Найти в Дзене
Хронопортация

Чем поразили мир советские стратонавты, чей прах лично захоронил Сталин в Кремлёвской стене

В 30-е годы в СССР творили историю и совершали невозможное. Шла ускоренная индустриализация. Таких темпов роста промышленности не было в мире ни до ни после. Началось интенсивное освоение отдаленных территорий. Там приступили к добыче полезных ископаемых и строительству городов. Развернулось стахановское движение, суда пошли по Северному морскому пути. На весь Союз прогремел подвиг челюскинцев. Не забыли и о воздушном пространстве. Это не только рекорды на дальность полетов, но и достижения покорения стратосферы. И тут СССР удивил весь мир. Мировой рекорд "СССР-1" Люди во все времена мечтали о полетах к звездам. Тому свидетельство легенда об Икаре. И в 1930 г. в этой области был совершён значительный прорыв. Швейцарец Огюст Пикар сконструировал и испытал первый в мире стратостат. Он представлял собой сферическую герметичную гондолу из алюминия, наполненную воздухом. Огюст первым в мае 1931 г. вместе с Паулем Кипфером покорил высоту 15.7 км, которая ранее была недоступна. Аппарат "СССР-
Оглавление

В 30-е годы в СССР творили историю и совершали невозможное. Шла ускоренная индустриализация. Таких темпов роста промышленности не было в мире ни до ни после. Началось интенсивное освоение отдаленных территорий. Там приступили к добыче полезных ископаемых и строительству городов. Развернулось стахановское движение, суда пошли по Северному морскому пути. На весь Союз прогремел подвиг челюскинцев. Не забыли и о воздушном пространстве. Это не только рекорды на дальность полетов, но и достижения покорения стратосферы. И тут СССР удивил весь мир.

Мировой рекорд "СССР-1"

Люди во все времена мечтали о полетах к звездам. Тому свидетельство легенда об Икаре. И в 1930 г. в этой области был совершён значительный прорыв. Швейцарец Огюст Пикар сконструировал и испытал первый в мире стратостат. Он представлял собой сферическую герметичную гондолу из алюминия, наполненную воздухом. Огюст первым в мае 1931 г. вместе с Паулем Кипфером покорил высоту 15.7 км, которая ранее была недоступна.

Аппарат "СССР-1", 1933 г.
Аппарат "СССР-1", 1933 г.

Данное событие вызвало огромный резонанс в СССР, где решили побить рекорд швейцарца. А также провести бесценные научные исследования стратосферы (её высота от 10 до 50 км над землей). В Москве и Ленинграде одновременно приступили к строительству стратостатов. Победила в соревновании столица. Так, на авиазаводе № 39 по проекту инженера Годунова построили стратостат "СССР-1". 30 сентября 1933 г. он достиг высоты 19 км и благополучно приземлился на Землю.

Таким образом, был установлен новый мировой рекорд. Весь Союз ликовал – наша страна оказалась на вершине мирового научно-технического прогресса! Это событие можно сравнить лишь с полетом Гагарина в космос в апреле 1961 г. Все пилоты стратостата были награждены орденами Ленина. Лев Кассиль написал о "СССР-1" повесть. Вышла серия почтовых марок с изображением стратонавтов и т.д.

Полёт "Осовиахима-1"

Ленинградцы опоздали буквально на несколько дней. Их подвела погода – в конце сентября в "городе трех революций" шли дожди. И тогда полет стратостата "Осовиахим-1" перенесли на май следующего года. Но в СССР с 26 января по 10 февраля 1934 г. должен был пройти 17-й съезд ВКП (б). Его окрестили "Съезд победителей". Поэтому уже 30 января решили осуществить полет и его посвятить данному событию. Хоть это было крайне рискованно из-за угрозы обледенения шара. А также снижения его подъемной силы по причине низкой температуры за бортом.

Подготовка к миссии "Осовиахим-1" на аэродроме Кунцево.
Подготовка к миссии "Осовиахим-1" на аэродроме Кунцево.

Полёт широко рекламировался на весь Союз. Только о нём все писали и говорили. В экипаж набрали лучших специалистов. Командиром стал Павел Федосеенко, бортинженером – Андрей Васенко, а научным сотрудником – Илья Усыскин. На "Осовиахиме-1" установили множество научных и навигационных приборов. Также в его гондоле находилась мощная радиостанция.

Стратостат стартовал ровно в 9 часов утра в Кунцево. Ему предстояло достигнуть высоты 20.5 км, хоть в этом был большой риск. Но уже в 11:16 стратонавты доложили по рации 17-му съезду, что мировой рекорд установлен. Они достигли данной высоты.

Во время миссии Илья Усыскин вёл исследование космических лучей и проводил другие эксперименты. Но к тому времени на борту начались проблемы – произошел сбой в работе поглотителя углекислоты. В результате экипаж справился с внештатной ситуацией с помощью регенеративных патронов. В 11:56 от воздухоплавателей пришла последняя радиограмма, а затем связь прервалась из-за помех. Стратостат же продолжил подъем. Оказалось, что под лучами Солнца газ в шаре сильно нагрелся.

Командир аппарата "Осоавиахим-1" Павел Фёдорович Федосеенко.
Командир аппарата "Осоавиахим-1" Павел Фёдорович Федосеенко.
"Для спасения экипажа в верхней части гондолы "СССР-1" был расположен специальный люк, который достаточно просто и быстро открывался в случае необходимости в аварийной ситуации. И экипаж мог покинуть гондолу на парашюте. И тем самым обеспечивалась безопасность. В отличие от конструкции, которую создали на стратостате "Осоавиахим". У них люк закрывался на 32 болта и для того, чтоб выйти из этого люка, нужно было эти болты открутить".
Специалист Центрального музея Военно-воздушных сил РФ А. Санников. Отрывок из интервью телеканалу "Звезда".

Великие времена рождают героев

В 12:35 аппарат достиг высоты 22 км и лишь в 12:45 начал снижаться. Как итог, было потеряно 1.5 часа, они-то и оказались роковыми. В 16:15 "Осовиахим-1" снизился до 11.8 км, где температура газа в шаре и температура воздуха сравнялись. После этого стратостат начал снижаться слишком быстро. Гондола настолько разогналась, что на высоте 2 км оборвались стропы. В 16:20 она врезалась в землю возле станции Кадошкино в Мордовии.

Сталин, Молотов и Ворошилов несут урны с прахом героев.
Сталин, Молотов и Ворошилов несут урны с прахом героев.

Никто из ребят не выжил. Федосеенко, Васенко и Усыскина наградили орденами Ленина. Урны с их прахом несли три руководителя СССР: Сталин, Молотов и Ворошилов. Это наивысшая честь! В итоге стратонавтов захоронили в Кремлевской стене. Их именами назвали улицы в Ленинграде и Саранске. На месте падения гондолы воздвигли обелиск. На площади стратонавтов в Саранске им установили памятник. О героях помнили несколько десятилетий и писали о них статьи. Вот только время безжалостно и о храбрецах забыли.

Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!