Иван Сергеевич Тургенев
9 ноября 1818 года (по новому стилю) родился Иван Сергеевич Тургенев. Мы на днях несколько раз обсуждали его романы. Сейчас коротенько пройдусь по жизни писателя и представлю две книги о нем в серии ЖЗЛ.
Если верить исследователям, да и самому Тургеневу, его жизнь, характеры и эпизоды из нее находятся в его книгах. Пожалуй, самый канонический пример – барыня из «Муму». Повесть написана вскоре после смерти матери писателя и, пожалуй, представляет ее образ.
Изначально о писательской карьере сын отставного полковника и богатой помещицы не помышлял. По военной службе, впрочем, тоже не пошел, предоставив это дело старшему брату. А сам отправился учиться в университет.
Учиться ни чему иному, как философии. И вполне серьезно увлекся этим делом, и даже собирался стать профессионалом. Да на его беду, на нашу радость, философии в николаевской России места не нашлось.
Один из важнейших годов в жизни Тургенева 1843-й. В этот год Иван Сергеевич:
- познакомился с Белинским,
- познакомился с Полиной Виардо,
- издал первую книгу – поэму «Параша».
Каждое из событий знаковое, имеющее влияние на всю следующую жизнь. Белинский – это журнал «Современник». Виардо – это странная любовь на всю жизнь. Изданная книга – это профессиональная карьера.
Тургенев будет часто и надолго уезжать из России во Францию, к Виардо. Та гастролирует, живет с мужем, но привечает этого странного русского. Именно во Франции Тургенев набросает основной объем «Записок охотника», прославивших его в конце 1840-х.
В 1840-х годах Тургенев близок к представителям либеральной общественности. Он и сам воспринимается как часть этого политического спектра. И на тот момент, спектра самого передового в смысле противостояния властям.
Но уже здесь и сейчас художник Тургенев понемногу отходит от товарищей. Он не терпит крайностей. Славянофилы – слишком превозносят русское, крайние западники – слишком опорочивают родное. Бакунин – слишком уж радикал. Какие потрясения? Нужны постепенные изменения общества.
И вот итог этой позиции: к 1850-м годам Тургенев уже далеко не в первых рядах борцов с режимом. И в то же время режим не может забыть ему увлечений молодости и знакомств. Ни с нашими, ни с вашими.
В творческом плане это означает разрыв с редакцией «Современника» (Некрасов, Чернышевский, Добролюбов). В политическом – двухгодичная ссылка в деревню.
На фоне конфликта с нарождающейся революционной демократией в 1855-1862 годах Тургенев пишет свою четверку романов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). Он пытается примириться, он предлагает компромиссный путь, но его отвергают как справа, так и слева. Тогда он уезжает заграницу и надолго поселяется там.
За границей пишется роман «Дым», разбирающий по косточкам русскую политическую эмиграцию. За «Дым» Тургеневу от современников попало еще больше, чем за «Отцов и детей».
Проживая во Франции, Иван Сергеевич сводит знакомство с французскими писателями. Открывает им русскую культуру и прокладывает в России дорогу их произведениям. Флобер, Золя, Мопассан – все они обязаны Тургеневу своей популярностью в России.
И вот конец жизни, конец 1870-х годов. Русское политическое поле значительно изменилось. Вернувшийся на родину Тургенев с удивлением обнаруживает, что воспринимается новой молодежью как икона, как пророк. Его слушают, его читают, его ценят.
Не ценит, правда, правительство, намекающее: а не поехать ли вам, Иван Сергеевич, обратно во Францию. Там вас и Полина Виардо заждалась, и дочь. Умер Тургенев во Франции 3 сентября 1883 года.
Но это всё присказка. Разве уместить жизнь человека да еще такого в полторы страницы текста? Про него толстые книги пишут. Вот их и стоит читать.
Н. Богословский. Тургенев
В 1959 году в серии ЖЗЛ вышла первая биография Тургенева. Автор Николай Вениаминович Богословский. Писал о Пушкине, Чехове Чернышевском. Чернышевский – это тоже ЖЗЛ.
Я бы сказал, этот интерес (да и время написания) и определяет подход автора к биографии Тургенева. Книга делится на две непропорциональные части. Примерно до «Отцов и детей» и после. То есть до окончательного разрыва Тургенева с революционными демократами, как тогда называли Чернышевского и примыкавших к нему.
В первой половине жизни, пока Тургенев, скажем так, на передке общественно-политического движения, он интересен автору. Разбирается круг его общения, на передний план выводятся Герцен, Белинский и так далее. Очень много разговоров о политической мысли, о плохой николаевской России.
Конечно, разбираются произведения первой половины творческой жизни Тургенева. И прямо видно, как автор сетует на «отставание» писателя от передовых людей России. Что поделать. Какие времена, такие и мысли, ценности, взвешенные коэффициенты и знаки «плюс» и «минус».
Конечно, говорится и о личной жизни Тургенева. Но она как бы остается на задворках. Ей уделяется уменьшенное внимание. Есть Полина Виардо – и ладно, без конкретики отношений. Есть дочь, есть конфликты с Толстым и Гончаровым, но опять же без подробностей.
В общем, это ёмкая биография с упором на общественную жизнь Тургенева.
Ю. Лебедев. Тургенев
Не всех это удовлетворило. Да и времена сменились, ценности, ориентиры. В 1990 году в ЖЗЛ выходит вторая биография Тургенева. Автор литературовед Юрий Владимирович Лебедев.
И вновь на книгу накладываются как профессиональные интересы автора, так и новые политические, точнее либеральные веяния в России. Юрий Владимирович описывает жизнь Тургенева, будто делая ее литературно-критический разбор. Да еще с явной симпатией к либеральным идеям.
Отсюда у нас значительно увеличенный объем. Раза в полтора больше предыдущей биографии. Много размышлений, красивостей и диалогов между героями книги. Диалоги, конечно, наловлены автором из писем, а тут как бы литературно представлены.
Значит, и житейские перипетии разобраны куда подробнее, чем общественно-политические процессы в России XIX века. Очень, очень много пространных цитат из писем, порой даже напрямую не касающихся Ивана Сергеевича. Как будто это уводит разговор в сторону.
Когда же дело доходит до произведений Тургенева, они разбираются на уровне классической критики. Обстоятельно, литературно, порой заумно и отвлеченно.
Кстати, видна гуманитарная, филологическая заточенность автора. И не только в его разборах и критике, но и в незнании некоторых технических деталей. Но что поделаешь, приходится простить и «гладкоствольные винтовки» и «карабины системы Минье» в руках линейной английской пехоты. Не в них, конечно, дело.
Либерализм подхода Лебедева сказывается в его большем, чем у предыдущего коллеги интересе ко второй половине творческой жизни Тургенева. Для автора 1990-х годов уже не так непререкаем авторитет Чернышевского, Герцена, Бакунина, Добролюбова. А потому он, прямо видно как, сочувствует Тургеневу, желает ему торжества над оппонентами, понимания его позиции обществом. Потому и продолжает подробно разбирать поздний этап жизни, где Тургенев вновь возносится на пьедестал общественного мнения.
Что сказать по итогу? Мне, как человеку не любящему говорить на отвлеченные темы, первая биография (для цели ознакомления с жизнью Тургенева) ближе. Но очень и очень много полезных деталей есть и во второй. Так что они просто дополнили друг друга.
Очерк написан в рамках Двойного марафона Тургенев+Блок, объявленном каналом БиблиоЮлия:
------
Все книги "Книжной полки" канала: