Найти в Дзене
Международная панорама

Актуально, полемично, кратко

Оглавление

Американский публицист Тео Липски о том, что Американская революция подпитывалась не научными трактатами, а «дилетантскими, порой упрощенными брошюрами» — вирусным контентом того времени.

Отрывок (цветной) из «Избранного сборника, смиренно написанного сквайру-лилипуту, профессору непристойности» из Филадельфии, 1764 г.
Отрывок (цветной) из «Избранного сборника, смиренно написанного сквайру-лилипуту, профессору непристойности» из Филадельфии, 1764 г.

В последнее время много пишут о чтении. Одни говорят, что наш век постграмотный. Другие говорят – нет. Говорят, что литература может спасти душу. А другие утверждают, что не может. Говорят, что без книг мы станем варварами. Говорят также, что с книгами мы уже ими являемся. Хотя авторы могут расходиться во мнениях о ставках и последствиях, эти работы разделяют общие фундаментальные проблемы – здоровье нашего общества и наше собственное здоровье, а также влияние того, что мы читаем или не читаем, на оба эти состояния.

Чтобы обратить внимание на эти посты о смерти литературной культуры, я перестал их читать. Вместо этого я вернулся к книге, которую отложил этой осенью. Это «Идеологические истоки Американской революции» Бернарда Бейлина. В конце концов, неделю назад была годовщина капитуляции Британии при Йорктауне, которая привела к счастливому завершению этой знаменитой революции (как вы её отметили?). Но я обнаружил, что, читая Бейлина, я не ускользнул от этого многоликого литературного дискурса, а лишь вернулся к нему. Потому что книга «Идеологические истоки американской революции» повествует исключительно о последствиях её прочтения.

Мой личный экземпляр книги Бернарда Бейлина «Идеологические истоки американской революции». Прошу прощения за потёртости.
Мой личный экземпляр книги Бернарда Бейлина «Идеологические истоки американской революции». Прошу прощения за потёртости.

Довод Бейлина заключается в следующем: Американская революция родилась из общего политического сознания. Это сознание возникло из широкого распространения бесчисленных памфлетов в колониях. Эти памфлеты были написаны дилетантами со средним воображением. Недостаток мастерства и знаний памфлетистам компенсировался прямотой. В своих памфлетах они описывали масштабный заговор, задуманный продажным английским министерством с целью задушить великую традицию английской свободы. К 1770-м годам памфлетисты пришли к выводу, что последней надеждой на спасение этой великой традиции была революция в колониях. В подтверждение своих слов Бейлин предлагает исследование мышления колонистов, настолько внимательное и мастерски проработанное, что в 1968 году оно принесло ему премии Банкрофта и Пулитцера.

Обратите внимание, что Бейлин не считает памфлет (ему нравится определение Оруэлла, включающее три критерия: актуальность, полемичность, краткость) простым проводником идей, изначально заложенных в великих книгах. Труды античной классики, рационализм эпохи Просвещения, пуританизм Новой Англии и английское общее право сыграли свою роль в подстрекательстве колонистов к восстанию, но их роль была второстепенной. Кажущееся бесконечным количество классических аллюзий, которые американские революционеры использовали в своих речах и письменных работах, затмевает, по словам Бейлина, «высокую избирательность их реальных интересов и ограниченность круга их действенных знаний». В большинстве случаев высокопарные ссылки на древних, напротив, представляли собой то, что Сэмюэл Джонсон называл «показухой».

Отрывок (цветной) из «Выборов, смиренно пожалованных в Клуб субботних вечеров в Лодж-Элли» в Филадельфии, 1764 г.
Отрывок (цветной) из «Выборов, смиренно пожалованных в Клуб субботних вечеров в Лодж-Элли» в Филадельфии, 1764 г.

Такая же поверхностность часто была свойственна колониальному прочтению рационалистов Просвещения. В своих политических спорах колонисты порой довольно точно цитируют Джона Локка, но «иногда на него ссылаются самым небрежным образом, как будто на него можно было положиться в поддержку чего бы то ни было, о чём писали авторы». Лоялисты и революционеры одинаково находят друзей в Пуфендорфе и Монтескье. Вольтер также оказался для них весьма гибким. Бейлин обнаруживает в универсальном применении таких авторов поверхностное или, по крайней мере, неровное понимание. Также апелляции к английскому общему праву часто были «неопределёнными по замыслу», а обращения к пуританской космологии — довольно размытыми.

Этот аргумент менее очевиден, чем может показаться. Идея Бейлина заключается в том, что большинство революционеров не вдохновлялись тем, что мы сегодня могли бы назвать «глубоким чтением». Напротив, интеллектуальным двигателем американской революции был корпус дилетантских, порой упрощенных памфлетов, созданных для массового потребления и призванных вызывать беспокойство. Сейчас может показаться, что памфлеты эпохи Революции просто популяризировали или синтезировали идеи более важных оригинальных мыслителей, но Бейлин утверждает, что важнейшим элементом, действовавшим в них, была риторика самих памфлетов.

Эти памфлеты были в некотором роде нам знакомы. Они были доступны. Они были грандиозны. Они были полны карикатур. Они были саркастичны. Они были аллегоричны. Они могли перерасти в длинные язвительные перепалки и ссоры между конкурирующими авторами. И они продвигали, за неимением лучшего термина, теории заговора. Или так утверждает Бейлин:

Считалось, что опасность для Америки на самом деле представляет собой лишь малую, непосредственно видимую часть большего целого, конечным проявлением которой станет уничтожение английской конституции со всеми заложенными в ней правами и привилегиями. Эта вера преобразила смысл борьбы колонистов и придала внутренний импульс движению оппозиции. Ибо, однажды приняв это, его было нелегко развеять: отрицание лишь подтверждало его, поскольку то, что исповедуют заговорщики, не соответствует их убеждениям; мнимое не соответствует действительности; а действительное намеренно злонамеренно.

Ничто из этого не означает, что Джон Адамс страдал от той же гнили мозгов, которая сейчас, по-видимому, свирепствует благодаря изысканно разработанным пользовательским интерфейсам большинства медиаплатформ. Речь лишь о том, что современные читатели не одиноки в борьбе с потоком раздражительной, напряжённой, неточной и конспирологической информации. По иронии судьбы, Бейлин говорит, что колонисты читали авторов классической античности не для того, чтобы приобщиться к античности на её собственных условиях, а потому, что эти авторы, если понимать их узко, по-видимому, разделяли их тревоги:

Они ненавидели и боялись тенденций своего времени и в своих произведениях противопоставляли настоящее лучшему прошлому, которое они наделяли качествами, отсутствовавшими в их собственной, коррумпированной эпохе. Прежние века были полны добродетелей: простоты, патриотизма, честности, любви к справедливости и свободе; настоящее же было продажным, циничным и деспотичным.

Сегодня трудно не заметить подобную тоску по прошлому. Можно воспринимать это как уныние или как утешение: либо всё всегда было так плохо, либо всё лучше, чем кажется. Теплая интеллигентность работ Бейлина — как минимум одна из причин выбрать последнее.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!