Найти в Дзене
Витражи2025

Можно ли считать живопись Зинаиды Серебряковой традиционным искусством

Можно ли считать живопись Зинаиды Серебряковой традиционным искусством?

Нет, конечно!

Живопись Зинаиды Серебряковой — добрая, чистая, светлая.

Человеческое искусство совсем другое.

Сама Серебрякова тоже сильно отличается от типичного человека.

Хитрость, подлость, тщеславие, жадность, лицемерие и так далее — все эти человеческие характеристики совершенно не про неё.

Но лучше по порядку, да?

Зинаида Лансере родилась в состоятельной семье Бенуа-Лансере. В 1884 году. Практически все члены семьи занимаются искусством. Они известные художники, скульпторы и архитекторы. Они говорят о живописи и поэзии. Играют в своём домашнем театре. Занимаются тем, чем могут заниматься свободные от необходимости работать люди.

Зимуют обычно в Санкт-Петербурге, а лето проводят в своём загородном имении.

Зина рисует, птицы поют, крестьянки в ярких сарафанах работают в полях — хорошо и спокойно. Впереди только свет и счастье.

Возникшие в детстве романтические чувства к двоюродному брату, живущему неподалёку, перерастают в прекрасное замужество.

Зинаида берёт фамилию мужа. Серебрякова.

Рождается четверо детей.

Первая художественная выставка, и работу Зинаиды Серебряковой тут же покупает Третьяковская галерея. Неслыханный успех.

Оглушительный успех не меняет характера Зинаиды. Она остаётся скромным и малообщительным человеком. Для неё важна лишь живопись. И семья.

Потом революция.

Крестьяне разоряют и сжигают имение.

От тифа умирает муж.

У Зинаиды остаются только четверо малолетних детей, престарелая мать и комнатка в «уплотнённой» большевиками огромной питерской квартире.

Денег нет, и где их взять, совершенно непонятно.

В 1924 году у Зинаиды появляется некоторая надежда на временный заработок во Франции.

Серебрякова отправляется туда на два-три месяца и застревает там навсегда. Мама и дети остаются в СССР.

Денег Франция не приносит. Искусство Серебряковой не нужно никому.

В моде авангард.

Зинаида живёт случайными заработками.

Безденежье и одиночество. Тоска и безысходность.

Попытки писать заказные портреты тоже ничего не дают.

Богатые заказчики, пользуясь беззащитностью художницы, платят либо мало, либо не платят вовсе.

Всё немногое, что удаётся заработать, Серебрякова отправляет семье в Россию.

Чудом удаётся перевезти во Францию двоих из четырёх детей. Мама умирает в Петербурге от голода.

Денег нет ни на что.

Часто и на еду тоже.

Нищета и забвение.

Это длится 40 лет.

В начале шестидесятых в СССР начинается «оттепель». Правительство СССР приглашает уехавших ранее деятелей культуры вернуться на Родину из иммиграции. Зинаиду Серебрякову в том числе.

К ней приезжают представители советского министерства культуры с просьбой предоставить картины для персональной выставки в СССР.

Прошедшая в 1965 году выставка неизвестной в советском союзе художницы вызывает фурор.

Работы Серебряковой экспонируются по всей стране.

Альбомы о художнице выходят многомиллионными тиражами.

Критика захлёбывается восторженными отзывами.

Музеи выстраиваются в очередь, чтобы купить её работы.

Репродукции картин Серебряковой становятся чуть ли не обязательным атрибутом интеллигентных интерьеров.

В моду входит стиль Серебряковой.

Молодые художницы копируют не только стиль работ Зинаиды Серебряковой, но и её причёску и манеру одеваться.

В 1967-м Зинаида Серебрякова умирает.

... Хэппи-энд, да?

На фото: работы Зинаиды Серебряковой. Четыре первые — автопортреты.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10