Сегодня мы рассмотрим ситуацию, которая в ближайшее время станет достаточно актуальной для российских граждан при ведении ими бизнеса через компанию, зарегистрированную в Объединенных Арабских Эмиратах - начиная со следующего 2026 года. Вопрос приобретает все большую и большую актуальность, т.к. ОАЭ интересны россиянам: как бизнес сам по себе; как бизнес, соединяющий Российскую Федерацию с другими странами и, безусловно, как прекрасное место отдыха!
Рассмотрение вопроса осуществляется с позиции Соглашения между РФ и ОАЭ (далее - Соглашение), а также российского налогового и иного (при необходимости) законодательства. Налоговое и валютное законодательство ОАЭ в аналитику по вопросам не входит.
Вопросы, которые будут рассмотрены в данной статье:
1. Вопрос: Какие обязательства лежат на гражданине РФ перед российскими налоговыми и иными органами при вхождении в состав участников компании в ОАЭ, при нахождении в составе участников и при выходе из него. Как влияют на данную процедуру гражданство, Emirates ID, время нахождения за рубежом (для РФ), иные возможные признаки.
2. Вопрос: Как будет определяться налоговое резидентство лица по Соглашению в зависимости от: гражданство, Emirates ID, время нахождения за рубежом (для РФ), иные возможные признаки.
3. Вопрос: Как часто и в какой форме подтверждается статус налогового резидента перед налоговыми органами РФ.
Сокращения:
НК РФ – Налоговый Кодекс РФ;
Соглашение с ОАЭ - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения (Абу-Даби, 17 февраля 2025 г.). Данное Соглашение вступает для сторон с 01.01.2026г.
КИК – контролируемая иностранная компания;
Валютный резидент РФ (как физическое лицо) – гражданин РФ или иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающее в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ;
Налоговый резидент РФ по НК РФ (как физическое лицо) – физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
1. Вопрос: Какие обязательства лежат на гражданине РФ перед российскими налоговыми и иными органами при вхождении в состав участников компании в ОАЭ, при нахождении в составе участников и при выходе из него. Как влияют на данную процедуру гражданство, Emirates ID, время нахождения за рубежом (для РФ), иные возможные признаки.
Ответ:
При определении статуса участника (учредителя) компании в ОАЭ применимым является налоговое законодательство РФ, т.к. само Соглашение не распространяется на определение статуса КИК.
Согласно статье 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией (КИК) признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом РФ (компания зарегистрирована в ОАЭ). Критерий присутствует;
2) контролирующим лицом организации являются организация и/или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Применительно ко второму пункту необходимо выяснение двух положений:
А) признание лица контролирующим лицом. Для признания лица контролирующим лицом необходимо наличие одного (любого) из признаков:
- физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
- физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов (критерий не подходит кроме факта супружеских/родственных отношений).
Применительно к доле участия необходимо также учитывать, что: а) компания в ОАЭ не является акционерным обществом с публичным обращением ее акций на бирже; или б) участники в компании не являются супругами и несовершеннолетними детьми.
Б) признание лица налоговым резидентом РФ.
Налоговым резидентом исходя из вводных условий является физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Одно из лиц исходя из вводных является налоговым резидентом.
ВЫВОД: уведомление об участии в КИК необходимо, если какое-либо лицо является налоговым резидентом РФ и его доля участия в компании в ОАЭ составляет 25%.
Ответственность за несообщение информации о данном факте и/или последующих неуведомлениях об этом по:
А) Уголовному законодательству РФ.
Уголовная ответственность за несообщение об участии в КИК отсутствует. Однако в случае, когда прибыль КИК должна быть включена в налоговую базу контролирующего лица, а это сделано не было, уголовная ответственность возникает за неуплату налога при наличии соответствующих квалифицирующих признаков.
Б) Административному законодательству РФ.
КоАП РФ не содержит статей об ответственности за несообщение об участии в КИК. Однако, установлена административная ответственность за неправомерное использование имущества КИК в РФ.
В) Налоговому законодательству РФ.
Ответственность за несообщение информации о данном факте и/или последующих неуведомлениях установлена статьей 129.6.Налогового Кодекса РФ.
«Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
1. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения,
- влечет взыскание штрафа в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,
- влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения».
Срок ежегодного уведомления за 2024г. – до 30 апреля 2025г.
Срок ежегодного уведомления за 2025г. – до 30 апреля 2026г. (при отсутствии внесения законодательных изменений по данному вопросу).
ВЫВОД:
Пункт 2 указанной статьи устанавливает ответственность 50т.рублей за неуведомление о первоначальном участии в КИК.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает ответственность за ежегодное неуведомление об участии в КИК – 500т.рублей.
Следует учитывать также возможные дополнительные санкции в связи с вышеуказанными нарушениями:
Пункт 1.1. статьи 129 НК РФ - непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в 30-дневный срок либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями,
- влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.
Пункт 1.1-1 статьи 126 НК РФ - непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с пунктом 1 статьи 25.14-1 НК РФ в 30-дневный срок либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями,
- влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 миллиона рублей.
2. Вопрос: Как будет определяться налоговое резидентство лица по Соглашению в зависимости от: гражданства, Emirates ID, времени нахождения за рубежом (для РФ), иных возможных признаков.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 7 НК РФ:
«1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
В связи с вышесказанным рассмотрим положения Соглашения с ОАЭ по вопросу определения налогового резидентства физического лица.
Определению резидентства (налогового резидента для целей налогообложения) физического лица посвящена статья 4 Соглашения с ОАЭ.
Согласно пункту б) пункта 1 указанной статьи:
Для целей настоящего Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает:
«…
(b) применительно к Российской Федерации - любое лицо, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит в ней налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, местонахождения головного или основного офиса, места регистрации или учреждения или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает Российскую Федерацию, её политические подразделения или местные органы власти. Однако этот термин не включает любое лицо, подлежащее налогообложению в Российской Федерации исключительно в отношении доходов от источников в Российской Федерации».
Из приведенного определения следуют два вывода:
1) определение резидентства лица устанавливается национальным законодательством. Применительно к РФ это Налоговый Кодекс РФ;
2) применительно к налоговому законодательству РФ для физических лиц – это продолжительность фактического пребывания на территории РФ.
Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ:
«2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья». Особый порядок предусмотрен для военнослужащих.
Таким образом, базовым критерием в рамках Соглашения с ОАЭ и НК РФ для определения статуса налогового резидента РФ является период фактического нахождения физического лица в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Данное положение подтверждается:
- Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2018 г. N 03-08-05/7126;
- Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 мая 2018 г. N 03-08-05/34060.
Структура критериев определения резидентства физического лица.
В случае, если исходя из национального налогового законодательства ОАЭ физическое лицо является также налоговым резидентом ОАЭ, действует следующая структура определения статуса налогового резидентства физического лица:
1. Лицо является налоговым резидентом одной из стран-участников Соглашения с ОАЭ. Применительно к РФ: период фактического нахождения физического лица в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Если физическое лицо является налоговым резидентом обоих государств (РФ и ОАЭ), то там, где
2. Лицо располагает постоянным жильем, доступным ему. Применительно к РФ: под постоянным жильем понимается жилье, где лицо прописано на постоянной основе.
Если физическое лицо имеет постоянное жилье в обеих договаривающихся государствах, то там, где
3. Лицо имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов)*. Применительно к РФ: исходит из определения центра жизненных интересов.
Если физическое лицо имеет центр жизненных интересов в обеих договаривающихся государствах, то там, где
4. Лицо обычно проживает. Применительно к РФ: под обычным проживанием понимается место нахождения любого жилого помещения.
Если физическое лицо обычно проживает в обеих договаривающихся государствах, то там, где
5. Определяется гражданство лица. Применительно к РФ: статус гражданина РФ.
Если физическое лицо является гражданином обоих договаривающихся государств или не является гражданином ни одного из них, то
6. Вопрос решается по взаимной договоренности между договаривающимися государствами. Применительно к РФ - это Министерство Финансов РФ.
В этом случае лицо вправе сделать запрос в компетентный орган своей страны – МинФин на предмет получения разъяснения своего статуса. К такому запросу целесообразно приложить документы, подтверждающие выбранные физическим лицом подход к определению статуса резидента договаривающейся страны.
_____________________________________________________________________________________
* Согласно комментариям к типовым моделям, рекомендованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН), которые являются основой при проведении переговоров по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения, для определения центра жизненных интересов принимаются во внимание семейные и социальные отношения физического лица, его профессиональная, политическая, культурная или иная деятельность, место его предпринимательской деятельности, место, из которого оно управляет своей собственностью и т.д. Учитываются все обстоятельства в совокупности, при этом особое внимание следует уделять соображениям, основанным на личных действиях этого физического лица.
3. Вопрос: Как часто и в какой форме подтверждается статус налогового резидента перед налоговыми органами РФ.
Ответ:
Для граждан РФ первоначально статус налогового резидента для налогового законодательства РФ предполагался. Частота и форма подтверждения статуса в НК РФ не предусмотрены. Однако организация вправе при наличии сомнений в документах (трудовая книжка, данные о загранпаспорте) просить физическое лицо подтвердить свой налоговый статус. В настоящее время подтверждение статуса налогового резидента не является сложным процессом.
В настоящее время в РФ существует Порядок представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденный в качестве приложения №3 к Приказу ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@:
- срок рассмотрения заявления составляет 10 календарных дней с даты запроса (в электронном виде) и 20 календарных дней при бумажном запросе лично или по почте (с даты получения запроса);
- документ выдается за текущий или прошлый календарный год;
- документ выдается по каждому источнику дохода.
ВЫВОД: нормативных сроков для подтверждения резидентства не установлено. Статус подтверждается по мере возникновения вопросов. Формой подтверждения являются разные документы, в том числе сертификат резидентства.
Данная статья начинает цикл статей по Соглашению между РФ и ОАЭ. Следите на новостями по данному вопросу в нашем Телеграмм-канале.
#налоги #налогооблажение #налогивдругихстранах #ОАЭ #избежаниедвойногоналогообложения #подоходныйналог #НДС #международныеналоговыесоглашения #налоговыйорган #налоговаяполитика #фискальнаяполитика #экономика #налоговыйконсалтинг #налоговыйконсультант
Статья выпущена 07.11.2025 года.