За пару часов такие игры доводят до холодного пота.
Почему инди-хорроры так популярны
YouTube стал мощным трамплином для взрывного роста инди-хорроров. Причина — в идеальном формате для летсплеев: блогеры проходят странные, но самобытные проекты за несколько часов, даря зрителю готовую историю. Это выигрышная альтернатива многочасовым премиальным ААА-играм.
Один из самых популярных летсплейщиков рунета Дмитрий Куплинов специально ищет в Steam малоизвестные хорроры. У них может быть несколько отзывов, но на его канале прохождение посмотрят сотни тысяч зрителей.
Тренд на "быстрый" контент позволил инди-проектам конкурировать с большими студиями. Теперь можно создать простую, но эффектную хоррор-игру на пару часов — и если ее заметит блогер-миллионник, о тебе заговорят.
Почему именно хоррор? Создать на скромный бюджет захватывающий шутер или РПГ почти нереально. А вот ужасы — другое дело. Как и хоррор-короткометражки, игры впечатляют даже со скромным бюджетом, рассказывая историю максимально быстро.
Разработчики инди-хорроров часто используют эффект VHS и стилизуют графику под первую Play Station из 2000-х. Так "дешевизна" становится атмосферной и ностальгической.
«В хоррорах есть возможнось экономить, если использовать определенную стратегию, — объясняет Сэм Барлоу, разработчик хорроров Telling Lies и Immortality, начинавший как сценарист серии Silent Hill. — Чтобы загрузить Unity или Unreal Engine, создать квартиру, добавить туман и поместить игрока с фонариком, требуется около пяти минут. Мгновенная атмосфера!
Герои хорроров, как правило, одиночки, и вам не нужно много локаций. По той же причине киностудии снимают фильмы ужасов — съемки стоят недорого, но есть огромная аудитория, которая гарантированно посмотрит».
Как выглядят инди-хорроры и в чем их прелесть?
Одна из самых популярных инди-игр среди блогеров — Fears To Fathom (в нее играл даже IShowSpeed). Она состоит из нескольких эпизодов, рассказывающую отдельную историю, якобы основанную на реальных событиях.
Графика в стиле игр 2000-х с эффектом VHS, а геймплей до жути прост —нужно ходить, общаться и выполнять примитивные действия (например, приготовить кофе или поймать рыбу). Параллельно разворачивается жуткая история, в которой вам придется спасать свою жизнь.
Трейлер эпизода Fears to Fathom — Carson House
Игра убаюкивает рутинностью действий: в одном из эпизодов вы играете за школьника, который остался в доме, куда проникла сумасшедшая наркоманка. В другом за смотрителя пожарной вышки, который не знает, что в его лесах проводят жертвоприношения сатанисты.
В какой-то момент рутина сменяется ужасом: вам нужно убегать от злодеев под жуткие звуки и музыку. Атмосфера настолько давит, что про примитивность геймплея забываешь.
Разработчики креативят, чтобы сделать малобюджетную игру интересной хотя бы на пару часов. В игре Cursed Digicam ("Проклятая камера") японской студии Chilla's Art рассказывается об отце, который пытается освободить дух дочери с помощью специальной камеры, фотографирующей мертвых.
В начале игры объясняется, что девочка пропала без вести, гуляя в парке, а отец пытается спасти ее душу. Он увидел сайт, обещающий освободить дух умерших, если сфотографировать его специальной камерой и загрузить на сайт.
Всю игру вам нужно изучать небольшую локацию, где в разных местах прячутся призраки. Геймплой простой: нужно делать фотографии и загружать их на сайт. Но это позволяет нестандартно рассказать грустную историю обезумевшего от горя отца.
Социальный подтекст: о чем говорят в инди-хоррорах
В инди-хоррорах у создателей больше простора для творчества, чем в высокобюджетных проектах. Они экспериментируют с музыкой, атмосферой и графикой. А еще затрагивают остросоциальные темы: домашнего насилия, психического здоровья, религиозного фанатизма.
«Лично меня хоррор привлекает, потому что это полезный жанр для исследования сложных тем и социальных проблем, — говорит разработчик игр Нина Фримен. — Создавать произведение про свою травму может быть страшно, а хоррор позволяет добавить слой между нашим «я» и ужасами реальной истории».
Яркий пример — The Hole ("Дыра") от польской студии Bober Bros — короткий (всего 40 минут), но тяжелый психологический хоррор, исследующий тему сексуального насилия и детских травм.
Вы играете за взрослого мужчину, который пьет дома пиво и смотрит телевизор. Но постепенно он начинает сходить с ума и видеть через дыры в стенах жуткие сцены в квартире соседа.
Игра не использует дешевые скримеры, а создает гнетущую атмосферу, метафорично рассказывая о жутких событиях, которые могут происходить за закрытыми дверями.
В начале The Hole появляется надпись "F*** you, grandpa" ("Пошел ты, дедуля"). Ведь cюжет основан на семейной травме разработчика, которой он откровенно поделился:
"Это тсылка к тяжелой семейной истории. Мой дедушка был алкоголиком и жестоким человеком. Он жил с моей бабушкой, и то, как он с ней обращался, не поддается описанию.
Однажды ночью он пришел к ней с ножом и сказал: «Готовься умереть». Она убежала с моей мамой, которая в то время была еще ребенком. К тому времени, как они вернулись, он уже покончил с собой.
Удивительно, как много всего остается в памяти, даже спустя несколько поколений. Создание этой игры было похоже на выдох после того, как я годами сдерживал дыхание".
Российские разработчики тоже активно делают инди-хорроры — некоторые прославились на весь мир. Часто действие происходит в советских домах, а антураж любым россиянином узнается с первого взгляда.
Разработчики используют ностальгию и теплые воспоминания из детства, чтобы показать, насколько они могут быть обманчивы.
В какие инди-хорроры поиграть: 5 вариантов
Fears to Fathom: Ironbark Lookout
Вы — смотритель пожарной вышки Джек Нельсон, несущий службу в удаленном лесу. Вы живете на вышке в уютной комнате, общаетесь по рации с коллегами, ведете записи. Идиллия рушится, когда выясняется, что в лесу орудуют сектанты, которые заставили предыдущих смотрителей сбежать.
В игре реализована модная в инди-хоррорах механика — враги могут услышать вас через микрофон. Поэтому в какой-то момент придется замолчать.
Chilla's Art: Parasocial
Этот японский хоррор затрагивает прогрессивную проблему — сталкинг в сети. Вы играете за популярную стримершу, которую начинает преследовать одержимый фанат.
Игроку предстоит вести трансляции, постоянно прислушиваясь к подозрительным звукам в собственной квартире, где граница между виртуальным и реальным стирается.
Dread Flats
Этот китайский хоррор погружает в атмосферу клаустрофобии. Вы — блогер, исследующий заброшенный дом, который превращается в лабиринт ужаса. Ваш главный противник — жуткая гигантская старуха, неумолимо преследующая вас по темным коридорам.
Platform 8
Вы заперты в бесконечном поезде метро, где вам нужно ходить по вагонам находить аномалии - любые странные изменения во внешнем мире. Например, открывшиеся двери на ходу, плачущие дети за стенами, меняющиеся плакаты или внезапно появляющикся жуткие фигуры.
Ваша задача — замечать эти аномалии, чтобы не застрять в поезде навсегда. Если вы не заметите аномалию и пройдете вперед, то вернетесь на нулевой уровень. Чтобы выжить, нужно дойти до последнего вагона, заметив все аномалии.
No, I'm not a Human
Это новый российский психологический хоррор и визуальная новелла с элементами выживания. Действие происходит в мире, где солнечный свет стал смертельным. Ваша задача — управлять убежищем в дневное время. По ночам к вам приходят выжившие, и вы должны решить, кто из них человек, а кто — враждебный "гость".