Утверждены новые Правила централизованного управления сетью связи общего пользования. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2025 г. № 1667 «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования», которые вступят в силу 1 марта 2026 года. Действовать оно будет до 2032 года.
Правила уточняют определение «угроза» в контексте цифровой безопасности, перечисляют конкретные виды угроз, методы их определения и меры по исправлению, регламенты взаимодействия между РКН и операторами связи, а также условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через ТСПУ.
Если коротко, то в случае возникновения угрозы, например, кибератака из-за рубежа, РКН уполномочен выдавать операторам связи обязательные к исполнению указания для устранения угроз: менять маршруты трафика, резервировать каналы, применять средства защиты.
Меры противодействия угрозам:
- Организационно-технические мероприятия по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования.
- Изменение маршрутов передачи сообщений электросвязи для обхода проблемных участков.
- Обеспечение резервирования линий связи и каналов связи в сети.
- Изменение конфигурации технических средств связи для повышения устойчивости.
- Применение средств защиты информации в сети связи общего пользования.
- Оповещение участников централизованного управления и пользователей сети о наличии угроз и принятых мерах.
- Проведение мероприятий по предупреждению возникновения угроз на основе разработанных моделей угроз.
Чисто технически, согласно постановлению российский сегмент интернета в случае угроз может быть технически изолирован от зарубежных сетей до момента устранения угрозы. В документе прямо указываются угрозы нарушения взаимодействия российских сетей с иностранными, которые могут привести к разрыву связи и блокировке доступа между пользователями России и других стран. Также одна из целей постановления — сохранить работу российского интернета даже в условиях, когда связь с зарубежными сетями ограничивается или прерывается. Чтобы в случае ограждения связь на территории страны работала без нарушений.
В то же время в документе есть и этот интересный момент:
"5. Под угрозой целостности функционирования на территории Российской Федерации сети 'Интернет' и сети связи общего пользования понимается […]:
а) угрозы нарушения взаимодействия сети связи общего пользования, расположенной на территории Российской Федерации, с сетями связи общего пользования иностранных государств, вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей связи или доступ пользователей к информационным ресурсам в сети 'Интернет', расположенным на территории одного (нескольких) иностранного государства;"
То есть если иностранные организации или государства односторонне ограничивают доступ российских пользователей к своим интернет-ресурсам или сетям, это рассматривается как угроза, и по правилам централизованного управления такая ситуация подлежит устранению.
Все угрозы, указанные в документе
Виды угроз устойчивости (нарушения работоспособности)
- Невозможность доступа к услугам связи из-за аварий или перегрузки узла связи, вследствие чего услуги становятся недоступны.
- Невозможность оказания услуг связи владельцам критически важных объектов, что может привести к нарушению их работы.
Виды угроз безопасности (нарушения безопасности функционирования)
- Угрозы нарушения информационной безопасности (конфиденциальности, целостности, доступности) систем управления сетями связи и технических средств.
- Угрозы доступа к информации или ресурсам в интернете, доступ к которым должен быть ограничен по закону.
- Угрозы затруднения ограничения доступа к такой информации.
- Угрозы компьютерных атак и иных информационных воздействий, которые нарушают работу сети.
- Угрозы нарушения доступности для граждан информационных ресурсов органов власти.
- Угрозы подмены абонентских номеров для распространения ложных сообщений, создающих угрозы общественной безопасности.
- Угрозы предоставления доступа к сервисам обмена сообщениями без идентификации пользователей.
- Угрозы несоблюдения требований по собственной идентификации технологических сетей и их владельцев.
- Угрозы нелегального предоставления вычислительной мощности хостинг-провайдерами, не внесёнными в реестр провайдеров хостинга.
Виды угроз целостности (нарушения взаимодействия сетей)
- Угрозы нарушения взаимодействия между российскими сетями связи и иностранными, приводящие к невозможности соединения и передачи информации.
- Угрозы нарушения функционирования сети "Интернет", вследствие которых становится невозможна передача информации между пользователями сети на территории России.
- Угрозы нарушения взаимодействия между сетями связи в пределах одного или нескольких регионов РФ.
- Угрозы нарушения взаимодействия технологических сетей с номерами автономных систем на территории субъектов РФ.