Когда в конце 90-х по радио зазвучала песня "Боже, какой пустяк", мало кто знал, что за ней стоит встреча двух людей, которых судьба свела не случайно.
Это были Александр Иванов - голос группы “Рондо”, узнаваемый с первых секунд, и Сергей Трофимов - тогда ещё больше автор, чем исполнитель, человек с редким даром говорить просто о сложном.
И их союз стал одной из самых интересных страниц в истории русского рока 90-х, где лирика встретилась с философией, а сила голоса соединилась с силой слова.
Сегодня разберемся, какую же роль в творчестве Александра Иванова сыграл Сергей Трофимов?
От рок-клубов к лихим жизненным поворотам
К моменту, когда пути Иванова и Трофимова пересеклись, Александр уже успел пройти через многое.
"Рондо” в конце 80-х было на пике популярности: гастроли, записи, выступления в программе “Утренняя почта”. Но за блеском сцены скрывалась и обратная сторона. Была внутренняя усталость, поиски нового звучания и судебная тяжба за право носить имя группы.
На одном из сборных концертов в СК “Олимпийский” столкнулись две группы с одинаковым названием. Московская областная филармония рассылала бумаги в разные инстанции о том, что участники группы “Рондо” не являются настоящим составом коллектива.
Однако музыканты решили судиться и выиграли процесс: название группы осталось за ними. А вот в репертуар пришлось внести коррективы.
"Рондо" отказались от своего “нововолнового” прошлого в пользу эстетики глэм-рока. Как по мне, оба жанра в их исполнении выглядели вполне попсово.
По телевизору песни “Рондо” крутили без проблем, но на концертах супераншлагов не было.
Это повлияло на то, что Иванов в конце концов задумался о “расширении творческих горизонтов”. В 1995 году музыкант начал сотрудничать с Сергеем Трофимовым.
Сергей Трофимов был человеком вдумчивым, сдержанным, но со своим внутренним “огоньком”.
Он уже писал песни для других, пытался выступать в качестве рок-барда. Но сам ещё не стал тем “Трофимом”, которого сегодня знают по хитам вроде “Не рассказывай” или “Родина”. Тогда он был просто талантливым автором.
Впереди музыкантов ждало продуктивное сотрудничество.
Встреча, изменившая всё
По воспоминаниям Иванова, их знакомство произошло в середине 90-х. Всё началось с предложения поработать над парой песен. Но, как это часто бывает, пара песен переросла в целый альбом.
Трофимов принёс с собой свою особую, “фирменную” интонацию - мягкую, но с неизменно философским подтекстом. Иванов, в свою очередь, через вокал вложил в песни свои смыслы. Показал личные переживания, свою “душу”. Как по мне, их “творческий диалог” действительно удался.
Альбом “Грешной души печаль” стал поворотным моментом и для Иванова, и для Трофимова. Все двенадцать композиций написал Трофимов, а Иванов наполнил их своим уникальным вокалом.
Это был не просто сборник песен, а разговор двух взрослых людей о жизни, времени и выборе. Именно тогда появились знакомые нам всем композиции: “Боже, какой пустяк”, “Моя неласковая Русь”, “Я постелю тебе под ноги небо”.
"Боже, какой пустяк"
Трофимов говорил, что в 1989 году написал её, думая о близком друге, который “чувствовал себя нереализованным и боялся что-то изменить”.
На вопросы о смысле песни Трофимов ответил:
Обо всём было когда-то сказано в Нагорной проповеди. Всё остальное это или копия, или попытка осмысления того, что сказано.
Простая на первый взгляд фраза “выкинуть хлам из дома и старых позвать друзей” стала метафорой, понятной каждому взрослому человеку. Тихая, почти интимная манера исполнения и голос Иванова сделали эту песню исповедальной. Он пел не о чужих переживаниях, а будто о своих.
И каждый слушатель узнавал в этом тексте и мелодии себя, свою душу. Возможно, поэтому «Боже, какой пустяк» прожила десятилетия.
Я вижу небо - в нем тишина.
Я поднимаюсь к небу, еле дыша,
И вдруг понимаю:
Это во мне душа.
Странное дело - это моя душа.
Только вот сотрудничество Иванова и Трофимова после одного альбома закончилось.
Сергей начал исполнять свой лирический репертуар самостоятельно, а Александр работать с другими авторами, но в том же жанре. Поразительного успеха "Грешной души печали" ему повторить не удалось, хотя отдельные песенные удачи были.
“Моя неласковая Русь”
Если в “Боже, какой пустяк” музыканты отразили надежду., то в “Моя неласковая Русь” слышался надрыв. Это была песня не о стране как таковой, а о внутренней боли - о том, что родина бывает не только ласковой.
Иванов будто проживал эти слова, напоминая зрителям, что любовь к Родине не всегда равна восторгу.
Песня быстро стала концертным хитом. Её слушали ради искренности ее слов, не для показного патриотизма. Может быть, именно поэтому она до сих пор вызывает мурашки у тех, кто вырос на музыке 80-х и 90-х.
“Я постелю тебе под ноги небо”
Эта композиция стала логическим продолжением их сотрудничества. “Я постелю тебе под ноги небо” - признание в готовности сделать всё ради любимого человека.
Как по мне, Иванов исполнил песню с той самой мужской нежностью, которая так редка на эстраде. Аранжировка - мягкая, почти камерная подчёркивает смысл текста.
Для меня “Я постелю тебе под ноги небо” - песня о настоящей любви, о глубоком искреннем чувстве, которого ждет в своей жизни каждый человек. А что думаете вы?
Альбом, ставший новой точкой отсчёта
После выхода альбома “Грешной души печаль” Иванов окончательно встал на сольный путь. Этот альбом вдохнул новую жизнь в его карьеру. Он стал тем мостом, который соединил эпоху советского рока с новой, более личной и философской музыкой 90-х.
Песни крутили по телевидению, кассеты продавались тысячами. Но главное - публика снова поверила Иванову. Он уже не был просто фронтменом “Рондо”. Он стал артистом, который умеет говорить с каждым слушателем напрямую.
От эстрады к философии
В начале 2000-х пути Иванова и Трофимова постепенно разошлись. Каждый пошёл своей дорогой: Трофимов стал известен как исполнитель, Иванов продолжил путь рок-лирика.
Но след от их совместной работы остался навсегда. Без Трофимова не было бы того Иванова, которого мы знаем сегодня.
Интересно, что сам Трофимов позднее записал свою версию “Боже, какой пустяк”. В ней звучит тот же текст, но уже с другой интонацией. Это редкий случай, когда автор и исполнитель одинаково правы, потому что каждый прожил песню по-своему.
Нестареющее наследие
Люди, выросшие под песни Иванова и Трофимова, слушая знакомые мелодии, вспоминают молодость, первые концерты, кассеты, запах магнитофонной ленты.
Но дело не только в ностальгии. Их композиции напоминают, что смысл жизни не в громких жестах, а в простых вещах - в друзьях, любви, чистом небе. Я думаю, в этом и заключается сила тандема Иванова и Трофимова.
Прошло почти тридцать лет с выхода альбома "Грешной души печаль". Песни по-прежнему звучат по радио, их поют на концертах и под гитару во дворах.
Как по мне, это лучшая награда. Не каждая песня выдерживает испытание временем.