Встреча произошла во время предматчевого приветствия.
В октябре 2025 года героем авторской рубрики обозревателя «СЭ» Юрия Голышака — «Голышак ищет» — стал советский и российский хоккеист, вратарь Алексей Червяков.
Червяков выступал за воскресенский «Химик» (1982–1983, 1988–1993, 2000–2002), ярославское «Торпедо» (1983–1986, 1995–1996), «Спартак» (1986, 1996–1998), СКА МВО (1986–1988), ЦСКА (1988), электростальский «Кристалл» (1998–1999), «Витязь» (1999–2000).
Также он являлся участником чемпионата мира 1995 года в составе сборной России и победителем молодёжного чемпионата мира 1984 года.
В отрывке ниже — рассказ Червякова об играх с канадцами и о своём весе во время карьеры.
«Уланов накостылял в Америке самому Саймону»
— В каждой команде есть «чемпион мира по тренировкам». Все умеет. В игре выходит — и пропадает.
— В ЦСКА таких не было. А в «Химике» — Олег Яшин. На тренировках такое мог нарисовать! Выходит играть — теряется.
— Говорили, самое фантастическое телосложение в ЦСКА было у Могильного. Развиты даже те мышцы на шее, которые обычно хороши только у борцов.
— Ну почему? Сережа Макаров — такой же. Но у него плечи выпадали, приходилось закачивать. Стал как кубик Рубика. Сережа Стариков тоже раскачался. А в «Химике» те двое, с кем я штангу поднимал. Витя Соколов — сплошной рельеф. А Володя Локотко — деревенский мужик, здоровенный. Сам смуглый — и мышцы литые. А вот у Сереги Селянина мускулов не разглядеть, оплывший. Но мощь!
— Я помню, как он избил Геннадия Лебедева из «Крыльев». Васильев потом говорил: «Чего Лебедев к нему цеплялся-то? Селянин — сын экскаваторщика, он чуть Гретцки не убил. Аргумент один — кулаки. Что ему этот Лебедев?»
— Ну да, сын экскаваторщика. Или крановщика. Его тоже били, здорово попадало из-за вздорного характера. Он деревянненький немножко — а если выпьет, так вообще дурной становится. Помнишь, был у нас Игорь Уланов? Защитник? Вот Уланов первым уехал в Америку. А должен был Серега Селянин!
— Какая-то нелепая история с рестораном. Все сорвавшая.
— Мне потом пересказывали, сам я там не был. Случилось не в ресторане, а в бане. Нажрались — и Селянин принялся выступать: «Да я, кто вы такие...» Короче, ребята его поколотили. На следующий день приезжает за ним человек — доставить в Виннипег. Выходит Селянин с вот такой рожей. Канадец сразу: «Ооо... До свидания!» Зато Уланов в НХЛ зацепился. Когда поехали в Америку играть с олимпийской сборной.
— Убежал, что ли?
— Нет, не сбежал. Васильев его оставил официально. Попрощались, обнялись. А мы из автобуса смотрели.
— Между прочим, Уланов накостылял в Америке самому Саймону.
— Что-то я такого не помню. Может, легенда?
— Нет. Саймон мне лично это подтвердил. Запомнил!
— Игорь не был суперздоровым, но знаете... Жилистый парень, отчаянный. Как его в олимпийской сборной оставили? На него никто внимания не обращал. По игре не соответствовал. Катался слабовато, особенно задом. Был шестым-седьмым защитником! Играем в Канаде. Местный парень на него наехал — и Уланов долго не думал, кинулся в драку. На один матч его дисквалифицируют. Но смелость канадцам понравилась. Стали за ним наблюдать. Ему Васька внушает: «Игорь, не трожь ты этих канадцев, сегодня специально на тебя смотреть будут!» Так он и во второй игре подрался — еще на матч освобождают!
— Что Васильев?
— Только охает: «Игорь, ***!» Но канадцы характер отметили. Играл-то он слабовато. Забрали. Заиграл!
— А что у Селянина вышло с Гретцки?
— Не помню. Мне Гретцки другим запомнился. Мы встречались с «Лос-Анджелесом», Гретцки отыграл только период. Но перед матчем выкатился на приветствие. Такой щупленький, сунул мне тоненькую ручонку. Еще как-то вывернул, будто сверху — что, думаю, за куриная лапка?
«Когда заканчивал в Воскресенске, весил 117 кг»
— Говорили, в Воскресенске был парень талантливее Ларионова. Кажется, Губанов.
— Грибанов! Был такой, да. Утонул в речке. Сколько в Воскресенске таких талантов! Олег Белоусов катался феноменально. Игорь Нечаев в 17 лет весил 100 килограммов — добрейший парень, как медведь! Но брат у него воровал, и этот отправился воровать. Поймали, посадили. Как раз когда должен был ехать в юношескую сборную. Вернулся через три года — встал на коньки, а вес уже 110. Куда ему? Так и закончил. Потом снова сел.
— К слову, про вес. Есть тренеры, маниакально высчитывающие килограммы.
— Тот же Васильев. Как команда проигрывает — сразу всех отправлял взвешиваться. Нужна же причина, правильно? Потом список берет: «Та-а-к, кто у нас тут с лишним? Я гляжу — Червяков... Ладно... Торопченко, Яковенко — вот с вами будет разговор! Вы что себе позволяете?!»
— Вас худеть не заставлял?
— Он-то говорил, что заставлял! Но было немного иначе. Васильев вдруг решил, что 102 — это многовато. На предсезонке сбрасываю до 97. Чувствую — сил нет, шатает. Встаю в ворота — а меня мутит. Васильев перепугался: ну его на ***, этого Червякова... Так и сказал — «в *** вратарей».
— Легендарный тренер Николаев рассказывал — ваш вес был 107 килограммов. Я не поверил.
— Ну и правильно не поверил. У меня побольше было.
— Это сколько же?!
— 112! Но при 112 не очень хорошо игралось. Вот 107 — идеально. Когда заканчивал в Воскресенске, вообще было 117.
— Вы-то в НХЛ попасть могли?
— У меня даже агента не было. Но вышла интересная история. Когда все стало разваливаться, нескольких ребят из «Химика» заманили: «Приезжайте в ледовый дворец возле института физкультуры. Вас будут просматривать, отправлять на контракт в Америку и Канаду».
— Какая-то афера. Неужели поехали?
— Поехал. Просто глянуть, что будет. Вижу — ходят какие-то рожи, перешептываются. Съехались кто умеет играть и не умеет. Откуда только взялись? Но самое интересное — после этого кого-то отправили за границу!
— Ого. Не обманули сразу?
— Вот именно — обманули, но не сразу. Кинули уже за границей. А я связываться не стал. Еще был эпизод в 1995 году. Тузик был вторым тренером у Михайлова в сборной. Говорит: «Леш, после чемпионата мира есть вариант с Германией. Я позвоню». Но не позвонил.
— Неужели в Финляндию не звали на тысячу долларов? Казалось, всех наших вратарей туда тянули.
— Вот как раз туда не звали. По причине того, что в Финляндии «блестяще» сыграл Мышкин.
— Это новость для меня.
— Да. Плохо отыграл. Вспомните — после него русских вратарей в Финляндию не брали вообще. Это 90-й, кажется. Как раз меня отцепили от сборной. Даже чемодан с экипировкой выдали — а потом отобрали. Потому что Мышкин приехал в сборную. Его взяли третьим. Первые двое — Мыльников и Ирбе.