Можно ли считать живопись Зинаиды Серебряковой традиционным искусством?
Нет, конечно!
Живопись Зинаиды Серебряковой — добрая, чистая, светлая.
Человеческое искусство совсем другое.
Сама Серебрякова тоже сильно отличается от типичного человека.
Хитрость, подлость, тщеславие, жадность, лицемерие и так далее — все эти человеческие характеристики совершенно не про неё.
Но лучше по порядку, да?
Зинаида Лансере родилась в состоятельной семье Бенуа-Лансере. В 1884 году. Практически все члены семьи занимаются искусством. Они известные художники, скульпторы и архитекторы. Они говорят о живописи и поэзии. Играют в своём домашнем театре. Занимаются тем, чем могут заниматься свободные от необходимости работать люди.
Зимуют обычно в Санкт-Петербурге, а лето проводят в своём загородном имении.
Зина рисует, птицы поют, крестьянки в ярких сарафанах работают в полях — хорошо и спокойно. Впереди только свет и счастье.
Возникшие в детстве романтические чувства к двоюродному брату, живущему неподалёку, перерастают в прекрасное замужество.
Зинаида берёт фамилию мужа. Серебрякова.
Рождается четверо детей.
Первая художественная выставка, и работу Зинаиды Серебряковой тут же покупает Третьяковская галерея. Неслыханный успех.
Оглушительный успех не меняет характера Зинаиды. Она остаётся скромным и малообщительным человеком. Для неё важна лишь живопись. И семья.
Потом революция.
Крестьяне разоряют и сжигают имение.
От тифа умирает муж.
У Зинаиды остаются только четверо малолетних детей, престарелая мать и комнатка в «уплотнённой» большевиками огромной питерской квартире.
Денег нет, и где их взять, совершенно непонятно.
В 1924 году у Зинаиды появляется некоторая надежда на временный заработок во Франции.
Серебрякова отправляется туда на два-три месяца и застревает там навсегда. Мама и дети остаются в СССР.
Денег Франция не приносит. Искусство Серебряковой не нужно никому.
В моде авангард.
Зинаида живёт случайными заработками.
Безденежье и одиночество. Тоска и безысходность.
Попытки писать заказные портреты тоже ничего не дают.
Богатые заказчики, пользуясь беззащитностью художницы, платят либо мало, либо не платят вовсе.
Всё немногое, что удаётся заработать, Серебрякова отправляет семье в Россию.
Чудом удаётся перевезти во Францию двоих из четырёх детей. Мама умирает в Петербурге от голода.
Денег нет ни на что.
Часто и на еду тоже.
Нищета и забвение.
Это длится 40 лет.
В начале шестидесятых в СССР начинается «оттепель». Правительство СССР приглашает уехавших ранее деятелей культуры вернуться на Родину из иммиграции. Зинаиду Серебрякову в том числе.
К ней приезжают представители советского министерства культуры с просьбой предоставить картины для персональной выставки в СССР.
Прошедшая в 1965 году выставка неизвестной в советском союзе художницы вызывает фурор.
Работы Серебряковой экспонируются по всей стране.
Альбомы о художнице выходят многомиллионными тиражами.
Критика захлёбывается восторженными отзывами.
Музеи выстраиваются в очередь, чтобы купить её работы.
Репродукции картин Серебряковой становятся чуть ли не обязательным атрибутом интеллигентных интерьеров.
В моду входит стиль Серебряковой.
Молодые художницы копируют не только стиль работ Зинаиды Серебряковой, но и её причёску и манеру одеваться.
В 1967-м Зинаида Серебрякова умирает.
... Хэппи-энд, да?
На фото: работы Зинаиды Серебряковой. Четыре первые — автопортреты.