Год назад мы с другом почти одновременно меняли машины. У нас были, по сути, одинаковые деньги на первый взнос - но совершенно разная философия.
Я - «адепт нового». Я искренне верил в технологии, в гарантию, в запах нового салона. Я был уверен, что покупать 10-летнюю машину в 2024 году - это безумие. Это «денежный пылесос», лотерея, в которой ты никогда не выиграешь. Тебя ждут «контрактные» моторы, ржавые арки и бесконечные визиты в сервис.
Мой друг, назовем его Андрей, - «старовер». Он смотрел на всех этих «китайцев» как на одноразовые стаканчики. Он верил в «японское железо», в «настоящие» V6 и в то, что «раньше делали инженеры, а сейчас - маркетологи».
В итоге я выехал из салона на блестящей, футуристичной Omoda C5. Вся в экранах, вся «на стиле», с гарантией 5 лет. Я был уверен, что сделал самый умный выбор.
Андрей же... он три недели копался на «вторичке». Он отсмотрел кучу хлама и выкопал. 10-летний Lexus RX 350. С пробегом под 200 тысяч. V6, 3.5 литра. Я тогда еще покрутил пальцем у виска. «Ну, - думаю, - готовь деньги на сервис, на налог, на бензин. Увидимся через год».
Прошел год. На днях мы сели пить кофе и подбили итоги. И после этого разговора мне хотелось... не знаю. Смеяться или плакать.
Мой «беспроблемный» год на 200 000
Начнем с моей «гарантийной» Omoda. Я же покупал ее, чтобы «только бензин лить» и горя не знать, да?
Началось все в салоне. «Без допов не продадим». И ты сидишь, киваешь, потому что машина нужна. Сетка в бампер, коврики, защита картера, антикор - все по цене крыла от самолета. 70 000 рублей улетели, не успев начаться. Ладно, проглотил.
Дальше - ТО. О, это отдельная песня. Чтобы не слететь с этой «пятилетней гарантии», ты обязан ездить к дилеру и платить. Платить дань.
ТО-0 - 15 000 рублей.
ТО-1 на 10 000 км - еще 25 000 рублей.
ТО-2 на 20 000 км (я езжу много) - уже 35 000.
Итого - 75 000 рублей за год. 75 тысяч! За три замены масла и фильтров, которые в обычном сервисе стоят в три раза дешевле. Но я же плачу за «надежность» и «гарантию».
Зимой, в -20, этот хваленый модный экран просто не включился. Черный прямоугольник. Не «глючит», а просто мертвый. Ни музыки, ни климата. Ты сидишь в «гаджете» за три миллиона и не можешь включить печку, потому что «планшет» замерз. Поехал к дилеру. «О, это известный сбой ПО. Особенность модели». Взяли 5 000 рублей за «диагностику и адаптацию». Гарантия? Нет, это «настройка».
К 25 000 км «робот» начал показывать характер. В пробке - тычок, дерганье. Едешь и краснеешь. Снова к дилеру.
- Вы ездите не так, надо привыкнуть. Это же робот.
- Так он пинается!
- Давайте сделаем адаптацию. 10 000 рублей. Это не поломка, это «обслуживание».
Апофеоз случился на 30 000 км. Загудел ступичный подшипник. Ну, думаю, вот он! Мой звездный час! Я приехал, уже предвкушая победу: «Вот, меняйте по гарантии!».
Я оставил машину. Через три часа - звонок: «Знаете, мы посмотрели... а у вас тут следы... вы, наверное, в яму влетели. Нарушение условий эксплуатации. Это не гарантийный случай».
Это классика. Спорить - как со стеной. Итог - замена ступицы в сборе за мой счет. Еще 40 000 рублей.
Давайте сложим. 70 (допы) + 75 (ТО) + 5 (экран) + 10 (робот) + 40 (ступица).
Получаем 200 000 рублей. Двести тысяч рублей за год владения «новой», «гарантийной» машиной.
«Денежный пылесос» Андрея
А что же Андрей? Мой друг на 10-летнем «пылесосе»?
Я ждал. Я ждал историй про «капиталку», про замену пневмы (а у него ее нет, обычная подвеска), про «контрактную» коробку. Я спрашивал его каждую неделю: «Ну что, сломалось?».
Первые три месяца он не делал ничего. Просто ездил. На мой вопрос «Как V6? Жрет?» он отвечал: «15 литров. Меня устраивает».
На четвертый месяц он поехал в сервис. Не к «дилеру», конечно, а к «проверенным» ребятам в знакомый гараж.
Что он сделал? Он поменял масло в двигателе. И все фильтры. Отдал за это 12 000 рублей.
«И всё?» - спросил я.
«Ну да, - говорит, - я еще колодки поменял по кругу (8 000) и масло в коробке. Не потому что сломалось, а 'для себя', чтобы спать спокойно (15 000)».
Я ждал. Зима. Он заводился? Да. Едет? Едет.
Прошел год. Я сижу со своими счетами на 200 тысяч.
«Андрей, - говорю, - давай по-честному. Сколько ты вложил за год?»
Он начал считать. 12 000 (масло в ДВС). 15 000 (масло в АКПП). 8 000 (колодки).
И... всё.
«Ну, - говорит, - я еще купил второй комплект резины, но это не в счет. А так - тысяч 35-40».
Кто из нас оказался дураком?
И вот мы сидим. Я - владелец «инновации», который отвалил дилеру 200 тысяч за год, чтобы не слететь с гарантии. И он - владелец «рухляди», который потратил 40 тысяч, чтобы машина просто ездила.
Я смотрю на свою Omoda. Она красивая. Она модная. Но я боюсь на ней в яму влететь. Я боюсь, что у меня «отвалится» экран. Я боюсь ехать к дилеру, потому что каждый визит - это минус 10-20 тысяч.
Он садится в свой 10-летний «Лексус». Он просто садится и едет. Он не боится. Он знает, что эта «рухлядь» его не подведет.
Я был уверен, что покупаю «новое», а он - «старое». А оказалось, что я купил «проблему», а он - «уверенность».
А что вы думаете? Это мне так «повезло»? Или друг был прав, и старое «железо» надежнее всех этих новых «гаджетов на колесах»? Напишите свое мнение в комментариях!