А.Г. Бронников - старейший криминалист России, полковник милиции в отставке. За его плечами - 13 лет службы в армии и 30 лет в Министерстве внутренних дел Пермской области.
Ещё он – ветеран Великой Отечественной войны, имеет ордена и медали.
Основная профессия - криминалист. Главная тема научных интересов - проблема наркомании в местах лишения свободы. По ней защищена кандидатская диссертация. Опубликовано более 40 работ по криминалистике в России и две статьи в США.
«Мне бы хотелось коснуться воспоминаний Аркадия Григорьевича Бронникова, своего друга, о строительстве северных авиационных аэродромов», - отметил Вячеслав Майер во вступлении.
Читаем его очередной исторический материал.
Вспоминается полуголодное детство в глухой Уральской деревне Берёзовке. До ближайшей железнодорожной станции Кунгур более 20 км. Мать целый день на работе в колхозе, отца видел редко - работал на лесозаготовках. Я со старшим братом Николаем с 4-5 летнего возраста ежедневно в работе: прополка в огороде, заготовка сена и дров на долгую Уральскую зиму.
Походы за грибами, лесными ягодами, рыбалка, охота за дичью с ружьем и без ружья (силки, петли, капканы и другие ловчие приспособления). Раскапывали крысиные норы. В их "закромах" находили до 8-10 кг отборного зерна. Это был наш детский вклад в пополнение семейных продовольственных запасов.
У отца было шесть братьев. Пятеро из них участвовали в Гражданской войне 1918-1921 годов на стороне красных, а одного мобилизовали белые, он пропал без вести.
О массовых репрессиях в деревне не знали
Правда, два случая вспоминаю. Самый бедный в селе житель-Николай Панов высказал какую-то шутку по адресу Сталина. Ночью его увезли работники НКВД, больше о нём и слухов не было.
Второй случай прямо не связан с политикой. Отца арестовали в 1938 году за незаконное хранение пистолета. Отсидел 4 года на Колыме. В 1942 году отец, будучи командиром орудия 44 мм (противотанкового), погиб в контрнаступлении под Москвой.
Мы с братом участвовали в Великой Отечественной войне. Николай освобождал Прибалтику, я - Венгрию. Австрию, Чехословакию.
В Чехословакии недалеко от города Брно встретились с американскими войсками. Американские солдаты, в основном негры, частенько на джипах приезжали к нам. Отношения были весьма дружественные.
В 1950 году, окончив Львовское военно-политическое училище и получив звание лейтенанта, для дальнейшего происхождения службы был направлен на полуостров Таймыр, в посёлок Хатанга. Из 300 выпускников училища отобрали около 30 человек в аэродромно-строительные батальоны, дислоцированные на побережье Северного Ледовитого океана - от Архангельска до Чукотки.
Отбирали в эту группу тех, кто ранее имел какое-либо отношение к авиации (авиатехники, авиамеханики, стрелки-радисты, парашютисты и т. д). Лично я перед фронтом служил в 27 гвардейской, воздушно-десантной бригаде. Совершил 16 прыжков с парашютом.
Направление для службы на Севере наша группа получала в Москве, в Военном отделе Главного Управления Северного морского пути. Длительное время этим Управлением руководил известный полярный исследователь Иван Дмитриевич Потанин. До 1950 года мы и не представляли, что «Главсеверпуть» занимается и военными делами.
Оказывается, сеть аэродромов нужна была стране не только для освоения огромных пространств Севера, оказания помощи морской навигации, но и для обороны от нападения со стороны авиации США по наиболее короткому пути - через Северный полюс.
Мы с друзьями выбрали Хатангу
В военном отделе с нами беседовал опытный полярник, бывалый "морской волк", капитан первого ранга Н.П. Аннин. Содержание беседы у огромной географической карты СССР вкратце таково.
Показав на карте пункты назначения: Амдерма, остров Рудольфа земли Франца Иосифа, остров Диксон, посёлок Хатанга, порт Тикси и т.д. Командор Н.П. Аннин дал нам 5 минут на размышление - кто с кем и куда желает ехать.
Я с двумя друзьями выбрал Хатангу. Далее нам сообщили о суровых климатических условиях, о том, что в течение 3 лет нам не будет отпусков и замены, что свободных женщин в тех местах нет. Возраст в нашей группе был 21-23 года и все были холостыми парнями.
Был дан совет выезжать с женами. А времени, чтобы решить этот серьезный вопрос, не было. Лейтенант Бегичев из нашей группы тут же на месте решил эту проблему, сделав предложение секретарше командора Н.П. Аннина. Эта молодая семья уехала на остров Рудольфа. Я же по пути назначения заехал в город Кунгур Пермской области и зарегистрировал брак с девушкой, с которой дружил ранее. С ней я живу в любви и согласии уже много лет.
О Севере, о Таймыре можно много рассказывать. Мыс Челюскин на Таймыре - это самая северная материковая часть России. Изумительные красоты северного сияния - 3 месяца день, 3 месяца ночь, остальные переход от зимы к лету и обратно.
В зиму 1952 года морозы доходили до - 65 по Цельсию. В этот год у меня в Арктике родился старший сын. Работы по сооружению аэродрома прерывались, если температура превышала-50.
Работали ежедневно за исключением воскресного дня и государственных праздников не менее 8 часов в день. Строительство аэродрома в тундре при вечной мерзлоте соизмеримо разве с сооружением египетских пирамид. Нужно было снять поверхностный слой глубиною около 1,5 метра (шли буровзрывные работы).
Этот котлован заполнить привозным песком, покрыть щебёнкой, поверх щебёнки - мелкой щебёнкой и окончательно - асфальтом. По периметру взлётной полосы строились кюветы для отвода воды.
Более морозов солдат-строителей донимали комары в летнее время. Без накомарников и перчаток не вытерпеть и минуты. Покроют сплошной пеленой. В казармах для солдат и квартирах офицерских от комаров тоже не было спасения.
О жилье: наша часть прибыла в Хатангу в 1949 году и первую зиму прожила в палатках. Они назывались утеплёнными ибо имели два слоя, снаружи- парусина, брезент, внутри байковая ткань. В середине палатки железная печка.
Все жилые и нежилые помещения строились из местной лиственницы, толщина деревьев максимум 15 см. У меня с женой и ребёнком было была комната 1,5 на 3,5 метра (переоборудованный один нерабочий тамбур солдатской казармы). Зимой, она на Таймыре более 9 месяцев, печка топилась непрерывно, но лёд на стенах до 1,5 метра высотой и на полу сохранялся в комнате.
Безопасность офицеров и их семей была под угрозой
Личный состав, солдаты были из ранее судимых за уголовные преступления (ни одного солдата не было за политические преступления). Местное население, аборигены (соха, нганасаны) ранее не знали запоров, краж. Солдаты-уголовники познакомили аборигенов со своей "культурой". Даже безопасность офицеров и их семей постоянно была под угрозой.
Продукты завозились в основном, в сушенном и консервированном виде. От заболевания цингой спасало оленье мясо и рыба. Любителю рыбалки и охотнику на Севере широкий выбор - утки, гуси, белая куропатка; дикие олени, зайцы, песцы и даже белые медведи.
Цинга это не только выпадение зубов и волос, но и омертвление, почернение ног и рук. У одного солдата, родом из Западной Украины, по фамилии Король почернели обе ноги до коленных суставов. Он не ел сырые мясо, рыбу, не пил настой хвои. Результат - ампутация обеих ног выше колена.
Аэродром достраивали без меня ещё в течение 1,5-2-х лет. Прибыв в Хатангу самолётом, уехал пароходом и продолжал службу уже на юге России до 1956 года.
Про Хатангу описал не всё. Не указал, что жена с тяжелым простудным заболеванием "плевритом" вместе с годовалым сыном были вынуждены уехать к родителям на Урал. Улетела в день похорон Сталина, а я оставался до сентября 1953 года.
Я на ледокольном пароходе "Прончищев" 18 суток плыл до города Архангельска с заходом на остров Диксон, где встретил друга по военному училищу. На дорогу мне "навязали" очень хлопотную и нелёгкую обязанность быть начальником команды демобилизованных солдат в количестве 400 человек.
Вам нравятся исторические материалы на канале?
Делитесь своим мнением!