Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 10 ноября в классической музыке

Он не мог говорить и был парализован. Но его левая рука продолжала творить. Узнайте историю последней симфонии Шнитке — прощального шедевра, написанного на пороге вечности. Это не просто музыка, а разговор с Богом, который потряс весь музыкальный мир. В начале 1990-х Альфред Шнитке уже считался признанным классиком, но последние годы его жизни стали тяжелейшим испытанием. В 1985 году первый инсульт едва не убил композитора, однако он чудом выжил. В 1994 году третий инсульт оказался катастрофическим: Шнитке потерял речь и парализовало правую сторону, но даже после этого продолжал сочинять музыку левой рукой. Эти потрясения отразились в его творчестве: болезнь пробудила глубокое религиозное чувство, и поздние сочинения превратились в размышление о тайне смерти и вечности. Восьмая симфония стала духовным завещанием Шнитке — исповедью на пороге иного мира. Восьмая симфония Шнитке состоит из пяти частей: два коротких Allegro moderato обрамляют медленный раздел, а завершает цикл небольшая ко
Оглавление
Он не мог говорить и был парализован. Но его левая рука продолжала творить. Узнайте историю последней симфонии Шнитке — прощального шедевра, написанного на пороге вечности. Это не просто музыка, а разговор с Богом, который потряс весь музыкальный мир.

Последняя исповедь гения: премьера Восьмой симфонии Альфреда Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке, 1934–1998 гг.
Альфред Гарриевич Шнитке, 1934–1998 гг.

Последние годы: болезнь и творчество

В начале 1990-х Альфред Шнитке уже считался признанным классиком, но последние годы его жизни стали тяжелейшим испытанием. В 1985 году первый инсульт едва не убил композитора, однако он чудом выжил. В 1994 году третий инсульт оказался катастрофическим: Шнитке потерял речь и парализовало правую сторону, но даже после этого продолжал сочинять музыку левой рукой.

Эти потрясения отразились в его творчестве: болезнь пробудила глубокое религиозное чувство, и поздние сочинения превратились в размышление о тайне смерти и вечности. Восьмая симфония стала духовным завещанием Шнитке — исповедью на пороге иного мира.

Восьмая симфония: структура и образность

Оркестр исполняет Восьмую симфонию Шнитке.
Оркестр исполняет Восьмую симфонию Шнитке.

Восьмая симфония Шнитке состоит из пяти частей: два коротких Allegro moderato обрамляют медленный раздел, а завершает цикл небольшая кода. Центральная третья часть (Lento) длится почти половину всей симфонии и по настроению напоминает скорбные поздние адажио Малера. Здесь царят сдержанные, тёмные интонации: переливы струнных, прерываемые призрачными аккордами духовых, создают атмосферу мистического мрака.

В быстрых эпизодах, напротив, звучат тревожные фанфары и резкие диссонансы — но всё завершается мрачным гротеском в духе Шостаковича. Финальная, пятая часть (Lento, около двух минут) служит эпилогом: оркестр затихает, растворяясь в потусторонних звучаниях — аккорд медленно гаснет в тишине.

История премьеры Восьмой симфонии Шнитке в Стокгольме

Стокгольм, 10 ноября 1994: Геннадий Рождественский поднимает палочку — звучит мировая премьера Восьмой симфонии Альфреда Шнитке.
Стокгольм, 10 ноября 1994: Геннадий Рождественский поднимает палочку — звучит мировая премьера Восьмой симфонии Альфреда Шнитке.

Казалось бы, премьеру новой симфонии следовало ожидать в России. Но в 1990-е годы на родине музыка Шнитке звучала нечасто. Зато на Западе его талант высоко ценили. Заказ на Симфонию № 8 поступил от Стокгольмского концертного фонда.

Мировая премьера состоялась 10 ноября 1994 года в Стокгольме. Королевский филармонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского исполнил новое сочинение. Композитор на премьере не присутствовал. Публика слушала затаив дыхание, а финал встретила долгой овацией. Критики назвали Восьмую симфонию духовным завещанием Шнитке — глубоким размышлением о жизни, смерти и вере.

А ещё в этот день...

Гендель поставил точку в партитуре, пока две примадонны готовились к битве за сцену, Шиллер сочинил гимн всей Европы, а Морриконе, чья музыка станет голосом кинематографа, сделал свой первый вдох.

Родился «Куперен Великий»: как простой органист стал главным музыкантом Короля-Солнце

Франсуа Куперен, 1668–1733 гг.
Франсуа Куперен, 1668–1733 гг.

10 ноября 1668 года в семье потомственных музыкантов, служивших в парижской церкви Сен-Жерве, родился мальчик, которому было суждено стать «Купереном Великим»Франсуа. Судьба его была предопределена: он унаследовал пост органиста всего в 17 лет, а позже его талант покорил сам Версаль, где он стал органистом Королевской капеллы при дворе «короля-солнце» Людовика XIV.

Но настоящее величие Куперена не только в должностях. Он создал эталон французской клавесинной музыки — его «Искусство игры на клавесине» и четыре тома пьес стали настоящим каноном для музыкантов.

Его гениальная идея — «соединённость вкусов» — помирила в его сочинениях утонченную французскую галантность и страстную итальянскую виртуозность. Он не просто писал музыку, он создал универсальный язык, понятный всей Европе, и за это его по праву называют Великим.

Последний штрих Генделя: композитор ставит последнюю точку в партитуре «Адмето»

Георг Фридрих Гендель, 1685–1759 гг.
Георг Фридрих Гендель, 1685–1759 гг.

Холодной лондонской осенью 10 ноября 1726 года Георг Фридрих Гендель наконец-то откладывает перо — грандиозная партитура его новой оперы «Адмето, царь Фессалии» завершена. В основе — древний миф о царе Адмете и его верной супруге Алкесте, готовой на самопожертвование. Но за красивой легендой скрывалась и вполне земная, острая интрига. Композитор создавал музыку, блестяще распределив партии между тремя самыми яркими звёздами своей труппы.

Главной изюминкой спектакля стало соперничество двух примадоннФранчески Куццони и Фаустины Бордони, чьё противостояние публика ждала с не меньшим азартом, чем самой музыки. Их дуэт на сцене превратился в настоящую битву арий, которую гениально организовал Гендель. Успех превзошёл все ожидания: после премьеры в январе 1727 года оперу дали 19 раз — неслыханный триумф для той эпохи. Так последний штрих в партитуре положил начало одной из самых громких театральных побед композитора.

Родился автор гимна всей Европы: Ода к свободе или радости?

Фридрих Шиллер, 1759–1805 гг.
Фридрих Шиллер, 1759–1805 гг.

10 ноября 1759 года в небольшом немецком городке родился Фридрих Шиллер — человек, чьи стихи спустя десятилетия станут текстом самой узнаваемой мелодии Европы.

В 1785 году, полный воодушевления и веры в человечество, он написал «Оду к радости» — восторженный гимн о братстве и свободе. Но настоящее бессмертие ждало его творение, когда один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен вплел эти строки в финал своей Девятой симфонии.

С этой минуты «Ода к радости» начала путь, который редко выпадает на долю поэтических произведений. Мелодия Бетховена на слова Шиллерa стала официальным гимном Европейского союза, превратившись в символ единства для миллионов людей. Интересно, что существует популярная легенда, будто изначально Шиллер написал «Оду к свободе», но историки считают это красивым, но не подтверждённым мифом.

Ушла эпоха. Скончался Шарль Данкла, мэтр французской скрипичной школы

Шарль Данкла, 1817–1907 гг.
Шарль Данкла, 1817–1907 гг.

10 ноября 1907 года в Тунисе перестало биться сердце Шарля Данкла — человека-легенды, который был живым мостом между эпохами. Прожив почти весь XIX век, он стал последним хранителем традиций великой французской скрипичной школы.

Его судьба была предопределена с детства: в девять лет его игру услышал сам Пьер Роде и направил юное дарование в Парижскую консерваторию к лучшим педагогам того времени.

Вся его дальнейшая жизнь — это путь настоящего мэтра. С 1835 года он был музыкантом оркестра Парижской оперы, затем — концертмейстером, а с 1857-го стал профессором Консерватории. Его класс был кузницей кадров, где он тридцать лет оттачивал технику будущих виртуозов.

Но главное наследие Данкла — его учебники. «Школа механизма», «Школа мелодии» и другие его труды до сих пор используются скрипачами по всему миру. Даже несколько скрипок Страдивари носят его имя, став вечной памятью о мастере, который пронёс классические традиции через столетие.

Родился Эннио Морриконе: как музыкант из Рима подарил голос кинематографу

Эннио Морриконе, 1928–2020 гг.
Эннио Морриконе, 1928–2020 гг.

10 ноября 1928 года в Риме родился Эннио Морриконе — будущий гений, подаривший кинематографу его собственный, ни на что не похожий голос.

Его первые ноты прозвучали в семье профессионального трубача, а продолжились в стенах Консерватории Святой Цецилии, где под строгим руководством маэстро Гоффредо Петрасси он шлифовал свой талант. Учеба — это не только вдохновение, но и суровая дисциплина, контрапункт и умение ценить тишину между нотами.

Всё изменилось, когда на его пути появился Серджо Леоне. Вместе они создали новую звуковую вселенную для вестернов: свист, хор, электрогитара и неземное сопрано Эдды Делл’Орсо стали полноценными героями фильмов. Позже мир услышит возвышенную музыку «Миссии» и пронзительную нежность «Нового кинотеатра "Парадизо"».

Признание со стороны Американской киноакадемии тоже придёт: Почётный «Оскар» (2007), затем «Оскар» за лучшую оригинальную музыку к фильму «Омерзительная восьмёрка» (2016). Но сегодня — лишь первый крошечный штрих биографии человека, чья музыка научит молчать даже крупный план.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #АльфредШнитке #Гендель #Шиллер #Бетховен #Морриконе #Куперен #Данкла #10ноября

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.