Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Транспортные коридоры как инструмент геополитической борьбы

22 октября на московской площадке клуба «Валдай» состоялась дискуссия на тему «Транспортные коридоры Евразии: геополитические риски». Модератор дискуссии Антон Беспалов назвал поводом для неё сентябрьские события, когда Польша, ссылаясь на российско-белорусские учения «Запад-2025», перекрыла свою восточную границу. Это сразу же сказалось на всей цепочке поставок на евразийском пространстве, затронув и грузоотправителей в Китае, и компании в Центральной Азии, России и Белоруссии, и жителей приграничного пространства. «Нужно полагать, что геополитические и стратегические соображения и впредь будут оказывать влияние на экономические расчёты», – отметил он.

Руководитель Группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский кратко изложил обстоятельства, связанные с перекрытием польско-белорусской границы. По его словам, встали не менее 1400 фур и около 130 грузовых поездов, в каждом из которых было больше 50 вагонов. Произошёл транспортный коллапс, продолжавшийся 13 дней. Совокупный экономический ущерб, том числе непосредственно для экономики Польши, подсчитать трудно. Говоря о контексте случившегося, аналитик отметил, что в европейских странах меняется тренд в отношении Белоруссии. Всё чаще речь идёт о том, что нужно усиливать санкции и укреплять блокаду, и закрытие границы многие воспринимают именно в этом ключе. При этом Польша ведёт сложные игры: намекает на открытие ранее закрытых пунктов пропуска при выполнении Минском определённых условий и пытается вести политический торг с Китаем. В более широком смысле, по мнению Офицерова-Бельского, такие решения, как закрытие границы, связаны с европейскими попытками создать систему транспортной изоляции России, изменив саму логику транспортных коридоров.

Лиу Хуа © Клуб «Валдай»
Лиу Хуа © Клуб «Валдай»

«Евразия – обширный континент, и здесь важны транспортные коридоры для торговли и культурного обмена. Но сегодня мы видим, как на эти коридоры оказывается серьёзное геополитическое давление, возникают риски, разрушается геополитическая стабильность», – заявил научный сотрудник Института Синьхуа Лю Хуа. Он выделил четыре направления работы, которые, по его мнению, могут помочь превратить эти риски в возможности. Во-первых, необходимо побороть риск геополитической фрагментации. Страны Евразии должны сосредоточиться на диалоге и сотрудничестве, обсуждать проблемы и искать общие решения, в том числе в рамках ШОС и других организаций. Во-вторых, нужно строить инфраструктуру, облегчать таможенные процедуры, развивать логистические возможности, активнее использовать цифровые системы. Эти шаги не только снизят геополитические риски, но и помогут развивать экономические связи и создадут рабочие места, считает Лю Хуа. В-третьих, важна диверсификация маршрутов. Должны быть разные варианты транспортировки товаров по разным направлениям, и в такие проекты следует инвестировать. В-четвёртых, евразийская связность – путь к благосостоянию всех стран. Нужно найти возможности для всеобщего развития. Нельзя, чтобы одни страны развивались, а другие – игнорировались. Совместное развитие – это общие возможности и мир, заключил исследователь.

Александр Митич © Клуб «Валдай»
Александр Митич © Клуб «Валдай»

Старший научный сотрудник Центра исследований «Пояса и пути» Александр Митич полагает, что ситуация на польской границе была создана, чтобы вбить клин между Россией и Китаем. Польша хотела убедить Китай в вине России и заставить его надавить на Россию в связи с конфликтом на Украине. Он также указал на большой интерес в Европе к маршрутам в Китай в обход России. В геополитической борьбе используются любые инструменты. По словам Митича, аналогичные попытки разрушить отношения с Россией затрагивают и Сербию. Это относится и к транспортным коридорам, и к энергетическому сотрудничеству. На Белград оказывается серьёзное давление в ходе переговоров о вступлении в ЕС, однако он не поддаётся. Сербская общественность, судя по опросам, общественного мнения европейские усилия также не одобряет.

Вали Каледжи © Клуб «Валдай»
Вали Каледжи © Клуб «Валдай»

Иранский эксперт по региональным исследованиям Центральной Азии и кавказоведению Вали Каледжи видит в транспортных коридорах прежде всего вопрос политической экономии. Страны хотят развивать свои транспортные связи во всех направлениях и стремятся к диверсификации своей экономики, но часто этому мешают различные факторы, не только географические, но и политические. Сейчас Запад пытается устранить Иран и Россию из мировой экономики, и главной мишенью служат транспортные коридоры. В результате геополитическая напряжённость заставляет страны искать альтернативные торговые маршруты, а сами Россию и Иран подталкивает расширять сотрудничество. Говоря о вопросах, которые в данный момент тревожат Иран применительно к евразийским транспортным коридорам, Каледжи уделил особое внимание теме Зангезурского коридора и связанных с ним проблем.

Рупал Мишра © Клуб «Валдай»
Рупал Мишра © Клуб «Валдай»

Старший научный сотрудник Центра изучения России и Центральной Азии в Университете Джавахарлала Неру Рупал Мишра также рассматривает транспортные коридоры как важную часть геополитики. Закрытие польско-белорусской границы, на её взгляд, наглядный показатель хрупкости мировой логистической системы, которой фатально вредит недостаток доверия между странами. Характеризуя политику Индии в этих условиях, исследовательница отметила, что курс Нью-Дели направлен на управление рисками и повышение устойчивости поставок, с чем связан интерес страны к мультимодальным коридорам. Она также указала на рост торговли между Россией и Индией с опорой на эти коридоры как на свидетельство изменений в геополитической обстановке. Перебалансировка торговли, по её словам, для Индии представляет собой и геополитическую, и экономическую необходимость. «Евразийская архитектура меняется путём сотрудничества, а не конфронтации, – убеждена Мишра. – Нужно больше прагматики, чтобы сделать Евразию действительно устойчивой и многополярной».

Лиу Хуа, Рупал Мишра, Александр Митич, Вали Каледжи © Клуб «Валдай»
Лиу Хуа, Рупал Мишра, Александр Митич, Вали Каледжи © Клуб «Валдай»

#Глобализация_и_суверенитет #логистика #Евразия