Найти в Дзене

Инвалидность по слуху для слабослышащих: как я ее получала и с какими сложностями столкнулась. Личная история

Надеюсь эта статья будет полезной тем, кто только собирается оформить инвалидность, и не знает, как это сделать, куда обращаться. Нередко слабослышащие люди, которым положена инвалидность по причине слабого слуха, не имеют группы просто потому, что не знают, что она им положена. Не могу сказать, как обстоят с медицинским обслуживанием слабослышащих в поликлиниках в крупных городах, но в провинции нередко один врач-отоларинголог на весь город и попасть к нему на прием достаточно сложно. Мне в этом плане не повезло: когда я впервые 30 лет назад обратилась к врачу по поводу снижения слуха, меня ни обследовали, ни на учет не поставили, ни лечения не назначили. Хотя технические возможности для проведения хотя бы аудиограммы в городе были. Но врач без всяких обследований, чисто интуитивно решил, что «Вам только кажется, что Вы плохо слышите». Не знаю, какой у меня был бы слух сейчас, начни я тогда лечение, но сейчас у меня уже 4 степень нейросенсорной тугоухости. Слуховые аппараты я нача
Оглавление

Надеюсь эта статья будет полезной тем, кто только собирается оформить инвалидность, и не знает, как это сделать, куда обращаться.

Нередко слабослышащие люди, которым положена инвалидность по причине слабого слуха, не имеют группы просто потому, что не знают, что она им положена. Не могу сказать, как обстоят с медицинским обслуживанием слабослышащих в поликлиниках в крупных городах, но в провинции нередко один врач-отоларинголог на весь город и попасть к нему на прием достаточно сложно.

Мне в этом плане не повезло: когда я впервые 30 лет назад обратилась к врачу по поводу снижения слуха, меня ни обследовали, ни на учет не поставили, ни лечения не назначили. Хотя технические возможности для проведения хотя бы аудиограммы в городе были. Но врач без всяких обследований, чисто интуитивно решил, что «Вам только кажется, что Вы плохо слышите». Не знаю, какой у меня был бы слух сейчас, начни я тогда лечение, но сейчас у меня уже 4 степень нейросенсорной тугоухости. Слуховые аппараты я начала носить 10 лет назад (в 38 лет), и только 4 года назад я получила инвалидность по слуху.

Замечу, что, скорее всего, никто из наблюдающих вас врачей не позаботится о том, чтобы сообщить вам, что состояние вашего слуха уже тянет на инвалидность.

Как оформить инвалидность по слуху

Начну с того, что для получения инвалидности по слуху необходимо, чтобы оба уха плохо слышали. Если плохо слышит или совсем не слышит только одно ухо, инвалидность не положена.

Нарушение слуха может быть как врожденным, так и приобретенным, то есть наступившим со временем. Одной аудиограммы для решения вопроса об инвалидности недостаточно. Необходимо пройти целый комплекс обследований в специальном сурдологическом центре.

Инвалидность по слуху могут оформить те, чей слух на уровне 71-90 дБ, которые соответствуют четвертой степени тугоухости. Это тот случай, когда человек не слышит не только шепот, но и речь, но может услышать громкие звуки, например, звучащие рядом сигнал автомобиля или гудок паровоза, очень громкую музыку, взрыв, хлопок, хлопанье дверью.

Первое свое полное обследование в сурдологическом центре Саратова на улице Некрасова я проходила 10 лет назад с целью подбора слуховых аппаратов. По собственной инициативе, никто меня туда не направлял.

Тогда мне поставили 2-3 степень тугоухости. Этого недостаточно для получения инвалидности. Но уже нужны мощные слуховые аппараты – без них с таким уровнем слуха проблематично работать, общаться, жить полноценной жизнью. На этой стадии (без справки об инвалидности) слуховые аппараты придется покупать за собственные средства, никакие льготы, скидки и технические средства реабилитации слабослышащему не положены. А стоимость их такая, что мне даже с моими накоплениями пришлось оформлять рассрочку на несколько месяцев.

Кстати, стандартный гарантийный срок у слуховых аппаратов – всего 1-2 года. Но прослужить они могут гораздо дольше. Возможно даже дольше, чем будут подходить своему владельцу, слух которого за время эксплуатации может заметно снизиться. Так и произошло в моем случае. Спустя 6 лет использования слуховых аппаратов я стала понимать, что их мощности мне уже недостаточно. То ли аппараты уже ослабли, то ли слух сел - без обследования разобраться в этом было невозможно.

Снова записалась в Саратовский сурдологический центр с целью подобрать новые слуховые аппараты. Требовалось проведение очередного обследования, поскольку прошло много времени и слух стал еще хуже – я это понимала и по своим ощущениям. Если 6 лет назад я еще могла как-то смотреть телевизор и общаться без слуховых аппаратов, то теперь только в них.

Обследование показало, что за 6 лет слух упал со 2-3 до 4 степени. Это предпоследняя стадия, так называемая предглухота. Там же, в сурдоцентре, мне сказали о том, что пора оформлять инвалидность. Порекомендовали по месту жительства обратиться к отоларингологу с результатами проведенных обследований по вопросу оформления инвалидности. Слуховые аппараты мне тогда не подобрали. Сказали, что сверхмощные мне пока еще рано.

Вернувшись в Балашов, я записалась к отоларингологу. Думала, что процесс инвалидности займет месяц, максимум полтора. Но это растянулось почти на четыре месяца, да еще и с первоначальным отказом комиссии.

Врач по месту жительства сказал, что отправить меня на медико-социальную экспертизу сразу после обращения не может. Потому что для этого сначала надо отправить меня на лечение в дневной стационар городской больницы. Даже несмотря на то, что и сам врач как бы понимает, что оно не даст никакого результата, но так положено.

В дневном стационаре свободных мест не было, поэтому я еще ждала, когда меня там смогут пролечить. Через несколько недель до меня дошла очередь. В течение двух недель я каждое утро приезжала в больницу на уколы, капельницы и физиопроцедуры.

После лечения вновь записалась на прием к врачу, который сказал, какие мне нужно собрать документы и куда их отнести. Пакет документов нужно было отдать в специальный кабинет городской поликлиники. Они уже сами все передают в бюро медико-социальной экспертизы. Мне оставалось только ждать результата.

Потом мне позвонили с бюро и пригласили за результатом. В нем я была уверена на 100%. Но неожиданно получила отказ, мотивированный тем, что предоставленные документы не доказывают, что я достаточно глухая для получения инвалидности по слуху.

Честно говоря, я испытала тогда шоковое состояние. Как не доказано? Куча обследований в областном центре, справки от сурдологов, заключение врача-отоларинголога – этого не достаточно?

Можно ли имитировать глухоту, чтобы получить инвалидность?

Хочу заметить, что притвориться глухим во время обследования невозможно. Потому что степень глухоты определяется не только аудиометрией, но и инструментально, на специальном оборудовании. Так, например, акустическая импедансометрия, проводимая с использованием тимпанометра, позволяет определить состояние среднего уха слабослышащего или глухого, уровень проводимости по слуховым косточкам, подвижность барабанной перепонки. Для обследования в слуховом проходе создается звуковое давление, которое дает полную картину состояния слуха. Обмануть это оборудование, притворившись слабослышащим, практически невозможно.

Как подавать на апелляцию при отказе МСЭК

Балашовское бюро МСЭК в тот день я покинула в слезах. Понятия не имела, что мне дальше делать. Хорошо, что сегодня всю необходимую информацию можно получить в интернете. Там я и узнала, что имею право на апелляцию, и подавать ее надо непосредственно в том же бюро МСЭК, где принималось решение, то есть был получен отказ.

Меня до сих пор мучает вопрос: почему в бюро МСЭК, выдавая отказ, сразу не говорят о том, что можно и нужно подавать апелляцию? Для этого мне пришлось ехать в бюро второй раз, хотя это можно было сделать сразу же, на месте, просто заполнив специальный бланк.

Кстати, если вы тоже получили отказ МСЭ, срок обжалования решения медико-социальной экспертизы – 1 месяц с момента получения решения комиссии.

В заявлении на апелляцию нужно было заполнить графу – буду ли я лично участвовать на рассмотрении апелляции в Саратове или ее нужно провести заочно, без моего участия. Поставила галочку в графе личного участия, потому что была готова к дополнительным обследованиям и предоставлению других документов, если они потребуются для принятия решения.

В Саратов на апелляцию взяла с собой все оригиналы обследований, которые предоставляла на комиссию в Балашов. Там мне сказали:

– Вам отказали, потому что нет самой главной справки с указанием диагноза.

– Как нет?! – говорю я. – Вот она.

И продемонстрировала им этот документ.

– Эту справку вы получили в тот же день, когда все остальные во время обследования?

– Да. На ней дата стоит. В тот же день, когда была на обследовании в сурдоцентре. И предоставила её вместе со всеми остальными документами.

– Странно, почему ее не увидели, – только и сказали мне там.

И уже через полчаса я получила розовую справку об инвалидности.

То есть медико-социальное бюро в Балашове отказало мне только потому, что в моем пакете они не нашли справку, которую я сдавала вместе со всеми остальными обследованиями. Вообще это было бы очень странно, если бы ее там не было, потому что обследование для МСЭК я проходила целенаправленно в специальном сурдологическом центре. Пакет документов смотрел врач в поликлинике. В любом случае, если у комиссии возникли вопросы, где эта справка, можно было бы мне позвонить и задать этот вопрос, я бы предоставила ее повторно, если на каком-то этапе они ее умудрились потерять. Только нервы мне потрепали изрядно на ровном месте, плюс я потратила лишние деньги на поездку в Саратов на апелляцию.

Кстати, инвалидность 3 группы мне сразу дали бессрочно, а не на год и не на два. Хоть это порадовало: не нужно было проходить эту эпопею повторно.