает, убил ее бывшего мужа и профессионально замел следы.

Вот тут-то и начинается самое интересное: малахольная Сара Такер, сунувшая свой нос куда не следовало в поисках соседского ребенка, которого видела всего раз в жизни, явно разворошила осиное гнездо спецслужб. Вокруг нее начинают роиться профессиональные убийцы с военным прошлым и явно плетется какой-то заговор. Как свойственно Геррону, у романа про Зои Бём тоже есть пародийная часть. Она описывает подноготную «глубинного государства», где высокие чины из Министерства обороны мутят таинственные спецоперации, в результате которых погибают гражданские,— тогда военные профессионалы вынуждены «зачищать поляну». Делают они это через пень-колоду, поэтому на смену одному «чистильщику», который запорол задание и устроил кровавую баню, начальство посылает следующего. Если бесконечное брюзжание Джексона Лэма было изюминкой «Медленных лошадей», то здесь тоже есть свой пир духа — непрерывные перепалки высокого чина из Минобороны (Даррен Бойд) со своим спецагентом Хамзой (Адил Ахтар), которого он иронично-презрительно третирует, а тот изысканно дерзит в ответ.

Любопытен и жанр сериала: это чистой воды параноидальный триллер. Их расцвет пришелся на 1970-е, когда американское общество вздрогнуло после «Уотергейта» и убийства Кеннеди и на экраны выплеснулась классика жанра: «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы, «Три дня Кондора» Сидни Поллака, «Заговор “Параллакс”» Алана Джей Пакулы. Параноидальный триллер имел чисто американскую специфику — англичане ничего подобного не снимали, их коньком во времена холодной войны были шпионские истории, а не приключения ошалевшего одиночки, которого преследуют спецслужбы. Тем любопытнее наблюдать за чисто английской паранойей в исполнении мастера шпионского жанра Мика Геррона, у которого теория заговора сдобрена фирменным сарказмом.

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!