Среди Серегиных традиций есть очень правильные и интересные. Мне очень нравится его традиция в свой день рождения проходить столько километров, сколько исполняется лет. Традиция появляется не сразу. По сути это привычка, нужно время, чтобы она появилась. Это может быть личная привычка или групповая. Например, в одном очень старом клубе туристов была распространена такая традиция — подготавливалась тщательно замотанная упаковка с сюрпризом внутри. Она торжественно вручалась участникам многодневного похода с рекомендациями, когда и где ее надо вскрыть. И внутри могло быть все, что угодно, даже банка сгущенки. Лично мне нравится такая групповая традиция, как лыжный пвд (поход выходного дня) в крайние выходные перед Новым годом. Однажды, а именно в 2020 году случилась погодная аномалия и всю зиму просто не было снега, температура воздуха всего на пару дней опустилась до -10 градусов. Однако традиция есть традиция. Поэтому, все всё равно пошли в пвд, но только пешком.
Но как в фильме «С легким паром» хорошая традиция может обернуться непредвиденными последствиями. У нас с Серегой одна неправильная традиция обернулась сломанным веслом. Это было лето, жара и 3 дня на байдарке по прекрасной томной речке. Расскажу поподробнее и попутно упомяну о другой повсеместной «традиции», от которой уже мы оба были не в восторге.
Пару слов об идейной составляющей
Проезжая по трассе М8 через поселок N, я обратил внимание на живописный разлив местной реки, на ее просторные пойменные берега. Эти места не оставили меня равнодушным, я понял — здесь можно с кайфом отдохнуть от рабочей рутины и городской суеты. Эта река небольшая, порядка 50–60 км пригодных для сплава. До нее легко добраться на электричке и есть место, где можно спокойно подготовить не простую в сборке байдарку. У меня отпуск, у Сереги безработное познание себя. Погнали!
Середина лета, воскресенье, электричка
А на перроне музыка игра... Ой нет, что-то не то. Планировали в субботу, а выезжаем в воскресенье. Едем за неподдельным, самым натуральным и чистым каефом. Поэтому не договариваясь друг с другом решили никуда не торопиться и в общем, как пойдет. Серега примчался ко мне с байдой и рюкзаком наперевес в половине четвертого. Сходили в магазин, закупились продуктами, заливным или разливным, уже не помню, и в районе 16:45 стояли на перроне. В 16:56 электричка гостеприимно распахнула свои двери перед нами и мы заперевшись внутрь с байдой и рюкзаками уселись в самой середке полупустого вагона. Походная шляпа с широкими полями дополняла мой образ и придавала вид важного туриста, что мне безумно нравилось. Я уже начал получать удовольствие от того, что вот так винтажно, по старинному добираюсь до места старта. Отпуск, середина лета, жаркое солнце, теплый воздух, байдарка, электричка, рюкзаки и шляпа — я завидовал сам себе.
Город N
В электричке Серега внезапно вспомнил, что в городе N живет его старый друг и что даже сохранился номер телефона. Вызваниваем Евгения и оказывается, что тот готов бросить все свои дела ради нас. Что ж, мы рады, я больше за то, что доберемся до места старта на машине — все получится быстрее, успеем собрать байдарку до темноты. А вот не тут-то было. Старые друзья не спешили расставаться. Евгений свозил нас посмотреть другую реку, поменьше, потом в центр города, затем к монастырю, а еще к красивой церкви, рядом с которой кладбище напоминало ботанический сад. И потом уже отвез к месту ночевки.
День Д
Первый ходовой день проспали, собственно как и последующие два. Опыт сборки нашей каркасно-надувной байдарки был, поэтому управились не за 3 часа, как в прошлый раз, а в 2 раза быстрее. Но это аж 1,5 часа, Карл! В итоге стартовали поздно, лишь в час дня.
Как же здорово ощущать скольжение по зеркальной поверхности реки, как погружается весло в безмятежную водную гладь и наблюдать, как проносятся поля кувшинок и отражаются солнечные зайчики. Плывешь и понимаешь, что пьешь чашу, полную счастья. Иногда приходилось продираться через кувшинки или обходить их стороной. Вплоть до самой населенки, собственно весь первый день пути, хороших выходов на берег было мало. И каждый мы использовали по максимуму для разминки затекших частей тела и купания. На одном таком берегу заметили специально сколоченный трамплин для прыжков в воду. Чрезвычайно обрадовавшись такому подарку, я побежал к нему и нырнул навстречу бездне. Уехать оттуда было крайне тяжело. Теплый омут снова и снова манил к себе. Чувство времени потерялось в безмятежной толще воды. Но, провести 20 лет, как Одиссей на острове, в наши планы не входило. Собрались с духом и пошли дальше. Только к 8 вечера оказались на высоком берегу с костровищем и, к нашей радости, уже нарубленными березовыми дровами. В этот день осилили всего 23 км, — но мы же никуда не торопились.
Не успеваем
В 9 утра Серега скомандовал: «Пора вставать!», и мы поспали еще часик. Вышли ровно в 12 дня. Большие белые кучевые облака, похожие на горы, медленно плыли над нами, но мы и сами плыли не быстрее их. Чем ближе к устью, тем больше застройки по берегам. И река стала в три раза шире и практически исчезли кувшинковые заторы. Часто встречаются комфортные рыбацкие стоянки. Немного не дойдя до одного села заметили небольшую пристань. И так же, как в прошлый раз было сложно отпустить это место. Теплая вода реки так и манила занырнуть в нее снова и снова.
Сильно не успеваем к предполагаемому месту стоянки. Река уже сильно шире. По ее краям разливаются широкие пойменные берега и озера, а по левому борту даже встречаются дубравные рощи. Но не стоит туда заплывать. Они красивы снаружи, но коварны внутри. Как только вы ступите на берег такой рощи, ваше обнаженное тело тут же атакуют тучи голодных пискунов.
Солнце близится к закату, на воде полный штиль. Сегодня прекрасный вечер для созерцания. Делаем остановку у старой солеварни. Серега остается следит за вещами, а я бегу в продуктовую лавку, попутно не забыв заскочить в «Баварский бочонок». Время уже десятый час, запрыгиваем в байду, отплываем на километр, есть уютные полянки, но я уговариваю Серегу выйти из устья. И зря, потом я об этом пожалею. Спустя полчаса всматриваемся в сумеречный берег в попытке найти подходящее место для чалки. Везде людно. Наступает 10 часов вечера — наконец-то чалимся. Прошли в этот день 27 км.
День плохих традиций
Первое непривычное ощущение, какой-то дискомфорт. Осматриваем место ночевки и понимаем — кругом вытоптанная земля, совсем нет травы. Рядом на дереве весит забытый кем-то плед. Иду в туалет и натыкаюсь лбом на леску с привязанными ошметками от воздушных шариков. Чуть поодаль прямо у воды свален в кучу ржавый мангал и что-то еще, там же в кустах в паре метрах отхожие места. Прохожу дальше, метров на 10 и среди деревьев попадаю на натуральную свалку. Понятно, что после «культурного» отдыха мусор не вывозился, а просто складывался здесь. Возвращаюсь к Сереге в подавленном состоянии. Для меня, как для туриста, которого постоянно учили беречь природу, наносить ей минимум урона во время своего присутствия, это дико видеть, это шок. Нам всегда твердили: «После тебя место должно быть чище, чем до тебя». Потом, двигаясь вдоль берега мы с Серегой наблюдали одну и туже картину, мы видели крутые белые машины, большие шатры, раскладную мебель, мангалы и рядом с ними набитые едой пакеты, музыкальные колонки, сапборды, как там ходили красивые, ухоженные женщины и модные молодые мужчины. Все красиво, чинно и с размахом. Вот только интересно, сколько из них увозили мусор с собой? Как долго у этих людей вырабатывалась «традиция» гадить в лесу? Прямо вот там, куда они сами же в следующий раз и приедут! Большей частью это пластик в виде пакетов, бутылок и упаковок из-под еды. Может быть эти люди считают, что все как-то само собой исчезнет или приедет бригада волонтеров и все уберет? Риторические вопросы.
Стартовали в 11-ом часу дня и только отошли от берега, видим, как по левому борту на нас надвигается темная, синяя, угрожающая дождем масса. На позитиве, типа река не пустит, работаем веслами дальше. Почти безмятежно идем по волнам, с любопытством рассматривая часто проходящие круизные корабли и баржи. Внезапно начинается самый настоящий шторм. Дождя нет, но сильный ветер поднимает такие волны, что становится не по себе. Однако смело гребем вперед до первого звоночка «а не пора ли к берегу». И вот прозвонило — в байдарку хлынула вода и нас развернуло кормой к берегу. Действуем по ситуации. Резко позиционируем байдарку перпендикулярно волнам и через пару минут оказываемся на мели. Стоим прикрывшись кустами, радуемся, что не сильно затопило и пережидаем непогоду. Спустя полчаса шторм закончился не пролив и капли дождя. Отплываем подальше от берега, вода неспокойная, нас покачивает на волнах. Проплываем большой буй. Замечаем у него бортик по кругу, на котором могут спокойно стоять несколько человек. И тут Серега произносит: «У меня есть одна традиция...». Далее берет весло и кладет так, что одной лопастью оно ложится на нос байдарки, а другой на бортик буя. Опираясь руками на весло, Серега встает одной ногой на буй и казалось бы успех. Но внезапно буй потряхивает волной, Серега поскальзывается, пытаясь удержаться встает второй ногой на весло, ломает его и неуклюже плюхается в воду...
Я сижу в байдарке один и неспеша гребу. Передо мной лежит Серегино весло с отломанной лопастью. Сам Серега потихоньку плывет сзади. Через 5 минут мы будем сидеть на берегу, обедать, Серега сохнуть, вырезать чопик для починки, и в ходе дискуссии придем к выводу, что такая «традиция» нам не нужна. Потом Серега, забив чопик и накрепко обмотав лопасть изолентой, реанимирует весло. И мы даже успеем вовремя закончить наш сплав.
P.S. Судьба весла
Спустя какое-то время после сплава подумали и решили не покупать целое весло, а найти просто лопасть. Специально измерили диаметр, расположение отверстий, сфотографировали форму лопасти. Нашли в интернете, как нам казалось идеально подходящую лопасть, и заказали. Когда лопасть пришла, оказалось, что она не подходит. На сегодняшний день так и лежит весло непочиненным.