Где: Государственный музей А. С. Пушкина
Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 12/2c6
До: 1 февраля 2026
Выставка "Вселенная" художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина” рассказывает о долгом творческом и семейном союзе этой пары. Если сложить все книги, которые были оформлены художниками, то их окажется около 300.
Значительную часть экспозиции занимают иллюстрации 1930-х годов для издательства «Аcademia».
Особое внимание уделено работам Н.В. Кузьмина над пушкинскими произведениями, его оригинальным портретам поэта.
На выставке больше работ Татьяны Мавриной, чем её супруга, поэтому и мой сегодняшний рассказ будет больше о ней. Не одно поколение советских детей выросло на книгах с иллюстрациями Мавриной. Она является обладателем международной премии Андерсена, которой награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.
“Её краски - настоящие самоцветы”, - отмечал Игорь Грабарь.
Татьяна родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде, в 1900 году в семье преподавателей. Родители были увлечены собирательством предметов русских народных промыслов, а четверо детей "издавали" свой домашний журнал: сочиняли к нему стихи и рассказы, сами их иллюстрировали. Кстати, брат Сергей стал впоследствии академиком, родоначальником советской кибернетики и создателем первого советского компьютера.
После революции семья переехала в Москву, где Татьяна поступила во ВХУТЕМАС. Её учителем был Роберт Фальк.
«В 1929 году я окончила фантастический вуз — Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее даже расшифровать — не Высшие, а Вольные. Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон — пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле», — писала Маврина в своей книге «Цвет ликующий».
В конце 1920-х Маврина стала участником “Группы 13”, члены которой не выступали с громкими заявлениями и манифестами, а решали прямые художественные задачи посредством пластического искусства. "Рисовать быстро, рисовать в темпе натуры, без поправок, без ретуши, никакой готической изломанности и душевной неуравновешенности." - таковы были основные принципы этой группы. Группа сложилась в редакции газеты «Гудок». Три иллюстратора Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран хотели по-новому представить городской пейзаж: темповый рисунок должен был стать живым впечатлением от натуры, этюд или набросок рассматривались как цельное и законченное произведение искусства. Их вдохновляли работы фовистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Творческое кредо Николая Кузьмина звучало так: «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» Подробнее о “Группе 13” читайте в одной из моих предыдущих статей.
Настоящая фамилия художницы - Лебедева. Маврина - фамилия ее матери, происходившей из дворянского рода; этой фамилией художница стала подписывать свои работы с 1930 года.
Московские архитектурные пейзажи, выполненные Т.А. Мавриной в 1942-1945 году, в настоящее время стали очень известны, на выставке представлена часть этой легендарной серии акварелей, выполненных художницей в годы Великой Отечественной войны.
"Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. ...Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. ...Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком..."
из воспоминаний Татьяны Мавриной
Во время войны Маврина в силу разных обстоятельств навсегда попрощалась с живописью. Теперь гуашь с акварелью и темпера на плотной бумаге станут ее верными помощниками в выражении мыслей и настроений. Она пробует себя в различных областях - в создании мультфильмов и диафильмов, в росписи по бересте, - не прекращает работать в станковой графике. В конце 1940-х художница вновь обратилась к книжному оформлению, но теперь к изданиям для детей.
Еще одна тема творчества художницы – это русские чудо-города.
«Придумала цель – рисовать церкви. Влюбилась в них, как в человека»
из воспоминаний Татьяны Мавриной
Её послевоенное творчество обогатилось обращением к опыту народных мастеров, у которых она отмечала стремление облечь сугубо житейское в нечто яркое и праздничное. «У них был какой-то дар видеть кругом только красоту и умение это изобразить, "намалевать", чтобы все любовались”.
Маврину часто критиковали в том, что её работы чужды соцреализму, но она никогда не изменяла себе: затейливые узоры, лубочные красавицы, сказочные пейзажи, удивительно сочные краски.
“Когда мы лето жили в Загорске, я как бы встретилась со своим детством — с городецкой живописью; второй раз влюбилась в ее праздничную нарядность и поняла своей нижегородской памятью, как можно по-иному, не по-вхутемасовски, смотреть на все кругом веселыми глазами заволжских кустарей; изображать не натюрморты, а жизнь саму по себе, как она течет и утечет бесследно, если ее не зарисовать.”
Впервые музей А.С.Пушкина решил показать мавринский «Бестиарий» - ее анималистические зарисовки, выполненные в 1960-х годах в «Уголке Дурова» и Московском Зоопарке.
Признание пришло в 1960-1970-х годах: много заказов от издательств, выставки в галереях и музеях.
Вместе с супругом Татьяна Маврина собрала обширную коллекцию икон, картин, предметов прикладного искусства, большую часть которой передала в дар Русскому музею.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваш популяризатор искусства, Елена Сегал
#музей_А.С.Пушкина #Татьяна_Маврина #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты