Найти в Дзене

Пьесе "На дне" в Нижнем Новгороде посвятили целую улицу

"Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно..." - это строчки из песни волжских босяков, записанной в начале прошлого века Максимом Горьким. Сейчас побывать "На дне" - значит, прогуляться в Нижнем Новгороде по Кожевенной - улице, посвященной легендарной пьесе. Почему так? В начале XX века атмосфера Кожевенной была весьма специфичной. Нищета, болезни, антисанитария, беспробудное пьянство и общая безысходность жизни. Здесь обитали тысячи людей, подавшихся в Нижний Новгород на подённую работу. Бурлаки, рыбаки, прислуга, торговцы, работники всех мастей. Улицу босяков иронично прозвали Миллиошкой, или Миллионкой. Название подчёркивало, что убогие ночлежки соседствуют в этом районе с шикарными купеческими домами на парадной Рождественской. Блеск и нищета - в ста метрах друг от друга. В 1883 году нижегородские купцы-миллионеры Александр и Николай Бугровы (отец богоугодное дело начал, сын закончил) отрыли на Миллионке бесплатный ночлежный дом на 500 мест. "Из этого дома, как из омута, ник

"Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно..." - это строчки из песни волжских босяков, записанной в начале прошлого века Максимом Горьким. Сейчас побывать "На дне" - значит, прогуляться в Нижнем Новгороде по Кожевенной - улице, посвященной легендарной пьесе. Почему так?

В начале XX века атмосфера Кожевенной была весьма специфичной. Нищета, болезни, антисанитария, беспробудное пьянство и общая безысходность жизни.

Здесь обитали тысячи людей, подавшихся в Нижний Новгород на подённую работу. Бурлаки, рыбаки, прислуга, торговцы, работники всех мастей. Улицу босяков иронично прозвали Миллиошкой, или Миллионкой. Название подчёркивало, что убогие ночлежки соседствуют в этом районе с шикарными купеческими домами на парадной Рождественской. Блеск и нищета - в ста метрах друг от друга.

-2
-3

В 1883 году нижегородские купцы-миллионеры Александр и Николай Бугровы (отец богоугодное дело начал, сын закончил) отрыли на Миллионке бесплатный ночлежный дом на 500 мест. "Из этого дома, как из омута, никуда нет путей"... Именно "бугровская ночлежка", здание которой и сейчас стоит на площади Минина, выступила прототипом убогого босяцкого пристанища, описанного в пьесе "На дне", откуда редко кому удавалось подняться.

-4

Максим Горький задолго до революции совместно с нижегородскими купцами -меценатами пытался облегчить жизнь обитателей "социального дна". Писатель выступил одним из создателей уникального благотворительного проекта, аналогов которому в России того времени не было.

Необычная чайная "Столбы" открылось на Миллионке 21 ноября 1901 года. Из-за своей архитектуры — шести колонн на входе — заведение в народе получило соответствующее название.

-5

В газете «Нижегородский листок» от 7 ноября 1901 года вышла статья Горького, где он сам объяснил цели социального заведения:

«… на Миллионной улице откроется ....учреждение, представляющее собою интересный пример разумной необидной помощи голодным и бесприютным людям. Открывается оно по мысли и на средства одного из местных купцов.
…В новом трактир-клубе предполагается иметь газеты, устроить небольшую библиотеку-читальню, вести беседы и чтения на разные темы, может быть, даже удастся устроить нечто вроде амбулатории».
«Мы сняли помещение, где люди могли сидеть в тепле, давали им порцию чая за две копейки, фунт хлеба, организовали маленькую библиотеку, поставили пианино и устраивали в праздничные дни концерты, литературные чтения, — писал Горький в очерке «Н. А. Бугров». — Наше пристанище помещалось в доме с колоннами, его прозвали «Столбы», оно с утра до вечера было набито людьми, а босяки чувствовали себя подлинными хозяевами его, сами строго следили за чистотой, порядком».

На входе в чайную красовалась надпись: «Спирт есть такой же яд, как мышьяк, как белена, как опий и как множество других веществ, убивающих человека. Когда народ пожелает, он сумеет довести дело до того, что водку будут брать только по рецептам докторов из аптек. Тогда у нас будет больше света и больше счастья».

В "Столбах" оказывали медицинскую помощь, а дети и подростки могли бесплатно переночевать. Алексей Максимович и сам часто заходил в кафе, вел беседы с посетителями, давал советы, помогал им составлять различные прошения и, конечно, собирал материал для своих произведений. Эти наблюдения во многом и легли в основу пьесы "На дне", работа над которой велась в конце 1901 - начале 1902 года.

-6

Здание, где размещалось кафе, стоит на Кожевенной и сегодня. Пространство вокруг оформлено таким образом, что вам даже экскурсия не потребуется. На улице размещена выставка "Миллионка на Волге" со старыми фотографиями, выдержками из исторических документов, подробной справочной информацией. Читайте на здоровье. Разве что перед посещением стоит освежить в памяти знакомую со школы пьесу, оценить ее незамыленным взглядом, чтобы в полной мере ощутить дыхание босяцкой Миллионки, ибо это тоже страница нашей истории. Пусть и не парадная.

-7

Премьера пьесы на сцене Московского художественного театра в декабре 1902 года была триумфальной. На вопрос, что именно он хотел сказать своим произведением, писатель ответил: "Чтобы, понимаете, им не так спокойно в кресле сиделось, и то уж ладно..."

-8

Кстати, купцы-старообрядцы Бугровы и Блиновы открыли в Нижнем Новгороде еще и Вдовий дом, где могли бесплатно проживать женщины, лишившиеся мужей, и их дети. Жить предписывалось трезво, честно, опрятно, не нарушая общественного порядка. Одной из постоялиц этого заведения была рано овдовевшая мама Петра Николаевича Нестерова - легендарного русского лётчика, впервые в мире выполнившего сложнейшую фигуру высшего пилотажа - «мертвую петлю», которая впоследствии стала называться «петлей Нестерова». Этот выдающийся человек, чье детство прошло в благотворительном заведении для бедных, смог с самых низов подняться в небо и совершить в нем невероятное. Вот такие славные дела...

-9