"Слово о полку Игореве" - единственное художественное произведение древнерусской литературы, было создано в конце XII века. В нем поднимается очень важная проблема того времени - проблема междоусобиц князей и раздробленности Руси. Разберемся же с этим произведении поподробнее.
Содержание статьи:
- История создания;
- Переводы;
- Исторический контекст произведения;
- Сюжет;
- Система образов;
- Символы и фольклорные мотивы;
- Проявление в культуре.
1. История создания.
Произведение, по оценкам исследователей, было написано предположительно в 1187 году. Однако рукопись произведения была обнаружена только в XVIII веке А. И. Мусиным-Пушиным - одним из самых известных собирателей русских древностей.
Впервые «Слово» было опубликовано в 1800 году. Рукопись хранилась во дворце Мусина-Пушкина и в 1812 году сгорела при московском пожаре. Но копии ее сохранились в государственном архиве (эту копию называли "Екатерининской копией"), а выписки из работы Мусина-Пушкина хранились у различных его знакомых учёных, но все они слишком разнились между собой, поэтому современные учёные не уверены в подлинности дошедшего до нас произведения.
В связи с тем, что оригинал повести погиб в пожаре, личность автора неизвестна, да и само "Слово" не было похоже на типичные произведения древнерусской литературы. Стали выдвигаться гипотезы, что произведение было написано в 18 веке и выдавалось за памятник древнерусской литературы. Но современные учёные отвергают эту версию и доказали, что произведение создано именно в 12 веке.
2. Переводы
Существует огромное количество переводов "Слова о полку Игореве" со старославянского на современный русский язык. Из всех существующих переводов можно выделить два классических:
- перевод Д. С. Лихачёва.
Это перевод достаточно сложный, если вы знакомитесь с поэмой первый раз, так как он почти дословный, нет рифмы и используется много старинных
- перевод Николая Заболоцкого.
Этот перевод достаточно лёгкий для восприятия и подойдет для первого прочтения. В нем есть привычная для поэм рифма, что облегчит прочтение и понимание поэмы.
3. Исторический контекст произведения.
"Слово о полку Игореве" основано на исторических событиях, но не все факты там правдивы, поэтому, если вы увлекаетесь историей, то лучше изучать ее по классическим учебникам истории, а не по художественным произведениям, основанным на исторических событиях.
События произведения происходят в период раздробленности Руси. В основе "Слова" лежит поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году. Он хотел показать свою храбрость и желал прославиться. В первом столкновении с половцами он выигрывает, а во втором половцы разбивают всю армию Игоря и берут в плен его сына, брата и его самого. Однако Игорю удается сбежать и вернуться на родину.
Этот исторический сюжет, на котором основана поэма. Но есть несовпадение художественных и исторических сюжетов. Например, солнечное затмение, которое по тексту происходит во время похода Игоря, на самом деле, на основе летописей, произошло намного позже. Или, например, князь киевский Святослав Всеволодович предстает в произведении как авторитетный и уважаемый всеми князь, к которому все прислушиваются. Но в реальности, 1185 год - это пик раздробленности на Руси, и с киевскими князьями уже давно никто не считался.
4. Сюжет
В произведении поднимаются несколько тем:
- тема Родины;
- феодальная раздробленность;
- вред междусобиц;
- нравственный выбор;
- воинский подвиг.
Идея произведения - единение русской земли.
"Слово" начинается обширным вступлением, в котором автор размышляет, какого принципа изложения придерживаться. Автор отдает должное поэтическому мастерству Бояна (древнерусский поэт и певец):
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Именно с этого произведения пришел афоризм "растекаться мыслью по древу", то есть вдаваться в ненужные подробности, отвлекаясь от главной мысли.
Автор говорит, что он будет вести повествование объективно, не удаляясь от главной мысли:
По былинам времени сего
Не гонясь в песне за Бояном
Хочу отметить, что "Слово о полку Игореве" - это первое древнерусское произведение, где мы ясно видим присутствие автора, читаем его собственные мысли от тех героев, которые наделенны чертами резонера, и можем ясно увидеть отношение автора к персонажам. Такое яркое проявление автора в произведении для древнерусской литературы досточно уникально.
Уже во вступлении рассказывается о дерзком замысле Игоря направить свои полки на половцев:
И повел полки родного края,
Половецким землям угрожая.
С точки зрения автора, Игорь поступает эгоистично. Он хочет добиться славы, а не защитить свою родину, которой половцы не угрожали. Игорь не думает о последствиях и будущем Руси, о том, что с ней будет, если она останется без князя.
Перед походом Игорь встречается со своим братом Буй-Туром Всеволодом. Их встреча описана в радостных тонах:
Игорь ждёт мила брата Всеволода.
И речет ему Буй-тур Всеволод:
"Один брат, один свет светлый - ты, Игорю!
Оба есть мы Святославичи!
И пошли они вместе на половцев. Перед первой битвой природа пытается предостеречь Игоря (солнечное затмение). Но Игорь не желает считаться с этими знаками, что говорит о его самоуверенности, за что он в последствии поплатится.
В первой битве Игорь одолел половцев, но вторую битву он проигрывает и попадает вместе с братом и сыном Владимиром в плен к половцам. Описание второго боя прерывается авторским отступлением (или лирическим отступлением, что является одним из признаков поэмы) - воспоминаниями времен Олега Святославича. Это поднимает важную тему - губительности междусобиц русских князей.
После поражения Игоря происходит "монтажная склейка", и мы оказываемся в Киеве. Там Святослав Всеволодович собирает князей и рассказывает о своем сне, который окажется вещим. Там мы можем увидеть очень много дурных символов, означающих беду и горе.
"Златое слово Святослава" - это взгляд самого автора. Этот эпизод является идейным центром произведения. Это обращение к князьям с призывом единения. Вот как начинается этот фрагмент:
О мои сыновцы, Игорь и Всеволод!
Прежде времени начали вы
Мечами квилить Половецкую землю
И искать себе славы;
Важное уточнение, что Святослав Всеволодович - не отец Всеволода и Игоря. Он приходится им двоюродным братом, но обращается к ним "сыновцы", потому что он самый старший князь на Руси и поэтому он как бы "отец" всех князей, мудрый наставник.
В своём обращении Святослав упрекает князей за поиск славы, за несвоевременный поход, который принес родине великое горе.
Автор "Слова" обращается к влиятельным русским князьям с призывом вступиться за Игоря и русскую землю .
Далее идет лирический центр произведения - эпизод "Плач Ярославны", жены Игоря. Она символизирует собой всю матушку Русь, которая плачем по погибшим и плененным воинам. Ярославна, вместо христианской молитвы, обращается к силам природы (ветру, воде, солнцу), что является проявлением язычества, с просьбой помочь Игорю. В этом эпизоде можно увидеть надежду автора на изменение Игоря.
И природа слышит этот зов и помогает Игорю сбежать из плена. Донец беседует с князем, птицы замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца. Также в побеге ему помогает Овлур - наполовину половец, наполовину русич - который также бежит с князем.
В конце, когда Игорь вернулся домой, он едет в Киев на поклонение Богородице Пирогоще. Это такой обычай. Воины давали обет, что если они выживут, то придут на поклонение какому-либо святому. Этот поступок Игоря показывает его внутренние изменения. Он каится и просит прощения.
За Всю оставшуюся жизнь я буду замаливать грехи свои. Буду убеждать братьев своих князей не проливать кровь христианскую из розни, в междоусобицах. Буду строить храмы, чтобы верующие в тебя смогли – прийти к тебе, покаяться и помощи попросить.
О, Владыко Господь Бог мой! Прости меня грешного!
Авторское отношение меняется вместе с героем - от осуждения до прославления. "Слово" заканчивается восхвалением князя и его дружины.
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
Систему образов, символы и фольклорные мотивы и проявление в культуре вы можете прочитать во второй части. Буду вас там ждать)