Найти в Дзене

Централизованное управление сетью связи в России: новые правила и виды угроз

Утверждены новые Правила централизованного управления сетью связи общего пользования. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2025 г. № 1667 «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования», которые вступят в силу 1 марта 2026 года. Действовать оно будет до 2032 года. Правила уточняют определение «угроза» в контексте цифровой безопасности, перечисляют конкретные виды угроз, методы их определения и меры по исправлению, регламенты взаимодействия между РКН и операторами связи, а также условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через ТСПУ. Если коротко, то в случае возникновения угрозы, например, кибератака из-за рубежа, РКН уполномочен выдавать операторам связи обязательные к исполнению указания для устранения угроз: менять маршруты трафика, резервировать каналы, применять средства защиты. Чисто технически, согласно постановлению российский сегмент интернета в случае угроз может быть технически изол
Оглавление

Утверждены новые Правила централизованного управления сетью связи общего пользования. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2025 г. № 1667 «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования», которые вступят в силу 1 марта 2026 года. Действовать оно будет до 2032 года.

Правила уточняют определение «угроза» в контексте цифровой безопасности, перечисляют конкретные виды угроз, методы их определения и меры по исправлению, регламенты взаимодействия между РКН и операторами связи, а также условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через ТСПУ.

Если коротко, то в случае возникновения угрозы, например, кибератака из-за рубежа, РКН уполномочен выдавать операторам связи обязательные к исполнению указания для устранения угроз: менять маршруты трафика, резервировать каналы, применять средства защиты.

Меры противодействия угрозам:

  • Организационно-технические мероприятия по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования.
  • Изменение маршрутов передачи сообщений электросвязи для обхода проблемных участков.
  • Обеспечение резервирования линий связи и каналов связи в сети.
  • Изменение конфигурации технических средств связи для повышения устойчивости.
  • Применение средств защиты информации в сети связи общего пользования.
  • Оповещение участников централизованного управления и пользователей сети о наличии угроз и принятых мерах.
  • Проведение мероприятий по предупреждению возникновения угроз на основе разработанных моделей угроз.

Чисто технически, согласно постановлению российский сегмент интернета в случае угроз может быть технически изолирован от зарубежных сетей до момента устранения угрозы. В документе прямо указываются угрозы нарушения взаимодействия российских сетей с иностранными, которые могут привести к разрыву связи и блокировке доступа между пользователями России и других стран. Также одна из целей постановления — сохранить работу российского интернета даже в условиях, когда связь с зарубежными сетями ограничивается или прерывается. Чтобы в случае ограждения связь на территории страны работала без нарушений.

В то же время в документе есть и этот интересный момент:

"5. Под угрозой целостности функционирования на территории Российской Федерации сети 'Интернет' и сети связи общего пользования понимается […]:
а) угрозы нарушения взаимодействия сети связи общего пользования, расположенной на территории Российской Федерации, с сетями связи общего пользования иностранных государств, вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей связи или доступ пользователей к информационным ресурсам в сети 'Интернет', расположенным на территории одного (нескольких) иностранного государства;"

То есть если иностранные организации или государства односторонне ограничивают доступ российских пользователей к своим интернет-ресурсам или сетям, это рассматривается как угроза, и по правилам централизованного управления такая ситуация подлежит устранению.

Все угрозы, указанные в документе

Виды угроз устойчивости (нарушения работоспособности)

  • Невозможность доступа к услугам связи из-за аварий или перегрузки узла связи, вследствие чего услуги становятся недоступны.
  • Невозможность оказания услуг связи владельцам критически важных объектов, что может привести к нарушению их работы.

Виды угроз безопасности (нарушения безопасности функционирования)

  • Угрозы нарушения информационной безопасности (конфиденциальности, целостности, доступности) систем управления сетями связи и технических средств.
  • Угрозы доступа к информации или ресурсам в интернете, доступ к которым должен быть ограничен по закону.
  • Угрозы затруднения ограничения доступа к такой информации.
  • Угрозы компьютерных атак и иных информационных воздействий, которые нарушают работу сети.
  • Угрозы нарушения доступности для граждан информационных ресурсов органов власти.
  • Угрозы подмены абонентских номеров для распространения ложных сообщений, создающих угрозы общественной безопасности.
  • Угрозы предоставления доступа к сервисам обмена сообщениями без идентификации пользователей.
  • Угрозы несоблюдения требований по собственной идентификации технологических сетей и их владельцев.
  • Угрозы нелегального предоставления вычислительной мощности хостинг-провайдерами, не внесёнными в реестр провайдеров хостинга.

Виды угроз целостности (нарушения взаимодействия сетей)

  • Угрозы нарушения взаимодействия между российскими сетями связи и иностранными, приводящие к невозможности соединения и передачи информации.
  • Угрозы нарушения функционирования сети "Интернет", вследствие которых становится невозможна передача информации между пользователями сети на территории России.
  • Угрозы нарушения взаимодействия между сетями связи в пределах одного или нескольких регионов РФ.
  • Угрозы нарушения взаимодействия технологических сетей с номерами автономных систем на территории субъектов РФ.