Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Чудовища" Шекли и инопланетная этика

В 1953 году классик американской фантастики Роберт Шекли (1928-2005) написал сатирико-юмористический рассказ "Чудовища" (The Monsters), который, наверное, сходу бы зарубила любая цензура... ой, простите, модерация!... на любом российском литературном портале. Если кто не читал, напомню. На некоей планете живут натуральные разумные рептилоиды, одноглазые, с мощными хвостами. В их обществе сложилась гендерная диспропорция: самок раз в восемь больше, чем самцов. Это позволяет взрослым самцам менять жен каждые 25 дней, причем не просто выпроваживать надоевшую, а вышибать из нее дух ударом хвалёного хвоста. Девушки знают, какова будет их судьба, но готовы ради 25 дней семейного благополучия пожертвовать жизнью, чтобы вырваться из загона-резервации, в котором содержат остальных. На планету прибывают земляне. Экипаж смешанный, и мужчины, и женщины. Рептилоидам гости кажутся, во-первых, чудовищно уродливыми, а во-вторых, совершенно безнравственными. Как это так - не избавляться вовремя от ли
Оглавление

В 1953 году классик американской фантастики Роберт Шекли (1928-2005) написал сатирико-юмористический рассказ "Чудовища" (The Monsters), который, наверное, сходу бы зарубила любая цензура... ой, простите, модерация!... на любом российском литературном портале.

Если кто не читал, напомню.

Сюжет

На некоей планете живут натуральные разумные рептилоиды, одноглазые, с мощными хвостами. В их обществе сложилась гендерная диспропорция: самок раз в восемь больше, чем самцов. Это позволяет взрослым самцам менять жен каждые 25 дней, причем не просто выпроваживать надоевшую, а вышибать из нее дух ударом хвалёного хвоста. Девушки знают, какова будет их судьба, но готовы ради 25 дней семейного благополучия пожертвовать жизнью, чтобы вырваться из загона-резервации, в котором содержат остальных.

Картинка с цитатой. Коллажик мой.
Картинка с цитатой. Коллажик мой.

На планету прибывают земляне. Экипаж смешанный, и мужчины, и женщины.

Рептилоидам гости кажутся, во-первых, чудовищно уродливыми, а во-вторых, совершенно безнравственными. Как это так - не избавляться вовремя от лишних самок?

В свою очередь, землян обычаи рептилоидов приводят в ужас. Они пытаются объяснить им, что так поступать нехорошо.

Картинка от Dezgo
Картинка от Dezgo

Кончается всё это, конечно, плохо. Рептилоиды пытаются помочь землянам убрать "просроченных" самок, земляне в ответ открывают огонь, жертвами которого становятся 17 местных самцов, что выглядит чудовищной потерей. Зато утрата 53 самочек, ринувшихся на защиту местных "скреп", никого не огорчила, а даже обрадовала: диспропорция несколько уменьшилась, и у выживших появился шанс на счастливое 25-дневное замужество.

Люди, естественно, спешно покинули эту планету. И жизнь там потекла своим чередом.

Смысл

При всей экстравагантности рассказа, в нем заключена важная мысль: представления об этике всегда и везде относительны. Одни "традиционные ценности" против других - ситуация патовая. Никакой универсальной этики, вероятно, не существует.

С точки зрения паучихи или самки богомола, скушать своего брачного партнера - это очень правильно и хорошо, ибо будущее потомство нуждается в белковой пище.

Картинка от Креа. Никого не ест.
Картинка от Креа. Никого не ест.

А с точки зрения кукушки очень даже хорошо оставить свое яйцо в чужом гнезде, чтобы подросший птенчик вытолкнул наружу своих "братиков" и вырос единственным чадом приемных родителей.

Подходить к этим поведенческим парадигмам с точки зрения нашей морали совершенно бессмысленно и непродуктивно. Впрочем, еще в начале 20 века в книжках встречались рассуждения о "полезных" и "вредных" растениях и животных. Сейчас биологи смотрят на биоценоз иначе: инвазивные виды бывают (обычно при интродукции чужеродной для местной системы флоры и фауны), но априори "вредных" не существует - у каждого своя экологическая ниша.

Дисклеймер: этику земных цивилизаций и культур я тут обсуждать не собираюсь во избежание неприятных последствий.

Контакты с инопланетными мирами, если таковые все-таки состоятся, будут контактами не только двух (или нескольких) разумных рас, но и двух (или нескольких) этических систем. И тут нас могут ждать сюрпризы, о которых предупреждали и язвительный Шекли, и не менее язвительный Лем (в "Звездных дневниках Ийона Тихого" и других произведениях).

Детали и нестыковки

В рассказе Шекли, конечно, перед нами не научная фантастика, а скорее ёрническая сатира на общепринятые представления о морали.

Но есть детали, которые мне бросились в глаза, и которые делают историю не вполне достоверной даже в заданных жанровых условиях.

  • 1. Гендерная диспропорция - окей. Но почему тогда выход найден в постоянной смене жен, а не в институте гарема, как у некоторых животных и птиц (про людей молчим, не наша тема!).
  • Почему у кур - гарем, у козлов - гарем, у коней - табун, и даже у льва - прайд, а у выдуманных рептилоидов такая бессмысленная трата популяции?
  • 2. Каким образом воспитывают подобных доминантных самцов, если яйца каким-то образом производятся в загоне (а там одни самки!), детишек дома вроде как не держат (упоминаний о них нет), учебных заведений, кажется, тоже нет?... Почти у всех биологических видов воспитанием потомства занимается прежде всего мать или оба родителя (редко - самец, как у страусов или рыбок типа морского конька (он даже сам вынашивает и мечет икру!), а у этих - никто?...
  • 3. Возможно ли общество (и какая-либо этическая система) без формирования института привязанности? У Шекли самцы рептилоидов общаются дружески, примерно как собеседники в диалогах Платона или в "Тускуланских беседах" Цицерона. Однако в античности институт семьи существовал, и у Сократа была жена, с которой он не думал расставаться или разделываться, а Цицерон был очень привязан к своим детям, особенно к дочери, считая, что именно в ней - его душа и его ум. У рептилоидов же, похоже, ничего подобного нет. И как тогда устроен их социум? Упоминается, что у них есть деревня, и там проводятся собрания. Это вроде первобытного общества или крестьянского схода?.. В общем, даже до античной полисной культуры тут очень далеко.
  • 4. Вишенка на торте: объясняя, как отличить человеческих самок от самцов, один из персонажей замечает:
Среди них есть несколько женщин. Это те, у которых ярко-красные рты.

Ха-ха!... Стереотипы в действии.

Подразумевается, что земные женщины обязательно пользуются губной помадой, причем непременно ярко-красного цвета (лично я никогда ею не пользовалась и не пользуюсь, - не из пуританских соображений, а просто не нравится и не идёт).

Но, люди дорогие, помада - в космосе? В межпланетной экспедиции? Вы всерьёз?

Картинка от Dezgo
Картинка от Dezgo

Даже на МКС, насколько мне известно, дамы не красятся. Ни разу такого не видела. Может быть, девушки, летающие в спейс-тур на Blue Origin, наводят марафет перед стартом, но это же туристки на 15 минут. Они не работать туда летят.

А так... представьте себе, сколько тюбиков помады нужно загрузить в космических корабль в расчете на длинную экспедицию. Это же какой получится перевес! Да и сроки годности у этой продукции ограниченные. А если она накрашенными губами прикоснется к какой-нибудь важной технике?

Понятное дело, что в 1953 году, когда писался рассказ Шекли, в космос еще никто не летал, и нафантазировать можно было что угодно. Сейчас же космос - обычное место работы для сотен людей, мужчин и женщин, и на гендерные особенности там особо не смотрят. Красить губы, чтобы соблазнять коллег? Really?.. Оно вам нужно?..

Этика Канта и Швейцера

Выше я осторожно написала: "Никакой универсальной этики, вероятно, не существует". Слово "вероятно" тут не случайно. Некий зазор все-таки остается.

Да, все этические системы весьма относительны, даже если принимать в расчет те, что основаны на мировых религиях.

Фото с МКС этого года. Странно, что американские или японские коллеги не развернули в ответ стяг с надписью "мы такие-то, с нами бог". Видимо, решили не связываться с crazy Russians.
Фото с МКС этого года. Странно, что американские или японские коллеги не развернули в ответ стяг с надписью "мы такие-то, с нами бог". Видимо, решили не связываться с crazy Russians.

Но всё-таки недаром Кант написал "Критику практического разума" (трактат об этике), завершающийся знаменитым гимном "звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас".

Логика, с помощью которой Кант обосновывает свою этику, весьма изощренна, однако вывод понятен и ребенку: не делай другому того, чего не желал бы себе.

И это работает даже у рептилоидов.

А был еще один великий человек, мыслитель, гуманист и музыкант - Альберт Швейцер. Он играл на органе, написал замечательную книгу о Бахе, а потом уехал в дикую Африку лечить и учить местное население, страдавшее от кучи болезней, безграмотности и нищеты.

У Швейцера тоже есть трактат об этике. И суть его, если суммировать кратко, столь же проста, как и этическая философия Канта, и тоже будет работать на рептилоидах: это принцип благоговения перед жизнью.

Для верующего христианина Швейцера жизнь - Божье чудо и Божий дар, любая, и сугубо растительная, и животная, и - уж тем более - высокоразвитая человеческая. Если относиться к каждому живому элементу мироздания (и к самому мирозданию в целом!) как к уникальному чуду, то желание кому-либо навредить или уничтожить что-либо живое должно бы исчезнуть само собой.

Разумеется, это идеализм. Но без него было бы скучно и страшно.

--

В моей космоопере "Хранительница" описано плодотворное и дружелюбное общение самых разных космических рас. Есть и рептилоиды. Я вполне сознательно поместила туда "пасхалочку", отсылающую к рассказу Шекли, только у меня никаких ужасов, всё чинно и мирно. Драконоид Рэо делится с Юлией рассказами о своей планете Орифия, а потом неожиданно улетает одним рейсом с нею на Тиатару, в Колледж космолингвистики:

— Рэо, но как?!
— Попросил Мудрейших послать меня в колледж. Мои баллы хорошие, Маэстра Сара хвалила очень.
— А на станции вместо тебя кто будет?
— Прислали самку… извини, девушку. Нашу. Я ее оплодотворил. Яйцекладку потом переправят в подходящее место. Мой долг исполнен, Мудрейшие рады. Космолингвисты тоже нужны, не только потомство.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.

Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - целиком пока только на Автор.тудей, зато даром. А на Литсовете я тоже его постепенно выкладываю, снабжая еще и картинками.