Найти в Дзене
Тебе через сто лет

Друзьям на память города дарить. "Мужество" Веры Кетлинской

Роман Веры Казимировны Кетлинской «Мужество» заинтересовал меня благодаря рецензии другого блогера на «Дзене». У книги нет новых переизданий. Я нашла её в городской библиотеке, также в интернете есть электронная версия. «Мужество» можно назвать артефактом своей эпохи, сотканным из повесток и настроений тридцатых годов. Может быть, это и типичный представитель советского «янг эдалта», но ни в коем случае не типовой. В нем есть душа и дыхание юности а в центре всё же вневременные ценности. Само понятие мужества так часто употребляется в отношении недостижимого нравственного идеала, что кажется, оно и не может быть про тебя. Но автор возвращает этому слову общечеловеческий, житейский смысл. Мужество нужно в честном труде и дружбе, в поиске хрупкого баланса между личными и коллективными целями. Нужно быть храбрым, чтобы с честью нести ответственность за легкомысленный проступок. В мае 1932 года к приамурскому селу Пармское причалило два парохода. Около тысячи молодых ребят и девчат высадил

Роман Веры Казимировны Кетлинской «Мужество» заинтересовал меня благодаря рецензии другого блогера на «Дзене». У книги нет новых переизданий. Я нашла её в городской библиотеке, также в интернете есть электронная версия.

«Мужество» можно назвать артефактом своей эпохи, сотканным из повесток и настроений тридцатых годов. Может быть, это и типичный представитель советского «янг эдалта», но ни в коем случае не типовой. В нем есть душа и дыхание юности а в центре всё же вневременные ценности.

Само понятие мужества так часто употребляется в отношении недостижимого нравственного идеала, что кажется, оно и не может быть про тебя. Но автор возвращает этому слову общечеловеческий, житейский смысл. Мужество нужно в честном труде и дружбе, в поиске хрупкого баланса между личными и коллективными целями. Нужно быть храбрым, чтобы с честью нести ответственность за легкомысленный проступок.

В мае 1932 года к приамурскому селу Пармское причалило два парохода. Около тысячи молодых ребят и девчат высадились в диком необжитом месте, чтобы построить новый город. В планах авиационный и судостроительный заводы. Так началась история Комсомольска-на-Амуре, у которого есть второе, неофициальное название - «Город Юности».

"Коминтерн" - первый проход, причаливший к Комсомольской пристани, 1932 г.
"Коминтерн" - первый проход, причаливший к Комсомольской пристани, 1932 г.

Вера Казимировна посвятила немало работ молодежи, особенно первому поколению, выросшему при советской власти.

Идея полноценного романа о комсомольцах долго зрела в уме писательницы. Ведь нельзя, чтобы беспрецедентный опыт и впечатления её сверстников не оставили следа в литературе.

В 1934 г., став внештатным корреспондентом «Комсомольской правды», Кетлинская отправилась на Дальний Восток, где и нашла своих будущих героев. Среди них жила, дружила и ходила на танцы, гуляла в тайге и купалась в Амуре.

На страницах романа чувствуется рука журналиста. Повествование держит ровную динамику, местами переходит на живой репортажный стиль. Детали быта, общественные и производственные драмы не утомляют, а поддерживают эффект присутствия в центре событий.

Автор не пытается приукрасить действительность. Условия жизни основателе Комсомольска-на-Амуре чудовищны: ночевки в шалашах, из еды почти одна только пшенная каша, куриная слепота, изнуряющая физическая работа. Иногда ребята не рассчитывают собственные силы, и это становится причиной трагедий. Есть довольно тяжелый момент, когда беременная девушка таскает кирпичи для стройки печей в больнице (хотя все отговаривают ее), а потом теряет ребенка.

Мало ли кто сейчас согласился пройти путь этих людей, теи более видеть в нем романтику. В некоторых эпизодах сложно согласиться с коллективисткой моралью. Например, покинувших стройку однозначно порицают, как предателей, и вообще сделать это довольно сложно.

Тем не менее Кетлинская относится к персонажам с большим уважением. Среди них действительно хочется находиться. Это не какие-то глыбы, а обычные девчонки и парни. Им нравится бегать по лесу, признаваться в любви, петь и дурачиться. Некоторые взбалмошны, в иных живет глубокое чувство ответственности за близких.

Для многих из ребят видевших в жизни так мало, поездка действительно была возможностью обрести свое место в мире.

Ничто не прикрепляет к месту так сильно, как труд. Можно прожить месяцы в новом месте и чувствовать себя посторонним. Но достаточно один-два дня поработать, как вложенное усилие привязывает человека, и он уже сроднился с местом и смотрит кругом как хозяин, как участник этой жизни, как необходимая частица целого.

Кетлинская уделить равное внимание всем героям. Но больше всего автору (и мне) импонирует судьба Тони Васяевой. Девушка гордая, вся из острых углов. До Революции жила с семьей при общественном нужнике, где работала её мать. Из сложного детства пришли замкнутость, излишняя строгость к другим и себе. С потаенной мечты о любви начинается её путь к принятию себя. Обошлось не без горьких ошибок.

В сюжетной линии Тони повествование становится особенно лиричным.

Что же это? Любовь? Нет, она знала, что это не любовь. Но, может быть, существует чувство сильнее и глубже любви – более цельное, более чистое, более человечное? Она не хотела от этого человека ничего, кроме одного – чтобы он жил. Чтобы он был.

Затронуты и интересные нравственные проблемы, например, как жених и потом муж Тони принимает чужого ребенка.

Еще один ключевой персонаж — Сергей Голицын, индивидуалист, не привязанный ни к месту, ни долгу, ни к людям. Без зазрения совести он разбивает сердце Тони, бежит со стройки и мотается по свету, как перекати-поле. Через одиночество и чувство оторванности от жизни происходит эволюция героя. Только возвращение в город Юности позволяет ему начать жизнь с чистого листа.

Стоит помнить, что не за горами сороковые, и многих мальчишек унесет война. Тогда название книги принимает ещё один, страшный смысл. Как мало хорошего, по злой иронии, отмерено самому бескомпромиссному поколению!

"Вот если спросить – что самое замечательное в жизни? По моему – мечта… Когда мечтаешь, все хорошо кажется, и плохого не видишь, и вынести можно все что угодно. Оттого мы и не сдаемся, когда трудно. А кто мещанин – ноет. Мещанин потому и мещанин, что мечтать не умеет…"

Реальные первостроители Комсомольска-на-Амуре дорожили памятью о первых годах в новорожденном городе. Об этом говорят фотографии их встреч даже спустя пятьдесят лет, мемориальный сайт с бережно сохраненными воспоминаниями и биографиями комсомольцев.

Я не возлагала больших надежд на детективную линию о диверсантах и вредителях, которая временами терялась, тонула в других событиях. Но финал показался любопытным, потому как главгадом оказался именно тот взрослый персонаж, который более всего походил на образчик героя в раннесоветской прозе. Поначалу даже были сомнения в агитационных способностях Кетлинской: этот ли фанатик — положительный персонаж? А оно вон как вышло.

Словом, книга любопытная. После себя она оставляет впечатление хорошо проведенного времени в компании добрых друзей. Герои похожи одновременно и на бабушек и дедушек с фотографий их юности, и всех нас самих в их возрасте. Автор искренне привязан к персонажам, заинтересован в их судьбе. Отсюда правда характеров, мнимая простота бытовых сюжетов, скрывающая нравственные лейтмотивы целой эпохи.

Для иллюстраций использованы фотографии сайта pervostroiteli.ru и группы VK “Ламповый Комсомольск-на-Амуре» vk.com/lampakms.

-5