Найти в Дзене

Третьяков и сокровищница русского искусства

Имя Павла Михайловича Третьякова стало синонимом русского искусства. Его знаменитая галерея – это не просто музей, а живое свидетельство его страсти, проницательности и безграничной любви к отечественной живописи. Но как же одному человеку удалось собрать столь грандиозную коллекцию, которая сегодня является гордостью всей страны? Давайте окунемся в историю и узнаем, каким путем шел этот великий меценат. От купца к коллекционеру: первые шаги Павел Третьяков родился в купеческой семье, и с юных лет был приучен к деловой хватке и умению видеть перспективу. Однако, в отличие от многих своих современников, его интересы простирались далеко за пределы коммерции. Уже в молодости он начал проявлять интерес к искусству, посещая выставки и изучая работы русских художников. Первые приобретения Третьякова были скромными, но уже тогда он руководствовался четким принципом: собирать произведения, которые отражают дух и характер русского народа, его историю, быт и природу. Он не гнался за модными тенд

Имя Павла Михайловича Третьякова стало синонимом русского искусства. Его знаменитая галерея – это не просто музей, а живое свидетельство его страсти, проницательности и безграничной любви к отечественной живописи. Но как же одному человеку удалось собрать столь грандиозную коллекцию, которая сегодня является гордостью всей страны? Давайте окунемся в историю и узнаем, каким путем шел этот великий меценат.

Утро в сосновом лесу - Иван Шишкин, при участии Константина Савицкого
Утро в сосновом лесу - Иван Шишкин, при участии Константина Савицкого

От купца к коллекционеру: первые шаги

Павел Третьяков родился в купеческой семье, и с юных лет был приучен к деловой хватке и умению видеть перспективу. Однако, в отличие от многих своих современников, его интересы простирались далеко за пределы коммерции. Уже в молодости он начал проявлять интерес к искусству, посещая выставки и изучая работы русских художников.

Первые приобретения Третьякова были скромными, но уже тогда он руководствовался четким принципом: собирать произведения, которые отражают дух и характер русского народа, его историю, быт и природу. Он не гнался за модными тенденциями или иностранными шедеврами, его целью было создание национальной галереи, доступной для всех.

Тройка - В. Петров, 1866 г
Тройка - В. Петров, 1866 г

Прозорливость и интуиция: выбор художников

Одной из главных заслуг Третьякова была его удивительная способность видеть талант там, где другие его еще не замечали. Он не боялся рисковать, приобретая работы молодых, еще не признанных художников. Именно благодаря его поддержке многие из них смогли продолжить свое творчество и впоследствии стать классиками русского искусства.

Княжна Тараканова - К. Флавицкий, 1864г.
Княжна Тараканова - К. Флавицкий, 1864г.

Третьяков был не просто покупателем, он был настоящим другом и покровителем художников. Он знал их лично, общался, интересовался их идеями и проблемами. Он мог часами беседовать с Иваном Шишкиным о лесах, с Ильей Репиным – о народных типажах, с Василием Перовым – о социальных проблемах. Эта близость позволяла ему глубже понимать произведения и выбирать те, которые наиболее полно выражали замысел автора.

Принцип "народности" и историческая ценность

Коллекция Третьякова – это не хаотичный набор картин, а тщательно продуманная экспозиция, отражающая этапы развития русского искусства и его главные темы. Он стремился собрать произведения, которые рассказывали бы историю России, ее героические страницы и повседневную жизнь.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе - Николай Ге, 1871г.
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе - Николай Ге, 1871г.

Особое внимание Павел Михайлович уделял жанровой живописи, которая изображала сцены из жизни простых людей. Он верил, что именно в этих произведениях кроется истинная душа народа. Работы Перова, Репина, Мясоедова – все они были выбраны за их правдивость, эмоциональность и глубокий социальный подтекст.

Не только живопись: портреты и пейзажи

Третьяков собирал не только картины, но и портреты. Он понимал, что портрет – это не просто изображение лица, а отражение личности, характера, эпохи. Его коллекция портретов выдающихся деятелей русской культуры и науки – это настоящий пантеон национальных гениев.

Неизвестная - И. Крамской, 1883г.
Неизвестная - И. Крамской, 1883г.

Пейзажи занимали особое место в его собрании. Третьяков был влюблен в русскую природу и стремился запечатлеть ее красоту и великолепие. Работы Шишкина, Левитана, Саврасова – это не просто изображения лесов, полей и рек, а гимн родной земле, ее тихой, но могучей красоте. Он видел в пейзаже отражение русского характера – спокойного, задумчивого, но полного внутренней силы.

Над вечным покоем - И. Левитан, 1894г.
Над вечным покоем - И. Левитан, 1894г.

Постоянное пополнение и развитие коллекции

Сбор коллекции не был для Третьякова одномоментным актом. Это был процесс, длившийся десятилетиями. Он постоянно следил за новыми работами, посещал выставки, общался с художниками и их наследниками. Его дом постепенно превращался в настоящую сокровищницу, где каждая картина имела свою историю и свое место.

Боярыня Морозова - В.И. Суриков, 1887г.
Боярыня Морозова - В.И. Суриков, 1887г.

Третьяков не стеснялся продавать или обменивать некоторые произведения, чтобы приобрести другие, более значимые для его замысла. Он был готов расстаться с чем-то ценным ради того, что считал более важным для формирования национальной галереи. Его решения всегда были продиктованы стремлением к совершенству и полноте собрания.

Неравный брак - В.В. Пукирев
Неравный брак - В.В. Пукирев

Картина "Неравный брак" В.В. Пукирева - жемчужина Третьяковки, настоящий шедевр. Даже сегодня она производит на нас сильное впечатление. А в 1863, на ежегодной Осенней выставке в Академии художеств, она произвела просто ошеломительный эффект. Вот как отозвался о картине В.В. Стасов:

Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни ... одна из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы.

Созданная 30-летним художником, который незамедлительно был удостоен звания профессора, картина привлекла внимание коллекционера Александра Борисовского еще до окончания выставки. Спустя восемь лет это произведение искусства стало частью коллекции Павла Михайловича Третьякова, и поныне экспонируется в Третьяковской галерее.

-9

Картина Карла Брюллова «Всадница» оказалась в Третьяковской галерее после распродажи имущества графини Юлии Самойловой в Париже. Однако путь её к Третьякову не был прямым. По некоторым данным, в 1880-х годах полотно несколько лет оставалось незамеченным в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге. Лишь в 1893 году Павел Третьяков приобрёл «Всадницу» через Петербургское общество для заклада движимых имуществ. 27 февраля того же года Художественный отдел общества выдал Третьякову квитанцию, подтверждающую покупку картины за 2000 рублей. С тех пор «Всадница» является неотъемлемой частью собрания Третьяковской галереи.

Щедрость и завещание: галерея для народа

Павел Михайлович Третьяков был не только страстным коллекционером, но и человеком огромной щедрости. Он не стремился к личной славе или обогащению. Его главной целью было создание общедоступного музея, который служил бы просвещению и воспитанию русского народа.

Грачи прилетели - Саврасов, 1871г.
Грачи прилетели - Саврасов, 1871г.

В 1892 году он передал свою бесценную коллекцию, насчитывающую более полутора тысяч произведений, в дар городу Москве. Это был акт невероятной дальновидности и любви к отечеству. Он завещал, чтобы галерея носила его имя и оставалась открытой для всех, независимо от социального положения и достатка.

Наследие Третьякова: живая память

Сегодня Третьяковская галерея – это не просто музей, а живое сердце русского искусства. Коллекция, собранная одним человеком, продолжает вдохновлять и восхищать миллионы людей. Она является не только хранилищем шедевров, но и свидетельством того, как страсть, проницательность и безграничная любовь к своему делу могут создать нечто поистине вечное. История Павла Михайловича Третьякова – это пример того, как один человек, движимый благородной целью, может оставить неизгладимый след в истории и культуре своей страны. Его наследие живет, напоминая нам о величии русского искусства и о тех, кто посвятил свою жизнь его сохранению и приумножению.

Березовая роща - А.Куинджи, 1879
Березовая роща - А.Куинджи, 1879

Именно благодаря Третьякову многие поколения русских художников получили возможность увидеть свои работы рядом с произведениями признанных мастеров, вдохновляясь их опытом и перенимая лучшие традиции. Галерея стала своеобразной школой, где молодые таланты могли учиться, развиваться и находить свой собственный путь в искусстве.

Портрет Марии Лопухиной - В. Боровиковский, 1797г.
Портрет Марии Лопухиной - В. Боровиковский, 1797г.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским в 1797 году, пополнил коллекцию Третьяковской галереи. Это стало возможным благодаря случайной встрече Павла Михайловича Третьякова с супругами Перфильевыми в доме московского гражданского губернатора Василия Степановича Перфильева. В конце 1880-х годов Третьяков долго убеждал хозяев расстаться с ценным полотном, и в итоге ему удалось приобрести портрет для своей галереи.

При жизни Марии Ивановны портрет хранился в её подмосковном имении Богородское. После продажи имения и смерти Степана Авраамовича Лопухина, картина перешла к его шурину, брату Марии Ивановны — Фёдору Ивановичу Толстому по прозвищу Американец. От него портрет унаследовала дочь Фёдора Толстого, Прасковья Фёдоровна, для которой он оставался дорогой семейной реликвией.

Важно отметить, что Третьяков не ограничивался только приобретением готовых работ. Он часто заказывал картины художникам, предлагая им темы и сюжеты, которые, по его мнению, были важны для отражения русской жизни. Так, например, он заказал Репину знаменитую картину "Крестный ход в Курской губернии", которая стала одним из самых ярких и масштабных полотен, изображающих народную жизнь. Эти заказы не только поддерживали художников материально, но и стимулировали их творчество, позволяя им создавать произведения, которые впоследствии становились настоящими шедеврами.

Демон сидящий - М. Врубель, 1890г.
Демон сидящий - М. Врубель, 1890г.

Третьяков был человеком скромным и не любил публичности. Он считал, что его дело говорит само за себя. Он не стремился к почестям и наградам, его главной наградой была возможность видеть, как его коллекция приносит пользу людям, как она вдохновляет их на творчество и любовь к искусству. Он был убежден, что искусство должно быть доступно каждому, что оно способно облагораживать душу и воспитывать чувство прекрасного.

Алёнушка - В.Васнецов, 1881г.
Алёнушка - В.Васнецов, 1881г.

После смерти Павла Михайловича его дело продолжили его наследники и последователи. Галерея продолжала пополняться новыми произведениями, расширяя свои коллекции и охватывая все новые направления в русском искусстве. Сегодня Третьяковская галерея – это огромный музейный комплекс, включающий в себя несколько зданий и филиалов, в которых представлены произведения искусства разных эпох и стилей.

Богатыри - В. Васнецов, 1876–1898г.
Богатыри - В. Васнецов, 1876–1898г.

Но даже в этом огромном музейном комплексе дух Павла Михайловича Третьякова остается живым. Его принципы, его любовь к русскому искусству, его стремление к просвещению и доступности – все это продолжает определять деятельность галереи и ее роль в культурной жизни страны. Посещая Третьяковскую галерею, мы не только знакомимся с шедеврами русского искусства, но и прикасаемся к истории, к личности человека, который посвятил свою жизнь служению искусству и своему народу. Имя Третьякова навсегда останется в истории России как символ меценатства, просвещения и безграничной любви к отечественной культуре. Его галерея – это не просто музей, это живое свидетельство его великого дела, которое продолжает вдохновлять и восхищать нас и сегодня.

🎨 Творите. Вдохновляйтесь. Созидайте. Вместе с нами!

💫 Еще больше картин наших художников на сайте галереи: https://crimeagallery.ru/