Очередная годовщина Октябрьской революции — повод отметить появление одного из лучших ансамблей, рождённых эпохой ВИА. От 7 ноября 1970 года отсчитывается официальная история «Ариэля», которая, к счастью, продолжается по сей день. Самое время поставить на виртуальную вертушку старый винил и переслушать классику от кумиров юности...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
В истории советской сцены челябинский ансамбль «Ариэль» занимает особое, почти мифическое место. Это был один из наиболее смелых и изобретательных коллективов, сумевший в формате официального ВИА продвигать собственное необычное творчество на стыке битловских традиций, русского фольклора и прог-рока.
Формально числясь вокально-инструментальным ансамблем, «Ариэль» по своей сути были натуральной рок-группой с устойчивым составом, неповторимым звуком и амбициями, выходившими далеко за рамки эстрадного репертуара. И с собственным грувом, который сохранился на записях.
7 ноября 1970 года челябинские музыканты в узком кругу отмечали день рождения новой группы на квартире у художественного руководителя Льва Фидельмана. После традиционного застолья бразды правления были переданы басисту Валерию Ярушину.
Золотой состав ансамбля сформировали Валерий Ярушин (бас-гитара, вокал), Лев Гуров (ритм-гитара, вокал), Борис Каплун (барабаны, скрипка, вокал), Ростислав Гепп (рояль, флейта, вокал), Сергей Шариков (клавишные, вокал), Сергей Антонов (соло-гитара).
Стабильная команда друзей и единомышленников, избежавшая текучки кадров, характерной для других ВИА, с самого старта заявила о своем новаторстве. На сцене отсутствовала обязательная для многих духовая секция. Звучание, построенное на гитарах, органе и ударных, было приближено к классике рок-н-ролла и биг-бита.
«Ариэль» стремительно эволюционировали, выйдя далеко за пределы своих юношеских ориентиров. Группа смело обращалась к фолку и арт-року на основе русской народной музыки, записывала длинные техничные композиции, вдохновлённые Yes и Emerson, Lake & Palmer, дойдя до создания полновесных рок-опер. Имея в репертуаре и непременные шлягеры, от которых ходили ходуном дворцы культуры.
По мнению некоторых ценителей «ариэлевские» наработки по части народной песни по мощи и изобретательности превзошли даже легендарных «Песняров». Или, по крайней мере, не уступали. Обращение к народной поэзии в сочетании со смелыми вкраплениями классического рока рождало уникальные вещи, которые с трудом вписывались в привычные рамки.
Даже песни официально признанных советских композиторов в их исполнении звучали по-особенному. В честь дня рождения коллектива предлагаю оценить, что называется, свежим ухом песню «Гдё ждёт любовь», записанную полвека назад. Для своего времени она звучит необычайно свежо и интересно.
Запись стала результатом сотрудничества с Андреем Богословским — сыном прославленного композитора Никиты Богословского, автора «Тёмной ночи». Одарённый литератор, чьи произведения публиковались в престижных литературных изданиях, Андрей увлекался и эстрадной песней, писал стихи и музыку.
Валерий Ярушин вспоминает: «Вышла первая пластинка "Ариэля". Эту песню предложил нам сын знаменитого композитора Никиты Богословского — Андрей. Она удачно вписалась в наш стиль, и её прекрасно спел Лев Гуров. На челябинском телевидении чудом сохранилось видео сольного концерта "Ариэля". В то время плёнка была в дефиците, и телевизионщики, чтобы писать дальше новости, стирали предыдущие… Проклятая советская бедность… Таким же образом пропали съёмки Нового года, где мы хохмили: в моцартовских буклях пели "В краю магнолий"».
Бархатный, завораживающий тембр Льва Гурова идеально передал лиризм и глубину произведения молодого автора. Соло на органе привнёс в аранжировку довольно тяжёлую блюзовую раскачку...
Андрей Богословский, написавший для «Ариэля» ещё одну непростую песню «Рисуют мальчики войну», к сожалению, рано ушёл из жизни, не справившись с последствиями вредных привычек.
«Вот ещё день пустой прожит,
Веют ветры, стынут реки,
А моя любовь, быть может,
Ждёт меня в двадцать первом веке...»
В конце того года «Ариэль» по традиции отметили день рождения. Валерий Ярушин рассказал о душевных посиделках: «После всяких катаклизмов с нашей группой мы стали ещё дружней, и каждый год справляли дату рождения золотого состава в квартирах участников. Там было строго: только музыканты с жёнами и директор. В то время у нас был директор — грузин Малхаз Гачичеладзе. Наше пятилетие мы справили у меня на квартире. До сих пор все помнят его кулинарный шедевр — поросёнок, запечённый в натуре! Я традиционно выпускал стенгазету с шаржами и стихами. Было весело…»
Весёлая творческая энергия пронизывала всё, чего касалась группа. Сила «Ариэля» заключалась в единстве и преданности музыке. Но наступил XXI век, и оказалась, что никакая особенная любовь здесь нас не ждёт.... Даже «Ариэль» сейчас существует в двух «ипостасях»: московской под руководством Валерия Ярушина и челябинской, в которой состоят музыканты-ветераны Ростислав Гепп и Борис Каплун.
Надеюсь, 55-летие группы оба состава отметят по старинке, в формате дружеского междусобойчика под любимые песни.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!