Five Nights At Freddy's - игровая франшиза, созданная разработчиком Скоттом Коутоном. Эта франшиза не просто серия игр, это целая история, которая захватила все человечество. Я решил вспомнить и заодно рассказать вам, как франшиза FNAF стала известна на весь мир, чем она привлекала игроков и почему она продолжает двигаться дальше.
Перед началом скажу, что уже многие делали что-то подобное, но я решил сделать свою версию.
Поехали.
1) Как появился FNAF?
Здесь чего-то подробного не будет, просто кратко расскажу (если не интересно, листайте дальше).
На дворе 2013 год, жизнь шла полным ходом. Игроманы сидели в своих 4-х стенах, играли в свои Скайримы, Ассасины, ГТА 5 и так далее. Но как вдруг никому неизвестный Скотт Коутон публикует свою игру под названием "Chipper & Sons: Lumber Co". Казалось бы обычная игра про животных, где ты выполняешь задания. Вроде бы все по стандарту, но комьюнити и критики думают иначе. Основная волна критики пошла на персонажей игры. Многие утверждали, что персонажи слишком деревянные и даже жуткие. Если присмотреться, то трудно не согласится, не правда ли? Персонажи действительно деревянные и жуткие, как будто они не живые. Но Скотт Коутон решил не опускать руки, немного подумал и как оказалось придумал. Если у него получилось сделать из детской игры игру с жуткими персонажами, то что будет, если он сделает полноценный хоррор. Так и пришла ему идея о создании хоррор игры, которая получила название "Five Nights At Freddy's".
Перед детальным разбором я решил разделить франшизу Five Nights At Freddy's на несколько эпох, чтобы нам было легче разобраться в ней. Я делил франшизу по своему мнению, но у вас может быть свои деления.
2) Классика - первые части франшизы
"Five Nights At Freddy"
На дворе 2014 год, 8 августа, и именно в этот день Скотт Коутон публикует первую часть франшизы FNAF - "Five Nights At Freddy's". Игрока отправляют в пиццерию корпорации Freddy Fazbear, которая славится своей четверкой аниматроников, которая здесь выступает: Бонни, Чика, Фредди и Фокси.
Игроку предстоит прожить 5 ночей с полуночи до 6 утра, но это не так-то просто. Всю ночь аниматроники будут пытаться вас убить, но этого можно избежать, если осмотреть ваш офис. У вас в офисе находятся две двери, около которых есть по две кнопки: одна закрывает/открывает дверь, а другая включает/выключает свет в коридоре.
Чтобы знать местоположение аниматроников, необходимо смотреть в камеры. Особенно нужно следить за Фокси, так как если на него не смотреть, он прибежит к вам в офис и напугает, ну а если закроете дверь, то он просто отнимет энергию. Энергию? Да, энергию. Всю игру у вас будет ограниченный запас энергии, за которым вам нужно будет следить, ибо после использования всей энергии потухнет весь свет и к вам придет мишка Фредди, немного поиграет свою музыку и затем нападет.
Первая часть получилась отличной, поэтому Скотт решил не останавливаться и продолжать работать.
"Five Nights At Freddy's 2"
На дворе уже 10 ноября 2014 года и тут Скотт публикует вторую часть франшизы - "Five Nights At Freddy's 2". Вас отправляют работать охранником уже в другую пиццерию той же корпорации, где вместо привычных 4-ех аниматроников красуется целых 10: Той Бонни, Той Чика, Той Фредди, Мангл, Поломанный Фокси, Поломанный Бонни, Поломанная Чика, Поломанный Фредди, Мальчик с шариками и Марионетка.
Да, и с всеми ними придется выжить 5 ночей - безумие. В этой части изменена механика выживания: теперь вместо дверей у вас в распоряжении длинный коридор и две вентиляции.
Ни коридор, ни вентиляцию вы ни как не сможете закрыть. Но "как тогда спасаться?" спросите вы, а вот как - Маска Фредди. Да, маска Фредди, которая есть у вас в кармане. Маска позволяет отбиться от всех кроме Фокси и Марионетки, для них обоих другие способы защиты. Чтобы избавиться от Фокси - посвятите на него фонариком, а от Марионетки - заводите постоянно шкатулку, иначе Марионетка вылезет и вас напугает. БУ!!!!. Ещё немного изменений есть у Balloon Boy'я: надевать маску нужно тогда, когда мальчик находится в вентиляции, а если он войдёт в офис, то вырубит вам фонарик и пиши "пропало". Что насчёт энергии - она ограничена, но только для фонарика, подсветки на камерах и подсветки вентиляции из офиса.
FNAF 2 получилась настолько идеальной, что до сих пор остаётся одной и самых популярных частей франшизы. Поэтому Скотт продолжает свою деятельность.
"Five Nights At Freddy's 3"
На дворе уже 2015 год, франшиза FNAF обретает все большую популярность, на Ютубе все больше и больше роликов по играм франшизы. Но основной ажиотаж после выхода Five Nights At Freddy's 2 пришелся на ожидание выхода третьей части. Почти все гадали, как будет выглядеть третья часть. После публикования тизера новой игры, многие отзеркалили лицо персонажа и начали предполагать, что это новый мишка Freddy.
Наконец-то наступает 2 марта того же года и Скотт публикует третью часть франшизы FNAF - "Five Nights At Freddy's 3". После выхода игры, мнения игроков разделились: кто считал игру провальной, а кто-то считал игру уникальной и необычной. Что же такого спорного вызвала третья и самая ожидаемая на то время часть франшизы FNAF? Давайте разберемся. Игра отправляет вас в заведение под названием "Fazbear’s Fright: The Horror Attraction" (будем называть аттракцион ужасов). Вы обычный охранник, которому приказано следить за заведением, чтобы все было нормально. Но заведение в франшизе FNAF не была бы заведением без аниматроников, которых в данной игре 3, или 5, или вообще 1. Так сколько их всего? По сути реальный аниматроник здесь один и это Спрингтрап, но в игре есть ещё фантомы - призраки аниматроников из прошлых частей. Фантомов в игре всего 6: Фантомы Чики, Фокси, Фредди, Мангл, Марионетки и Balloon Boy'я.
Кроме резких скримеров и ломания разных систем фантомы ничего не делают. Что ещё за системы? Если проще, то слева от вас будет специальный планшет, в котором вы сможете восстанавливать 3 системы: система вентиляции, система аудио и система видеокамер. Так же есть кнопка, которая восстанавливает сразу все системы.
Ломание систем происходит по двум причинам: либо в любой момент игры, либо после скримеров фантомов. Если вы не будете чинить системы, вы лишитесь камер и аудио, вентиляции и вообще всего, что поможет вам выжить. Кстати насчёт выживания: "Как бороться с аниматрониками?". В принципе над фантомами можно не заморачиваться, главное не смотрите на них и все будет хорошо. Что с Спрингтрапом? Чтобы Спрингтрап не смог до вас дойти, необходимо следить за его местоположением и если он близко к офису, то нужно включить аудио в более дальней комнате от офиса. Если вы включите аудио, то Спрингтрап побежит в комнату, где вы воспроизвели аудио. Если Спрингтрап полезет в вентиляцию, то вам надо просто ее перекрыть.
Довольно простенькая в плане геймплея третья часть франшизы. Видимо именно на геймплей так жаловались игроки, хоть и не все.
"Five Nights At Freddy's 4"
Настал июль 2015 года, франшиза FNAF продолжает расти, по ней создают пародии и другой разный контент. Но 23 июля Скотт Коутон публикует уже четвертую часть - "Five Nights At Freddy's 4". На этот раз игра отправляет вас не в пиццерию или аттракцион ужасов, а в дом, где за вами будут охотится жуткие, на первый взгляд, аниматроники. В игре представлена та же знаменитая четверка, а также добавлены 3 новых: кошмарные Фредди, Бонни, Чика, Фокси, а также Плюштрап, кошмарный Фредбер и Кошмар.
Как сними бороться и защищаться? В игре вырезаны все возможности защиты от аниматроников, которые были в прошлых частях: у вас нет камер, нет маски, нет дверей. Хотя нет, двери есть, только они деревянные. В итоге у вас есть только двери и фонарик. Для кошмарных Бонни и Чики механика одна и та же: вы подбигаете к дверям и слушаете дыхание, и если дыхание есть, то закрываете дверь. С Фредди будет полегче: вам просто надо оглядываться на кровать и если на ней будут мини-Фредди, просто смотрите на них, пока они не уйдут. Что у нас с Фокси: чтобы Фокси не напугал вас, вам необходимо периодически проверять шкаф, и если вдруг вы его там увидите, то открывайте и закрывайте шкаф, пока Фокси не уйдет. Теперь Плюштрап: с Плюштрапом вы встречаетесь между ночами, и вам предстоит поймать Плюштрапа в крестик на полу, и если у вас не получится, то вы продолжите проходить ночи, а если вы всё-таки поймали Плюштрапа на крестике, то следующая ночь сократится на 2 часа.
Ну и кошмарный Фредбер с Кошмаром: начнем с того, что Кошмар - это тот же кошмарный Фредбер, только черного цвета, а для защиты от них вам нужно подбегать к тем дверям, где вы услышите шаги. Вы можете посветить на него только один раз, а лучше сразу закрыть дверь. Если он ушел, то можете уходить.
Если вы услышали шаги и после смех, то кошмарный Фредбер находится в комнате, и вам надо проверить шкаф и кровать. Если вы его нашли, то светите на него фонариком, пока он не уйдет.
Сказать, что четвертая часть получилась очень страшной можно, но это работает только на первых запусках игры. Хотя кого я обманываю, так и с всеми частями работает. Вообщем получилась неплохая часть франшизы.
3) Конец классики - что она преподнесла
Мы закончили рассматривать эпоху, которая помогла набрать популярность легендарной франшизе. Период первых 4-х частей франшизы многие называют лучшим за всю историю FNAF, ибо она преподнесла игрокам "такое", чему любая другая франшиза позавидует. Но что это "такое"? Чтобы разобраться в этом, нам придется погрузится в глубь франшизы.
Пасхалки.
Пасхалки - одни из самых ярких и узнаваемых фигур в франшизе FNAF. Ими заполнена каждая часть франшизы. Одну из них я уже показал на фото выше, где показан плакат, на котором Фредди ломает себе голову. Данная пасхалка, как и все другие, появляются с некоторым шансом.
А вот ещё пасхалочка из первой части, где Бонни смотрит прямо в камеру своими пустыми глазами. Довольно жутко, не правда ли?
Пасхалка, когда вся тройка аниматроников смотрит в камеру считается одной из самых запоминающихся пасхалок, когда либо появлявшихся в франшизе.
Довольно незаметная пасхалка, когда голова Марионетки начинает быстро мелькать на камере коридора в FNAF 2. Хотя трудно назвать это пасхалкой, ведь благодаря этому можно понять, где находится Марионетка.
В FNAF 2 иногда может появиться 1 из 3 специальных экранов. Один из таких экранов вы видите выше, но помимо него есть ещё экраны с поломанным Фокси и поломанным Фредди. Все экраны довольно жуткие.
В FNAF 3 тоже есть специальные экраны, но только с Спрингтрапом. Экраны во FNAF 3 тоже пугающее, особенно когда понимаешь, что за этим стоит.
В FNAF 4 есть 3 пасхалки, которые появляются возле кровати: капельница, капсула с таблетками и ваза с цветами. Многие думали, что это просто так, однако это не так.
В одной из мини-игр после прохождения ночи в FNAF 4 если подойти к телевизору и подождать, то начнется шоу "Fredbear & Friends".
Это далеко не все пасхалки, которые есть в франшизе. Но я хочу отметить, что многие пасхалки это не только предметы, но и другие разные вещи, но не переживайте, мы их тоже разберем.
Секретные и фейковые персонажи.
Если главные наши противники это аниматроники, то именно на них надо ставить акцент для расширения игрового мира FNAF. Впринципе так и получилось. Сразу скажу про Эндо из FNAF 1: он не является секретным и фейковым, он просто с случайным шансом может посмотреть на камеру, что может вызвать предположения о том, что он живой.
Золотой Фредди в FNAF 1 тоже не прям секретный, но достаточно таинственный аниматроник. В период FNAF 1 он пугал всех своим внезапным появлением в офисе.
Шумиха вокруг фейкого аниматроника Спарки по истине считается легендарной. Известность Спарки можно подтвердить его появлением в одной из фан-игр ("Creepy Nights At Freddy's") и в фильме по FNAF ("Five Nights At Freddy's"). Почему в честь Спарки до сих пор нет памятника?
В FNAF 2 большое количество секретных аниматроников. Вот например Эндо, который даже может вас убить. Изначально он появляется около музыкальной шкатулки, а уже через коридоры и вентиляцию он приходит к вам.
Два очень занимательных персонажа, которые вызывают не мало вопросов. Если в существование тени Toy Bonny ещё можно поверить, то в существование тени Фредди уже нет. Многие считают, что тень Фредди - это просто глюк в текстурах.
ДжейДжей или в простонародье Balloon Girl - женская версия Balloon Boy'я, которая появляется в офисе под столом. Она ничего не делает, просто сидит под столом.
Золотой Фредди также присутствует и в FNAF 2, только тут он может появиться в виде головы в коридоре. При нападении его голова летит на вас с скоростью света.
Бумажный Дружок - персонаж, сделанный из бумажных тарелок и праздничных лент. Изначально он находится в комнате для вечеринок, но иногда может переместиться к вам в офис.
Одним из популярных фейк аниматроников в FNAF 2 считается фиолетовый аниматроник с значком охранника, у которого моделька напоминает Золотого Фредди. Сам автор признавался, что это фейк, хотя сам аниматроник выглядет жутко.
В офисе FNAF 3 с левой стороны может появится фиолетовый Фредди. Он ничего не делает, просто сидит рядом с вами.
Один из Бумажных Дружков может появиться в офисе слева от окна на стене.
Candy не прям фейковые персонаж. До выхода FNAF 3 один из пользователей выложил саморучно сделанного аниматроника. Его работа разлетелась по интернету и многие стали называть это слитой моделькой нового аниматроника из FNAF 3. По итогу пользователь сделал одну из лучших пародий на Five Nights At Freddy's.
В FNAF 4 нет прям секретных аниматроников. Фейковых аниматроников по FNAF 4 действительно много, хотя это просто какие-то персонажи, переделанные под стиль кошмарных аниматроников.
К необычным аниматроникам FNAF 4 можно отнести разве что Хеллоуинское Издание FNAF 4, где есть оранжевые кошмарные Чика и Бонни, Кошмарная Мангл, Кошмарная Марионетка и Кошмарный Balloon Boy.
И вот мы вспомнили многих секретных и фейковых аниматроников, которые можно встретить в FNAF 1-4. Конечно в франшизе их ещё больше, но это мы разберем позже.
Мини-игры.
Да, именно мини-игры. Конечно в последних частях FNAF мини-игр по факту нет, но в период 1-4 частей мини-игры были неотъемлемой частью франшизы. Впервые мини-игры появились в FNAF 2, отсюда мы и начнем.
В мини-игре, представленной выше, игрок управляет Марионеткой, и ему надо раздать мертвым детям сначала подарки, а потом маски знаменитой четверки аниматроников: Бонни, Чики, Фокси и Фредди.
В следующей мини-игре игрок играет уже за Фредди, и ему надо раздать кексы детям. Пока вы будете раздавать кексы, за стенами комнаты будет стоять плачущий ребенок, которого вскоре убьет человек на фиолетовой машине.
В FNAF 3 есть два типа мини-игр: сюжетные и несюжетные. Сюжетные мини-игры появляются после каждой пройденной ночи и они все одинаковые, кроме последней. В первых 4-ех вы управляете классическими аниматрониками, за которых вам предстоит идти за тенью Фредди. Как только вы доходите до "безопасной комнаты", вам выскочит "ERR" ("Ошибка"), и если вы попытаетесь отойти от комнаты, то на вас выбежит фиолетовый парень и разберёт вашего аниматроника. В последней сюжетной мини-игре вы играете за душу ребенка, и вам предстоит дойти до "безопасной комнаты" уже самостоятельно.
Если вы войдете в комнату, то за вами окажутся ещё 4 таких же душ, а от вас начнет бегать тот же фиолетовый парень. Через несколько секунд убегания он залезет в костюм аниматроника и погибнет. Что насчёт несюжетных мини-игр? Их нужно проходить во время ночей. В каждой ночи, кроме первой, будут свои мини-игры.
Например в второй ночи вам будет доступна мини-игре "Mangle Quest", в которой нужно помочь Мангл собрать себя. Но после того, как вы собрали все части Мангл, не спешите идти к выходу, лучше сначала забрать торт, а уже потом идти к выходу. Чтобы ее активировать, необходимо на седьмой камере потыкать кнопки на игровом автомате с Фредди.
Или вот другая мини-игра - "BB's Air Adventure". В отличие от остальных мини-игр, эта доступна в любой ночи. В этой мини-игре вы играете за Balloon Boy'я, и вам необходимо собрать все шарики. Только для полного прохождения этой мини-игры, ее необходимо запустить дважды: до и после "Mangle Quest". Тогда после того, как вы заберёте 8 обычных шариков и один разноцветный шарик, который находится за выходом, вам надо дойти до плачущего мальчика и дать ему торт, который вы взяли из мини-игры про Мангл. Для активации игры с Balloon Boy'ем вам нужно кликнуть на рисунок с этим персонажем на восьмой камере.
В FNAF 4 мини-игры идут строго по сюжету и в каждой из них вы играете за плачущего мальчика. Например после прохождения первой ночи в мини-игре вы можете выйти из своей комнаты. Оказавшись в коридоре можно пойти налево или направо. Справа находится комната сестры, а слева гостиная с диваном и телевизором. Подойдя к телевизору вас напугает старший брат и на этом мини-игра закончится.
После прохождения четвертой ночи в мини-игре вы будете заперты в комнате запчастей. Всю мини-игру плачущий мальчик будет просить старшего брата выпустить его. Мини-игра заканчивается.
Или вот предпоследняя мини-игра. После прохождения пятой ночи в мини-игре плачущий мальчик будет окружён подростками, которые решили над ним подшутить. Все время плачущий мальчик просил подростков остановиться, но они не останавливались. Подростки взяли и засунули голову плачущего мальчика в пасть Фредбера. В итоге пасть аниматроника захлопнулась, повредив голову мальчика.
После прохождения шестой ночи в мини-игре плачущий мальчик сидит на коленях перед Фредбером и игрушками Бонни, Чики, Фокси, Фредди. На фоне старший брат извиняется перед мальчиком, а Фредбер отвечает, что мальчик сломан. Вскоре мальчик, Фредбер и игрушки исчезают, а звук на заднем фоне указывает на то, что мальчик после укуса скончался.
Это не мини-игра, но очень занимательная сцена. После прохождения седьмой ночи появляется ящик с двумя замками, а надпись над ним гласит:
Возможно, о некоторых вещах лучше пока не вспоминать
Сам Скотт утверждал, что никто не знает, что находится в ящике, и скорее всего эта информация никогда не станет известной.
Мы могли разобрать все мини-игры, но чтобы затянулось надолго, поэтому закончим с этими и пойдем дальше.
Теории и внутриигровая история.
У вас возникали вопросы, например: "Что значит It's Me?", "Что за фиолетовый парень?", "Что за плоть внутри Спрингтрапа?", "Что за медицинские предметы в FNAF 4?". Это только некоторые вопросы, которые возникали у игрового комьюнити вокруг FNAF 1-4. Давайте разберем историю, которую собрали в период FNAF 1-4, и заодно найдем то, что доказывало те или другие события.
Начало истории франшизы FNAF стартует в 1983 году, и это подтверждает мини-игра из FNAF 4. Тогда существовало довольно популярное заведение, в котором выступали Золотой Фредди и Спрингбонии. Все это также находится в той же мини-игре. Из этой мини-игры можно узнать, что в этом году в очередной раз празднуют день рождения мальчика, который по заместительству плачущий мальчик, и его семья решила отпраздновать в том самом заведении. Перед праздником старший брат часто пугал мальчика, надевая маску аниматроника.
Уже на празднике брат решил очень жёстко подшутить над мальчиком. Он[брат] с своими дружками засунули голову мальчика в пасть Золотого Фредди. Неожиданно пасть аниматроника захлопывается и повреждает голову мальчика. Мальчик попадает в кому, где видит кошмары с аниматрониками. Эти кошмары и есть геймплей FNAF 4, и это подтверждают медицинские предметы, иногда появляющиеся возле кровати. После укуса 83, заведение закрывают, и почти сразу после этого открывается новое заведение, о котором упоминал Фон Гай в FNAF 2.
И тут за дело берется фиолетовый парень, которого можно было увидеть в мини-играх FNAF 2. В новом заведении фиолетовый парень одевал старый костюм Спрингбонии и так заманивал детей в "безопасную комнату", где их убивал, а тела этих детей не были найдены. После убийств, посетители стали замечать, что от аниматроников исходит странный запах. Из этого можно сделать вывод, что тела детей были внутри аниматроников. Запах начал отпугивать посетителей, что привело к закрытию заведения. Уже в 1987 открывается новое заведение, в котором происходят события FNAF 2. Как говорил Фон Гай, в новое заведение перевезли именно тех аниматроников, от которых исходил странный запах, и это именно поломанные аниматроники. В новое заведение также завезли новых Toy аниматроников, у которых, по словам Фон Гая, имеется функция распознавания лиц. В один из дней в заведении происходит знаменитый укус 87: в дневное время один из аниматроников откусил у человека лобную долю мозга. После это страшного инцидента, очередное заведение закрылось. Тут начинаются события FNAF 1, где была ещё одна четверка аниматроников. Предположительно, аниматроники из FNAF 1 - это поломанные аниматроники из FNAF 2, только отреставрированные. А от Toy аниматроников пришлось отказаться по одной из двух причин: либо компания, владеющая серией этих заведений, потерпела убытки из-за произошедших событий, либо были подозрения, что именно один из Toy аниматроников совершил укус 87. После переезда в заведение из FNAF 1, аниматроники стали ходить только по ночам, что и упоминает Фон Гай. Вскоре фиолетовый парень решил разобрать аниматроников, что мы видим в сюжетных мини-играх из FNAF 3.
Предположительно он начал разбирать аниматроников из-за странных действий аниматроников, похожих на одержимость. В итоге из разобранных аниматроников выходят души убитых детей и начинают преследовать фиолетового парня. Фиолетовый парень решается убежать в "безопасную комнату" и залезть в костюм Спрингбонии.
Идея оказалась неудачной, ибо в костюме захлопнулись пружинные замки и фиолетовый парень начал погибать в страшных муках. И все это мы видели в последней сюжетной мини-игре в FNAF 3. Через 30 лет открывается аттракцион ужасов. Туда перевозят многие запчасти аниматроников из прошлых заведений, а также Спрингбонни с фиолетовым парнем внутри. В аттракцион ужасов устраиваться работать новый охранник, за которым начинает охоту Спрингбонии с фиолетовым парнем, которых начали называть как Спрингтрап.
Причиной нападения Спрингтрапа на охранника предположительно считается просьба о помощи. Многие игроки сообщают, что иногда при нападении Спрингтрапа слышат слова:
Help Me
Также можно вспомнить 3 секретных экрана, и на 2 из них фиолетовый парень словно пытается выбраться из костюма.
Вскоре в аттракционе ужасов происходит пожар, о чем сообщает новость из газеты после прохождения 6 ночи. Если сделать картинку ярче, то на заднем плане можно разглядеть Спрингтрапа, а это значит, что он смог пережить пожар.
4) Эпоха .....
На этом пункте нам придется закончить с первой частью статьи. В ней мы разобрали с чего начиналась франшиза, разобрали каждую часть классической эпохи и как благодаря им формировалась таинственная история заведения Фредди. Напоследок скажу, что в истории некоторые моменты могут быть недействительны, ибо почти вся история построена на теориях и предположениях. Спасибо за внимание и увидимся в следующей части статьи.