Найти в Дзене

Метроновости Москвы за октябрь 2025г.

Самые главные новости за прошедший месяц в одиннадцатом в этом году номере нашего ежемесячного дайджеста о строительстве Московского метрополитена и развитии московского транспортного узла. Приятного чтения! Официально объявлено о начале строительства участка Троицкой линии от «Новомосковской» до «Троицка». 20 октября был дан старт проходке левого перегонного тоннеля от станции «Новомосковская» до станции «Сосенки» длиной 1,6 км. Это первая проходка на участке до Троицка. «В 2029 году Коммунарку и Троицк соединит новый южный участок Троицкой линии метро протяжённостью около 17 км. Ветка станет крупнейшим радиусом за МКАД и основой транспортного каркаса ТиНАО. Откроем 6 новых станций: "Сосенки", "Ракитки", "Десна", "Кедровая", "Ватутинки" и "Троицк". Жители Троицка смогут добираться до МЦК и БКЛ вдвое быстрее - за 45 и 35 минут. После завершения строительства линия протянется от станции "ЗИЛ" до Троицка, объединит 17 станций и свыше 43 км путей. Это существенно снизит нагрузку на южные
Оглавление

Самые главные новости за прошедший месяц в одиннадцатом в этом году номере нашего ежемесячного дайджеста о строительстве Московского метрополитена и развитии московского транспортного узла.

Приятного чтения!

Топ-10 новостей за прошедший месяц

1. Началась проходка первого тоннеля на участке новой линии метро до Троицка

Официально объявлено о начале строительства участка Троицкой линии от «Новомосковской» до «Троицка».

20 октября был дан старт проходке левого перегонного тоннеля от станции «Новомосковская» до станции «Сосенки» длиной 1,6 км. Это первая проходка на участке до Троицка.

-2

«В 2029 году Коммунарку и Троицк соединит новый южный участок Троицкой линии метро протяжённостью около 17 км. Ветка станет крупнейшим радиусом за МКАД и основой транспортного каркаса ТиНАО.

Откроем 6 новых станций: "Сосенки", "Ракитки", "Десна", "Кедровая", "Ватутинки" и "Троицк". Жители Троицка смогут добираться до МЦК и БКЛ вдвое быстрее - за 45 и 35 минут.

После завершения строительства линия протянется от станции "ЗИЛ" до Троицка, объединит 17 станций и свыше 43 км путей. Это существенно снизит нагрузку на южные участки метро и даст новые маршруты для 2 миллионов человек», - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

-3

Тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) S-798 "Ольга" пойдёт на глубине 5,5 метра под руслом реки.

Щиту предстоит пройти часть пути под руслом реки. Хотя работа под водой для ТПМК уже не в новинку, такой вид проходки всё ещё остаётся сложной задачей. Механизированной красотке достался непростой участок — расстояние между тоннелем и дном реки Сосенки составит около 5,5 м.

К счастью, «Ольга» спроектирована специально для работы в различных типах грунта, включая водонасыщенные пески и суглинки. А ещё она успела поднабраться опыта и на других станциях: например, была задействована при строительстве тоннелей от станции «Жулебино» до «Лермонтовского проспекта», а также от станции «Мнёвники» до «Народного Ополчения».

-4

По завершении всех строительных работ, в 2029году, общая протяженность Троицкой линии составит 43 км.

2. На Рублёво-Архангельской линии официально завершилась проходка одного тоннеля, а также началась проходка ещё одного

-5

2 октября, в День Метростроителя, было официально объявлено о завершении проходки тоннеля на участке между станциями «Бульвар Генерала Карбышева» и «Серебряный Бор». Работы выполнялись с помощью щита-гиганта "Лилия" диаметром 10 метров.

-6

"Лилия" прошла 850 м под жилыми кварталами района Хорошёво-Мнёвники. Гидрогеологические условия были довольно сложными, в связи с чем применялась усиленная обделка тоннелей с металлоизоляцией, но специалисты успешно справились с проходкой.

Далее щит будет продвинут по котловану станции до противоположного, западного, торца и начнёт проходку до станции «Строгино» - под поймой Москвы-реки и Большим Строгинским затоном.

Раскрытие котлована станции «Серебряный Бор» для протаскивания ТПМК ещё продолжается.

-7

В пройденном же тоннеле уже началось устройство бетонного основания путей.

Специалисты приступили к обустройству пройденного двухпутного тоннеля – они укладывают жесткое основание для путей подвижного состава новой линии, а затем займутся верхним строением пути – смонтируют рельсы. В их основание метростроителям предстоит уложить свыше 10 тыс. кубометров бетона.

-8

Помимо этого, в пройденном тоннеле более чем наполовину выполнено устройство вентиляционного перекрытия.

-9

«Сейчас готово почти 500 метров из общего объема в 855 метров, в дальнейшем планируется приступить к монтажу электросетей и инженерного оборудования. Всего проложат 150 км электрокабеля и 900 метров трубопроводов, а также установят свыше 3 тыс. единиц оборудования», – отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

-10

Также 2 октября был дан старт щитовой проходки правого перегонного тоннеля на участке Рублёво-Архангельской линии между станциями «Рублёво-Архангельское» и «Ильинская».

-11

Длина тоннеля, который проложит ТПМК Robbins EPB-2110-365 "София", составит 2,52 км.

-12

Общая длина Рублёво-Архангельской линии - 27,6 км, 12 станций с пересадками на МЦК, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро. Новая линия соединит "Москва-Сити" с Красногорском.

Монолит станции «Рублёво-Архангельское» готов уже почти наполовину. Из запланированных более чем 36 тыс. кубометров железобетона строители уложили уже около 15,5 тыс.

Ежедневно на площадке работают примерно 350 человек.

Как только тоннелепроходка завершится, на месте одной из монтажно-щитовых камер открытым способом построят тоннель и часть конструктива второго вестибюля. На месте второй — разместят вентиляционную камеру станции.

В данный момент на РАЛ работает одновременно 5 тоннелепроходческих щитов.

Актуальные данные о проходке тоннелей Рублёво-Архангельской линии по состоянию на конец октября 2025:

-13

3. Утверждена АИП на ближайшие 3 года

Опубликована новая Адресно-Инвестиционная Программа города Москвы на 2025-2028 годы.

Из главного - в новом документе наблюдается рост финансирования в сферах здравоохранения, образования, строительства и транспорта. Так, рост бюджетных ассигнований на 2025-2028 годы по сравнению с аналогичными периодами в АИП-2024 в части строительства метро и ТПУ составил более 30%.

Мы подготовили интерактивный дашборд, где можно изучить интересующие Вас объекты: datalens.yandex/5fypdv6itquwq

Распределение финансирования на проектирование и строительство Бирюлёвской линии по годам:

-14

Рублёво-Архангельская линия:

-15

Троицкая линия:

-16

«Гольяново»:

-17

Новые электродепо метрополитена:

-18

Развитие трамвайной сети Москвы:

-19

4. Начался монтаж первого тоннелепроходческого комплекса в Гольяново

На площадке монтажной щитовой камеры за тупиками станции «Щелковская» на Уральской улице в течение месяца был осуществлён монтаж первого щита, с помощью которого будет вестись проходка левого тоннеля от «Щелковской» до «Гольяново».

-20

Щиту предстоит пройти 1,68 км.

-21

В следующем году в этом же котловане начнётся монтаж второго тоннелепроходческого комплекса.

-22

В месте финиша щита - на площадке станционного комплекса «Гольяново» - ведутся активные работы по возведению стены в грунте (ограждения будущего котлована). Параллельно ведётся перекладка газопровода низкого давления.

-23

На будущем перегоне «Щёлковская» – «Гольяново» автомобильное движение перенесено на объездную дорогу у пересечения Уральской и Курганской улиц для выноса коммуникаций и последующего строительства притоннельных сооружений.

-25

5. Станция «Москворечье» Бирюлёвской линии "переехала"

Станция «Москворечье» Бирюлёвской линии получила новое размещение. Отныне она проектируется по четной стороне Каширского Шоссе, на месте 70-72 домов.

-26

Таким образом, проектировщики смогли избавится от дорогих и неудобных решений: больше нет необходимости прибегать к строительству станции горным способом (глубоким заложением), либо строительству в экстремально глубоком котловане (около 60 метров), либо строительству метромоста через Москва-реку и канализационные дюкеры. Теперь нас ожидает самая обычная береговая станция метро мелкого заложения и самые обычные двухпутные тоннели.

-27

Дома 70-72, приговоренные к сносу, уже расселены.

-28

Видеообзор нового места размещения станции:

Так теперь выглядит трасса линии на скорректированном проекте планировки.

-29

6. Приступили к строительству станции «Каспийская» Бирюлёвской линии

Началось строительство стены с грунте (ограждения котлована) станции «Каспийская» Бирюлëвской линии. На фото можно наблюдать выставленную опалубку первого участка форшахты и ёмкости пока ещё не смонтированного бентонитового узла.

-30

Завершается вывоз строительного мусора после сноса строений завода «Огонек», попавших в зону строительства.

7. Открыт монумент метростроевцам

2 октября на Сокольнической площади состоялось торжественное открытие памятника «Метростроителям России».

-32

Шестиметровую композиция установили в сквере Московского метро. Скульптор Вильдар Юсупов вписал в окружность тоннеля фигуры метростроителя 1930-х годов и его современного коллеги.

-33

Памятник строителям метро представляет собой фрагмент тоннеля в натуральную величину диаметром 6 м. Эту окружность установили на постаменте высотой 2 м. На фронтальной части автор разместил динамичные фигуры метростроителей, а с другой стороны — карту Москвы с первой Сокольнической линией метро. Композицию отлили из бронзы, постамент гранитный. Эти материалы — одни из самых популярных в оформлении московского метро.

-34

Открытие приурочено ко Дню метростроителя, который отмечается ежегодно 2 октября. Праздник установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2023 года.

-35

8. Завершены работы по переборке тоннелей между станциями «Шелепиха» и «Звенигородская» Рублёво-Архангельской линии

Завершён важный этап строительства. Выполненные работы необходимы для включения станций "Шелепиха" и "Деловой центр", ранее действовавших в составе БКЛ, в новый радиус.

Тоннели расширили с 6 до 10 м, чтобы соединить двухпутные участки линии и обеспечить безопасное движение поездов. Работы велись в сложных геологических условиях - около 350 м тоннеля проложил механизированный комплекс, ещё больше 330 м строители прошли вручную. Всего извлекли 34 тыс. кубометров грунта.

9. На МЦД вышел юбилейный 100-ый состав "Иволга"

-36

Презентация запуска юбилейного 100-го состава «Иволга 4.0» для МЦД состоялась 4 октября на Киевском вокзале.

-37

Первый рейс состава в "чёрной" ливрее состоялся в 15.00 от Киевского вокзала до Апрелевки. По пути он совершил остановки на Минской, Аминьевской, Переделкино и Апрелевке.

-38

В ближайшие 5 лет за счёт бюджет Москвы будет закуплено почти 500 вагонов электричек.

Благодаря новым вагонам будет полностью обновлён подвижной состав на Ярославском направлении. В этом году на этом направлении уже начали курсировать поезда «Иволга 4.0». В ближайшие 5 лет поездки станут комфортнее для более 292 тыс. жителей Москвы и области.

Также будут запущены новые поезда в рамках масштабной программы развития регионов Центрального транспортного узла. Это позволит:

- Повысить комфорт ж/д транспорта в 11 регионах России, где проживают более 30 млн человек.

- Сократить время ожидания поездов в 6 раз для жителей регионов в зоне ЦТУ.

- Увеличить мобильность населения в 3 раза.

- Снизить нагрузку на дорожную сеть в зоне ЦТУ на 20%, так как поездок на автомобилях станет меньше.

🔹 Предоставить москвичам новые маршруты в соседние города и ближайшие регионы.

10. На Замоскворецкую линию вышел 40-ой состав "Москва-2024". Началась сборка первого состава новой модификации "Москва-2026"

40-й состав «Москва-2024» вышел на Замоскворецкую линию.

«Продолжаем обновлять поезда столичного метро. Сегодня уже более 4,6 тыс. вагонов — инновационные серии «Москва», «Москва-2020» и «Москва-2024».

С начала года Московский метрополитен получил уже более 200 самых современных вагонов «Москва-2024». Они курсируют на Замоскворецкой и Троицкой линиях.

-39

«По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина продолжаем обновлять подвижной состав метро. На Замоскворецкую вышел 40-й состав «Москва-2024». Ежедневно на этой линии пассажиры совершают более 800 тыс. поездок. Сегодня около 79% поездов метро — современного поколения. Планируем, что в 2030-м этот показатель превысит 90%. Для этого в 2026 году получим более 350 самых современных вагонов «Москва-2026», а в предстоящие 3 года — свыше 1 тыс. новых вагонов», — отметил глава столичного Дептранса Максим Ликсутов.

-40

В прошедшем октябре на заводе «Метровагонмаш» приступили к сборке поезда метро новой модификации 81-775.2/776.2/777.2 «Москва-2026».

-41

Поезд предназначен для Московского метрополитена. Составы новой модификации будут поступать в столичное метро в рамках действующего контракта, который предполагает поставку в период с 2020 по 2027 год в общей сложности 2592 вагонов, в том числе 704 – в 2026-2027 годах.

Как ожидается, сборка первого поезда будет завершена в конце текущего года, после чего он будет испытываться в заводских условиях, в затем поступит на испытания в Московский метрополитен.

-42

Поезд «Москва-2026» станет технологическим продолжением поездов «Москва-2024».

Усовершенствованные поезда сохранят весь комплекс решений, которые обеспечивают комфортабельную поездку: широкие дверные проемы, сквозные межвагонные переходы, мощные и эффективные системы кондиционирования, большое количество информационных медиа-экранов, динамическая подсветка салона, которая меняет цвет в соответствии с линией метро, наличие USB и Type-C разъемов для зарядки мобильных устройств.

В новых поездах будут обновлены элементы интерьера салона, стекла поручней входной группы, корпус камеры заднего вида. Пассажирские сиденья станут еще более удобными за счет отсутствия металлических стыков. Изменятся фары внешнего освещения на головных вагонах.

-43

В ближайшие два года парк Московского метрополитена пополнят более 700 современных вагонов «Москва-2026». Как ожидается, за их счет будет произведено комплексное обновление парка подвижного состава на Замоскворецкой линии, а также обеспечено движение на новой Рублево-Архангельской линии московского метро.

Прочие события

Продолжается строительство подземной пересадки между станциями «Академическая» Троицкой и Калужско-Рижской линий. Готовы в монолите лестничные сходы с пересадки на платформу станции Калужско-Рижской линии.

-44

На поверхности, над верхним перекрытием пересадки восстанавливается Профсоюзная улица в прежних границах. Начата укладка нижнего слоя асфальта. Уже видны очертания "островка" разделительного газона.

-45

Залиты ступени лестничного схода выхода в город западного вестибюля станции у д. 24 по ул. Дмитрия Ульянова.

-46

Станция «Вавиловская» Троицкой Строительство выхода из южного вестибюля к дому 74 по Ленинскому проспекту.

Ведётся заливка бетоном основных конструкций будущего эскалаторного наклона и верхнего перекрытия торца подуличного перехода.

На площадку завозятся эскалаторы, которые будут смонтированы в наклоне, ведущем из подуличного перехода на поверхность. Начато возведение стен входного павильона.

-48

Завершается снос строений для строительства станционного комплекса «Сосенки» Троицкой линии.

Репортаж доступен по ссылке.

Будущая станция «Кедровая» Троицкой линии. Смонтирован бытовой городок, ведётся вертикальная планировка стройплощадки, продолжаются геологоразведочные работы.

-50

На ограждении стройплощадки смонтирован паспорт объекта.

-51

Аналогичный паспорт установлен и на площадке строительства станции «Ватутинки».

В нашем распоряжении оказался проект станции «Десна» Троицкой линии.

Станция по конструкции планируется по типу "сороконожка", из монолитного железобетона.

Проектируется с двумя подземными вестибюлями, из которых будет пять выходов на поверхность. При этом все выходы будут без навесов.

В обоих вестибюлях установят трехленточные эскалаторы + лифты.

-52

На станции «Народное Ополчение» Рублëво-Архангельской линии завершили монтаж эскалаторов.

Станционный комплекс мелкого заложения будет иметь два подземных вестибюля. В первом смонтировали четыре эскалатора, во втором – три. Протяженность каждого эскалатора составляет около 18 м. Оборудование поставлено с завода в Санкт-Петербурге.

-53

Также на станции установят шесть лифтов, грузоподъемность каждого составит 1000 кг. Их производит отечественный завод ПО «Евролифтмаш», расположенный в Московской области.

Продолжается возведение входных павильонов станции по обеим сторонам проспекта Маршала Жукова. Ведётся укладка труб тёплого пола, продолжается отделка.

На площадке строительства станции «Строгино» Рублёво-Архангельской линии приступили к сооружению стены в грунте будущей демонтажной камеры, в которую выйдет ТПМК "Мария" (ведёт проходку от станции «Липовая Роща»).

-55

В платформенном зале действующей станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии будут выполнены мероприятия по сохранению отделки из-за возможного влияния на конструкции свода при строительстве одноимённой станции Рублёво-Архангельской линии.

-56

Для исключения обрушения отделочного штукатурного слоя в балках кессонов при дополнительных нагрузках на поверхности и деформациях конструкции свода платформенного участка станции «Строгино» устраивается временное крепление балок свода металлической сеткой путем крепления распорными анкерами к балочным конструкциям свода платформенного участка станции без демонтажа отделочного слоя.

На время производства работ по устройству защитной сетки предусматривается снятие плафонов светильников с целью обеспечения их сохранности.

-57

Стартовало раскрытие котлована оборотных тупиков за станцией «ЗиЛ» Бирюлёвской линии.

Завершается раскрытие котлована станции. В центральной части ведутся монолитные работы по основным конструкциям станционного комплекса.

-59

Перегон «ЗиЛ» – «Остров Мечты» Бирюлёвской линии. На площадке строительства портала ССВ (служебной соединительной ветви) на Замоскворецкую линию готов стартовый котлован для тоннелпроходческого комплекса.

Напомним, по планам, что ТПМК от этого места пройдёт подземный участок служебной ветви до места сопряжения с тоннелем Бирюлёвской линии на проспекте Лихачёва.

-60

«Остров Мечты» Бирюлёвской линии. Со стороны станции «Технопарк» Замоскворецкой линии начали выносить коммуникации для последующего строительства надземной пересадки.

«Кленовый Бульвар» Бирюлëвской линии. Началось раскрытие котлована станции в торце со стороны «Острова Мечты».

-62

Начато активное освоение площадки строительства станции «Кавказский Бульвар» Бирюлёвской линии (может быть переименована в «Луганскую» по располагающейся рядом улице).

-63

Ведутся вырубка деревьев и вынос коммуникаций для последующего сооружения объездных дорог.

Актуальный проект размещения станции с выходами. Станция с береговыми (боковыми) платформами. Проектируется с 2 вестибюлями и 4 выходами. Всего на станции будет 12 эскалаторов.

Началось расширение площадки строительства станции «Липецкая» Бирюлëвской линии с оборотными тупиками.

-66

Репортаж о ходе освоения площадки.

Выполнен снос АЗС по адресу Булатниковска ул., 2Д в месте расположения будущей станции «Бирюлёво» Бирюлевской линии.

Завершается благоустройство территории над оборотными тупиками станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии - репортаж.

-68

Старый корпус электродепо «Сокол» Замоскворецкой линии признан аварийным.

-69

Теперь линию будет обслуживать только новый корпус, а старый ждёт реконструкция.

Подвижной состав в депо полностью обновлён на составы «Москва-2024». 4 «Номерных» состава оставлены в качестве резерва.

Новый корпус - слева, старый сносимый - справа.
Новый корпус - слева, старый сносимый - справа.

На перегоне «Дмитровская» - «Марьина роща» МЦД-2 движение поездов над будущей автодорожной связкой ул. Складочная - ул. Добролюбова переключено на новый путепровод

-71
-72

Близится к завершению реконструкция станции «Москва-Сити» («Тестовская») МЦД-1

Ведётся строительство навеса пересадки на одноимённую станцию МЦД-4.

Такими строительно-транспортными событиями нам запомнился октябрь 2025 года. Благодарим за внимание!

С подборкой наших ежемесячных сводок метроновостей за предыдущие месяцы можно ознакомиться здесь.

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.ru/razvitie_metro_msk и https://t.me/razvitie_metro_msk