Найти в Дзене

Русское деревянное зодчество как культурный код

Русское деревянное зодчество, на мой взгляд, следует воспринимать как явление материального воплощения культуры и мировоззрения русской цивилизации. Так вот. Чем больше приобретаешь общих исторических знаний и чем дальше погружаешься в РДЗ – тем лучше понимаешь, что вопросов становиться больше, чем ответов. А целостность исторического образа становится чуть ближе – но всё так же холодна... Может быть кто то ещё помнит, что на заре компьютерной эры была такая игра под названием «Цивилизация». Если кто не знает, то само название дает представление сути игры. Различные народы, которые теми или иными способами развиваются и образуют империи. Сама игра была довольно примитивная, но хорошо отображала суть процесса исторического развития. Собственно, к чему я. Пытаясь осмыслить весь исторический опыт русской цивилизации, я прихожу к следующему выводу. РДЗ было не просто некой народной архитектурой или материальной культурой, но инструментом экспансии. Ключевой технологией, которая позволила н

Русское деревянное зодчество, на мой взгляд, следует воспринимать как явление материального воплощения культуры и мировоззрения русской цивилизации. Так вот. Чем больше приобретаешь общих исторических знаний и чем дальше погружаешься в РДЗ – тем лучше понимаешь, что вопросов становиться больше, чем ответов. А целостность исторического образа становится чуть ближе – но всё так же холодна...

Может быть кто то ещё помнит, что на заре компьютерной эры была такая игра под названием «Цивилизация». Если кто не знает, то само название дает представление сути игры. Различные народы, которые теми или иными способами развиваются и образуют империи. Сама игра была довольно примитивная, но хорошо отображала суть процесса исторического развития.

Собственно, к чему я. Пытаясь осмыслить весь исторический опыт русской цивилизации, я прихожу к следующему выводу. РДЗ было не просто некой народной архитектурой или материальной культурой, но инструментом экспансии. Ключевой технологией, которая позволила не только осваивать огромные территории, но и удержать их в составе государства.

Но обладать технологией - мало. Эта технология должна быть наполнена позитивным смыслом, который бы дружественно воспринимался инородными культурами и приводил не к поглощению сильной культурой более слабой культуры. А к взаимному обогащению каждой из культур и мирному их сосуществованию в рамках общей цивилизации.

-2

На мой взгляд, РДЗ явилось достаточно значимой частью того универсального цивилизационного кода, который воспринимался народами, включенными в состав большой культурно-исторической империи. И, насколько я вижу, в рамках исторического развития русской цивилизации именно так и всё это и происходило.

Примеров тому достаточно много. Как один из наиболее наглядных я бы привел историю Забайкальского края – прародины монгольской цивилизации. Где на одной территории несколько столетий мирно сосуществуют потомки казаков, старообрядцы и буддисты. Специально не перечисляю национальности, именно потому что выше указанные категории имеют более сложные – наднациональные формы их самоидентичности.

-3

Но есть во всём этом один очень интересный аспект. Понимая культурное и технологическое единообразие деревянного зодчества на территории нынешней России, а кое-где и за её пределами, приходишь к определённому выводу. Несмотря на все региональные особенности, основа РДЗ везде практически идентична. Одни и те же общие принципы организации пространства, жизненного и хозяйственного уклада, строительные приёмы. Это даёт чёткое представление того, что материально-культурное ядро русского деревянного зодчества во многом является основой восприятия наших огромных пространств как единого целого.

-4

Это сродни языку, в котором существуют местные говоры, но корень - один и тот же. И РДЗ - не просто технология обработки строительного материала, а коренная культура, способная видоизменятся под воздействием внешних факторов, а также достаточно гибкая и открытая для восприятия в себя инородных заимствований и культурного взаимообогащения.

Для того чтобы приблизится к пониманию РДЗ как явления не только культурного, исторического, но и во многом политического, необходимо, в первую очередь, понять те принципы, на которых оно основано. Их достаточно много и вся эта тема требует отдельного большого трактата.

-5

В тезисах обозначу лишь основные: доступность, простота и универсальность.

  • Доступность с точки зрения обучения и навыка.
  • Простота в технологическом обеспечении орудиями производства.
  • Универсальность применения в различных областях как частной, так и государственной деятельности.
-6

Конечно, нельзя говорить о том, что только русские обладали технологиями обработки древесины. Как и в вышеупомянутой игре, каждая из цивилизаций, в силу различных географических и природно-климатических условий обладала теми или иными строительными технологиями работы с деревом. И честности ради нужно отметить, что такие исторические цивилизационные образования как Европа или Китай достигли в этом больших успехов. Однако, в отличии от нас, и не смотря на высочайший уровень развития их в данном направлении, они во многом остались лишь строительной технологией.

В случае же с русской цивилизацией, строительная технология стала частью народной культуры наравне с языком и традициями, не вынесенная в узкий формат архитектуры. То есть по сути, это и были традиции, реализованные в материальных объектах, и сами себя воспроизводящие вместе с народом – носителем этой культуры.

-7