Найти в Дзене
Дом мамы Лисы

Когда ребёнок говорит “Давай ты” — это не лень, а доверие

На днях мы с дочкой были на очередном мастер-классе. Сначала Василиса с любопытством рассматривала шаблоны, разложенные организаторами: фигурки, клей, ватные палочки, цветную бумагу. Потом покрутила клей в руках, помяла ватную палочку и сосредоточилась на геометрическом узоре, нанесённом на детские ножницы. Обычно Василиска сразу включается в процесс — подглядывает за соседями, повторяет, экспериментирует. Но в этот раз всё пошло иначе. На середине каждого этапа она поворачивалась ко мне и говорила:
— Давай теперь ты! Порежь бумагу на полоски.
Нарежь квадратики.
Нанеси клей.
Наклей глазки и носик. Где-то между квадратиками и носиком дочь вообще слезла со стула и пошла делать «па» у станка.
Только нанесение снежинок ватной палочкой снова пробудило интерес: она решила устроить мишке настоящую вьюгу, методично закрашивая весь фон вокруг. У меня трое детей, и это «Давай ты!» я слышала не раз и не два — каждый раз в новой форме, но с тем же смыслом. Со старшим сыном я пыталась увильнуть от

На днях мы с дочкой были на очередном мастер-классе. Сначала Василиса с любопытством рассматривала шаблоны, разложенные организаторами: фигурки, клей, ватные палочки, цветную бумагу. Потом покрутила клей в руках, помяла ватную палочку и сосредоточилась на геометрическом узоре, нанесённом на детские ножницы.

Обычно Василиска сразу включается в процесс — подглядывает за соседями, повторяет, экспериментирует. Но в этот раз всё пошло иначе. На середине каждого этапа она поворачивалась ко мне и говорила:
— Давай теперь ты!

Порежь бумагу на полоски.
Нарежь квадратики.
Нанеси клей.
Наклей глазки и носик.

Где-то между квадратиками и носиком дочь вообще слезла со стула и пошла делать «па» у станка.
Только нанесение снежинок ватной палочкой снова пробудило интерес: она решила устроить мишке настоящую вьюгу, методично закрашивая весь фон вокруг.

У меня трое детей, и это «Давай ты!» я слышала не раз и не два — каждый раз в новой форме, но с тем же смыслом.

Со старшим сыном я пыталась увильнуть от помощи. Целые спектакли устраивала, чтобы вернуть его к самостоятельности. В голове жила установка: ребёнок должен сам. Взрослый может быть рядом, но не вместо.

К моменту, когда подрос второй сын, я уже стала спокойнее. Если просил — помогала. Но внутри всё равно жило беспокойство: не слишком ли много я делаю за него? Не заберу ли у него возможность научиться?

А вот с Василисой, которой почти четыре, я больше не сопротивляюсь.
Если просит — помогаю. Если молчит — наблюдаю. А еще никогда не заставляю ее работать по шаблону. Творческие занятия ребенок посещает не ради дисциплины, а для развития своей личности.

Теперь я знаю точно:

🌿 Ребёнок может просто устать или быть не в настроении.
Занятие запланировано на час дня, а внутренние ресурсы — на нуле.
Это не лень, а нормальная реакция. Даже у взрослых не всегда совпадают график и желание.

💛 Ребёнок может испытывать физический дискомфорт.
Что-то чешется, болит, мешает. Маленький человек не всегда способен это осознать и объяснить. Вместо того чтобы «капризничать», он просто просит — «Давай ты».

👀 Насмотренность иногда работает лучше, чем участие.
Психологи называют это «эффектом наблюдательного обучения».
Профессор педагогики Татьяна Волосовец отмечает:
«Дети часто сначала наблюдают, впитывают детали, и только потом воспроизводят действия с удивительной точностью. Кажется, что ребёнок бездействует, но на самом деле он запоминает».
Сегодня малыш сидит в стороне, а завтра повторит всё от и до — с интонациями, движениями и даже последовательностью.

🎨 Поддержка — важнее контроля.
Детский психолог Екатерина Бурмистрова пишет:
«Родительская помощь — не подмена, а мостик. Ребёнок чувствует: меня не бросят в момент трудности. Это создаёт базу для уверенности и самостоятельности позже».

Мне потребовались годы, чтобы отпустить тревогу и поверить: дети всему научатся — в своём темпе, не в нашем.
Кто-то придёт к ножницам сам, кто-то попросит: «Давай ты».
Это не про слабость, а про доверие.

И пока ребёнок знает, что рядом есть взрослый, который не откажет, он спокойно переходит от одного этапа к другому:
Сначала он говорит: «Давай ты».
Потом — «Давай вместе».
А чуть позже — просто делает сам.

Обнимаю.
Пусть в ваших домах будет больше терпения, доброты и веры в то, что «свои» дети всё успеют. Просто в своём темпе. 💛