Найти в Дзене
Инженерные заметки

По следам вездехода Корчагина

Оглавление

Помните вездеход Корчагина? Эта машина примечательна не только оригинальной конструкцией и самодельными шинами низкого давления, но и тем, что на момент её постройки идея колёсного вездехода выглядела если не абсурдной, то практически бесперспективной. Однако время показало, что именно вездеходы на шинах низкого давления стали основным видом личного транспорта для бездорожья и уверенно теснят гусеничные машины в тяжёлом сегменте.

Внешний вид вездехода Корчагина - журнал "Моделист-конструктор", 1971-12
Внешний вид вездехода Корчагина - журнал "Моделист-конструктор", 1971-12

Так вот, меня заинтересовала дальнейшая судьба Николая Александровича Корчагина и его вездехода, и я решил провести собственное расследование. В интернете мне удалось найти только короткое воспоминание Александры Ишковой, которым она поделилась в комментарии под видео о вездеходе Корчагина:

Дядя Коля жил в нашем доме на Засодимского. Очень тихий умный человек. Когда он ехал на своём вездеходе, действительно все останавливались и смотрели. Однажды он ездил куда-то по направлению Молочного. И вездеход сломался. Мы с моим отцом ехали на "горбатом " Запорожце и увидели его. Остановились, прицепили на трос и повезли в город. Все машины притормаживали и смотрели на чудо техники. Как в сказке битый не битого везёт. Несколько дней д. Коля ремонтировали вездеход. И опять в путь.

Я написал Александре в надежде узнать ещё какие-то подробности о Николае Корчагине и выяснил, что дом, в котором они жили, до сих пор стоит, и что до последнего времени там жила падчерица Корчагина.

Вот эта улица, вот этот дом

Как выяснилось, Корчагин жил в типичном для Вологды тех лет деревянном двухэтажном доме с угловым крыльцом и балконом, да ещё и расположенном в самом сердце старого города.

Дом на Засодимского, 4 в Вологде, в котором жил Н.А. Корчагин
Дом на Засодимского, 4 в Вологде, в котором жил Н.А. Корчагин

Я пришёл туда с заранее подготовленными копиями письма, в котором описал, чем примечателен вездеход Корчагина, и почему я бы хотел найти информацию о нём и его создателе. Как оказалось, письма я заготовил не зря, ведь двери мне так никто и не открыл.

Удалось лишь поговорить с одной из жительниц дома на крыльце. Она подтвердила, что «дядя Коля» действительно жил здесь и постоянно что-то мастерил, изобретал и ремонтировал. Оказалось, что у неё даже остались часы, корпус для которых сделал Корчагин. Вездеходы свои он строил тут же неподалёку – в гаражах, на месте которых сейчас стоит современный особняк за высоким сплошным забором.

По сохранившимся сараям во дворах на улице Засодимского можно предположить, как выглядел гараж Корчагина, в котором он строил свой вездеход
По сохранившимся сараям во дворах на улице Засодимского можно предположить, как выглядел гараж Корчагина, в котором он строил свой вездеход

На следующий день мне перезвонил Александр Иванович – житель соседнего дома – и рассказал, что тот вездеход, о котором писал «Моделист-конструктор» был не единственным. Корчагин продолжал экспериментировать с внедорожной техникой практически до самой смерти в начале 90-х годов. Правда, шестиколёсный вездеход к тому времени уже был не на ходу: его остатки лежали в тех самых гаражах и, видимо, были окончательно утрачены после их сноса. Зато остались два других – маленький и большой.

Первый вездеход достался сыну Александра Ивановича, который часто забегал в гости к "дяде Коле" и помогал ему по гаражу. К сожалению, ни сам вездеход, ни его фотографии до наших дней не сохранились. Известно только, что он был четырёхколёсный с двигателем от мотороллера "Вятка" и цепным приводом. Второй вездеход был продан товарищу Корчагина, который в последние годы строил вездеходы вместе с ним.

Дорога к озеру

Про этого человека было известно немного. Во-первых, что звали его Леонидом, во-вторых, что работал он вертолётчиком, а в-третьих, что у него был дом где-то в деревне Прокино на Кубенском озере, куда он и увёз последний Корчагинский вездеход.

С этими вводными я и отправился в Прокино – деревню в 50 км от Вологды в сторону Кириллова. Честно говоря, я не ожидал многого от этой поездки: всё-таки Корчагин умер более 30 лет назад, и следы его вездехода могли затеряться окончательно. Я представлял, как странно будет ходить по деревне, расспрашивая у местных, не жил ли здесь Лёня-вертолётчик, но всё оказалось гораздо проще. Возле одного из домов я обнаружил целый склад разнообразной техники: от классических каракатов-переломок до аэролодок и полугусеничного вездехода на базе вазовской «копейки». Сразу стало понятно, что я приехал по адресу. Мою догадку подтвердил и сосед, который мыл машину у себя в огороде. Правда, дверь мне не открыли, и я решил прогуляться до озера.

Берег Кубенского озера возле Прокина – сюда Корчагин ездил на своих вездеходах
Берег Кубенского озера возле Прокина – сюда Корчагин ездил на своих вездеходах

Вернувшись, я застал Леонида – а точнее Леонида Васильевича Лешукова – в гараже, где он дорабатывал самодельный трактор. Оказалось, что он намного моложе «дяди Коли», и сейчас ему всего 75 лет, а работал он вовсе не вертолётчиком, а пилотом самолёта. И он действительно купил последний вездеход Корчагина, а затем его дорабатывал. К сожалению, оказалось, что он продал этот вездеход около 15 лет назад. Фотографий вездехода тоже не сохранилось, как и схем или чертежей – Корчагин с Лешуковым предпочитали работать на глаз. Впрочем, со слов Леонида Васильевича мне удалось составить достаточно подробное описание этой машины, и как оказалось, у неё была чрезвычайно интересная конструкция.

Каким был последний вездеход Корчагина

Выяснилось, что конструктивно последний Корчагинский вездеход представлял из себя уже классическую переломку, подобную тем, которые сейчас массово производятся по всей стране. Когда Лешуков присоединился к Корчагину – а это было в начале 80-х – тот уже работал над новым вездеходом. Из этого между прочим следует, что Корчагинская переломка была одной из первых. Во всяком случае, тогда такая конструкция ещё не была широко распространена. В те годы большинство самодельщиков только-только осваивало трёхколёсные вездеходы Лаухинского типа, а известная переломка Громова прославилась на всю страну лишь в 1984 году. Кстати, не исключено, что Корчагин знал Громова, ведь тот жил в соседнем Череповце и приезжал со своим вездеходом в Вологду для участия в параде любительских машин. Впрочем, Лешуков их знакомство не подтвердил, и заявлять об идейном родстве этих двух машин я не буду.

Конструкция вездехода А.Н. Громова - "Техника - молодёжи", 1984-02
Конструкция вездехода А.Н. Громова - "Техника - молодёжи", 1984-02

Так или иначе, мы можем констатировать, что Корчагин вновь верно уловил перспективный тренд: если в конце 60-х он одним из первых сделал ставку на колёсные вездеходы, то в начале 80-х быстро осознал преимущества переломок. Полагаю, что Корчагин не боялся браться за новые конструкции, потому что был уверен в своём профессиональном мастерстве. Всё, с кем я общался, в один голос говорят, что у дяди Коли были золотые руки. Показательно, например, что Корчагин в своё время даже изготовил пропеллер для аэросаней Лешукова, а это очень тонкая и ответственная работа, которую далеко не каждый может сделать качественно.

Впрочем, давайте вернёмся к конструкции последнего вездехода Корчагина. Как и в других переломках, в его передней части располагались органы управления и место водителя, вынесенное как можно ближе к центру машины, а в задней – кузовок, в котором мог размещаться груз или 2-3 пассажира.

От самодельных шин Корчагин отказался, но и ставить ничем не защищённые камеры не захотел. Лешуков предложил использовать списанные колёса от самолёта Як-40, на котором он летал, а Корчагин ободрал их изнутри, то есть по сути одним из первых изготовил шины-ободрыши, которые на десятилетия стали стандартом для каракатов, пока промышленность не освоила производство специальных шин сверхнизкого давления для лёгких вездеходов. Впрочем, на самых бюджетных моделях шины-ободрыши встречаются до сих пор, правда, делают их из отслуживших своё грузовых покрышек.

Вездеход Л.В. Лешукова на основе ВАЗ-2101 с колёсами от самолёта Як-40
Вездеход Л.В. Лешукова на основе ВАЗ-2101 с колёсами от самолёта Як-40

Ещё одной интересной особенностью вездехода было наличие сразу двух двигателей. Основной двигатель (от мотоцикла ИЖ-56) размещался в передней части и служил для привода переднего моста. Второй двигатель (от мотороллера Вятка) располагался в задней части и служил, соответственно, для привода заднего моста. По задумке Корчагина он должен был подключаться только в тяжёлых условиях, если переднего привода оказывалось недостаточно. Такое решение позволяло отказаться от сложного узла сочленения и конических передач, которые, вероятно, Корчагин не смог раздобыть. К преимуществам такой схемы можно отнести также повышенную надёжность и экономичность при движении только на переднем приводе.

Однако из-за двух двигателей вездеход имел две педали газа, два сцепления и два рычага переключения передач, поэтому управлять им на бездорожье было крайне сложно. Когда вездеход перешёл к Лешукову, он решил изменить его схему на более привычную однодвигательную, а передачу крутящего момента на задний мост вездехода обеспечил за счёт двух конических редукторов запуска двигателя от самолёта АН-2.

В каждой половине вездехода устанавливалась главная передача от мотоколяски, состоящая из реверс-редуктора и дифференциала. Она позволяла понизить передаточное число, получить задний ход и обеспечить вращение колёс с разными скоростями в повороте. Кроме того, после перехода на однодвигательную компоновку этот агрегат обеспечивал и отключение заднего привода при движении по хорошей дороге.

От двигателей – а точнее силовых агрегатов, каждый из которых состоял из двигателя и коробки передач – крутящий момент передавался к мостам цепными передачами. Интересно, что цепным был и рулевой привод, который связывал рулевую колонку с узлом сочленения вездехода.

На своём вездеходе Корчагин ездил не только по бездорожью, но и по дорогам общего пользования, благо в те времена правила эксплуатации транспортных средств были не такими строгими, как сейчас. В частности, он своим ходом преодолевал 50 с лишним километров до той самой деревни, где сейчас живёт Лешуков, и они вместе рыбачили на Кубенском озере.

Так выглядит дорога к Кубенскому озеру: иначе как на вездеходе здесь не проехать
Так выглядит дорога к Кубенскому озеру: иначе как на вездеходе здесь не проехать

Заключение

Как я уже писал, когда в начале 90-х Корчагин умер, этот вездеход достался Лешукову, который его дорабатывал по своему усмотрению. Кроме уже упомянутого перехода на однодвигательную компоновку, он дооснастил его электростартером, а затем продал. К сожалению, имя покупателя Леонид Васильевич не запомнил, поэтому на этом моё расследование оборвалось.

Впрочем, ещё пару месяцев назад я не знал о Корчагине и его вездеходах ничего кроме того, что было опубликовано в начале 70-х. Так что я в целом доволен тем, что мне удалось узнать и сохранить хотя бы это.

Не менее интересным оказалось и знакомство с Леонидом Васильевичем и его необычными машинами, о которых я обязательно расскажу в следующей статье.