Я не люблю режиссера Бертмана. Но директор Бертман поистине воздвиг себе памятник.
Рукотворный!
Трудно найти более гостеприимный театр в Москве, или в стране, или вообще где-либо в мире. Здесь все продумано, все сделано так, чтобы вам было удобно, приятно и тепло.
Начать с того, что в мороз или дождь не надо доставать билеты и документы на улице - это можно сделать в "прихожей". У меня никогда нет времени сфотографировать стоящие там старорежимные кресла - если вы придете пораньше, не забудьте, они того стоят!
Уже на входе вам улыбаются все абсолютно - охранники, билетеры, рядом стоит распорядитель и рассказывает, где здесь что. Театр небольшой, перестроен из старорежимного особняка, немудрено и заблудиться.
По телефону отвечает живой человек, и очень любезный, а не какой-нибудь "ваш звонок очень важен для нас". Мне надо было вывести в свет пожилых родственников - все подробно объяснили.
Вниз в гардероб ведет широкая лестница с водопадом, он же служит афишей текущих событий. Но, если вам тяжело идти, спросите сразу, где здесь лифт.
Вот скажите, вы много знаете театров с лифтом? И он такой просторный, человек шесть войдет спокойно. Опять же не стала фотографировать, там как раз люди ехали, но, если вы посмотрите мои обзоры геликоновских спектаклей, где-то есть это фото - внутри как бы библиотека в старой дворянской усадьбе.
Кстати о дворянах. По пути в гардероб вы увидите портрет знатной дамы, там еще рядом пианино с подсвечниками - это княгиня Шаховская, владелица дома. На экскурсии вам все расскажут про историю, только на нее записаться трудно. Впрочем, есть один фокус...
Но пока что мы пойдем сдавать пальто. Обувь, сумки - все принимают безропотно, и еще отдельный номерок дают. Я всегда предупреждаю, что приду в числе последних, потому что хлопаю, пока артисты на сцене - ничего, спокойно ждут, никто не делает недовольное лицо и свет не гасит, как в других театрах случалось.
Надо вам сказать, в Геликоне весь персонал - чрезвычайно любезные молодые люди. Не знаю, студенты, или просто им нравится тут работать, но от них прямо-таки исходит искреннее дружелюбие - никаких приторных улыбок, никаких дежурных ответов, чем могут - помогут.
Гардероб - не только гардероб, но и выставочный зал.
Не то, чтобы я была в восторге от этих странноватых изделий... Но кому-то нравится.
Туалет типа... нет, не сортир, а дворцовое помещение, где Петр допрашивает царевича Алексея, там такой же шахматный кафельный пол. И по дороге - сплошное искусство!
Интересно, вот это что за скульптура - подневольный труд при рыночной экономике?
Однако мы здесь задерживаться не будем, а пойдем лучше в буфет! Или поедем...
Буфетов два. Есть еще и третий зал, слева от входа, где бюст Хворостовского - у него вид какой-то монгольский... Там буфетная стойка работала при всеобщей самоизоляции, теперь нет, но диванчики со столиками стоят по-прежнему, и народа поменьше.
"Внутренний" буфет называется Зал Прокофьев. У них здесь каждое помещение имеет собственное имя. "Внешний" буфет, он же Атриум, официально - Зал Шаляпин - он ближе к выходу и, как полагается атриуму, весь прозрачный. Представляете, там даже пол стеклянный! Под ним - археологические раскопки и еще какие-то хитрые таблички лежат, я уже забыла, что они символизируют, кажется, театры-побратимы. Спросите на экскурсии, сейчас как раз уже продают, примерно на июнь... Но можно совместить с "Кофейной кантатой". Или тут почитайте:
Если перейти к более практическим вопросам, то разница между буфетами такая: "Шаляпин" принимает карточки, а "Прокофьев" - только наличные.
Меню вот:
Обратите внимание: буфеты - сторонняя организация. Я даже не знаю - одна, или две разные. Говорят, можно по телефону заказать столик до спектакля, а, когда вы уже там - на антракт.
Я ничего заказывать не стала, а прямо на месте взяла капуччино - ну мы же не в Италии, где его только утром пьют, и торт, как бы Захер. Сказать по правде, мог бы он быть и не таким сухим, мне наша Прага больше нравилась, когда ее в "Праге" еще можно было купить. Приборы вполне пристойные, хотя из разных комплектов.
Подкрепившись, идем осматривать фойе. И восхищаться!
Видите перила? Это парадная лестница.
А знаете, почему вход закрыт? У них одновременно два спектакля идут. И это еще не предел! Словоохотливый распорядитель похвастался, что один раз было целых четыре - два театральных зала, Атриум и зал Покровский, о котором ниже.
Тут уже идем пешком на самом деле - лифт не могли провести, это же памятник архитектуры.
Фойе состоит из одного большого зала, там все время какие-нибудь выставки проходят, и нескольких небольших комнаток, у каждой из которых тоже есть имя собственное.
Это - если пойти налево.
Направо - второе помещение для спектаклей и концертов - Белоколонный зал княгини Шаховской. Там идут "Алеко", "Кофейная кантата", раньше "Пирам и Фисба", но давно уже не видела в афише эту редко исполняемую оперу. Зал просторный, красивый и даже изысканный, но увидеть его можно только во время представления, обычно двери закрыты. Что внутри, можно посмотреть тут:
Пока у нас есть время, посмотрим выставку.
Выставки в Геликоне идут постоянно. Интересно, как им удается получить все эти экспонаты?
"Сокровища Кобзонов" - это было что-то сногсшибательное!
На этот раз в гостях у Геликона сестры Гнесины.
Скульптурный портрет Елены Фабиановны встречает нас уже на лестнице.
Другие сестры тут же
Говорят, там был и брат, но он на фото не вышел, сплошные блики.
Дальше все вместе - живопись, фотографии, дипломы...
...старые афиши.
Видите, молодой человек стоит, дверь подпирает? Это и есть вход в Белоколонный зал.
А вот это - зал Покровского.
Раньше кресла стояли рядами у противоположной стены, где сейчас рояль. А он был, где сейчас вот это зеркало Образцовой. Ее дочь передала в дар Геликону. Смотрите по стрелке, на втором фото описание.
А вот и сама Образцова, ей посвящен отдельный зал.
Экскурсовод рассказывает часто повторяемую историю, как из ее дома рояль выносили.
Зал "Тихонов". Не удалось мне дождаться, когда никого там не будет. Человек на портрете выглядит, как звезда немого кино. Правда? На самом деле это - первый главный дирижер и музыкальный руководитель Геликон-оперы Кирилл Клементьевич Тихонов.
В Геликоне есть замечательный обычай: после каждого звонка они сообщают, сколько времени осталось до того, как совсем погасят свет, и начнется спектакль.
Самое время двигаться поближе к главному зрительному залу, у которого тоже есть собственное имя: "Стравинский". Почему? Слушайте, я не успела все спросить на экскурсии, вот придете и узнаете.
Прекрасно видно почти везде - видите, какой крутой подъем?
Кроме тех мест, которые располагаются очень близко к ложе - она здесь не Царская, а Княжеская.
Вот эти места в центре лучше не брать:
Практические сведения: кондиционер под креслом, почти не ощущается.
На пульт управления не обращайте внимания, это гости привезли с собой.
Но самое главное - у них есть афиша до конца сезона. Уже сейчас можно купить билеты на премьеру "Князя Игоря" летом.
И на этом - занавес!
-----------------------------------
Я слышала, что директор Бертман взял больничный лист на неопределенное время.
Это дело серьезное, потому комментарии закрыты.