И всё же он ещё может пережить валютный кризис и острые снгодняшние выборы в парламент
Для президента Аргентины Хавьера Милея сегодняшние выборы в Конгресс станут решающим моментом. Они могут обернуться катастрофой для его программы радикальных реформ. Аргентинский песо переоценён и испытывает серьёзные трудности. Несмотря на щедрые предложения помощи со стороны Америки, он грозит вылететь за пределы установленного правительством господина Милея диапазона. Тратить ещё больше денег на его защиту бессмысленно. Тем не менее, у господина Милея всё ещё есть возможность продолжить свои усилия по обузданию раздутого государства Аргентины и положить конец десятилетиям упадка.
Он добился больших успехов. Месячная инфляция снизилась с 13% на момент его вступления в должность до примерно 2%. Уровень бедности в стране находится на самом низком уровне с 2018 года. Он принял меры по борьбе с неконтролируемыми государственными расходами и культурой покровительства в Аргентине. Главная слабость Милея заключается в том, что, чтобы остановить резкий рост цен в стране, где мало кто доверяет правительству или центральному банку, он полагался на поддержание сильного песо, о чём я уже на прошлой неделе писал.
Вместо временного инструмента, управление валютой превратилось в ловушку. Даже после частичного перехода песо в плавающий курс в апреле в рамках программы финансовой помощи МВФ , Милей стремился поддерживать его искусственный рост. Защита обменного курса стоила миллиарды и взвинтила процентные ставки, замедлив рост экономики. Избиратели теперь больше беспокоятся о рабочих местах, чем об инфляции.
Президент Дональд Трамп считает Милея идеологическим единомышленником и предложил ему беспрецедентную финансовую поддержку. 21 октября министр финансов США Скотт Бессент заявил о подписании соглашения об «экономической стабилизации» с Аргентиной. Администрация Трампа уже предложила Аргентине своп-линию на 20 миллиардов долларов, потратила почти миллиард долларов на покупку аргентинских песо и пыталась убедить банки Уолл-стрит сформировать пакет поддержки на 20 миллиардов долларов. Однако рынки по-прежнему не убеждены. Песо продолжает слабеть; десятилетние долларовые облигации Аргентины торгуются ниже 60 центов за доллар.
Возможны два кошмарных сценария. Первый заключается в том, что партия Милея покажет плохие результаты на сегодняшних выборах, и он не сможет наложить вето на законопроект в нижней палате парламента, даже несмотря на то, что Аргентина вынуждена провести хаотичную девальвацию. Это означало бы финансовый хаос и политическую борьбу. Второй — правительство будет цепляться за политику сильного песо, вливая всё больше дефицитных долларов на поддержку национальной валюты и поддерживая непомерно высокие процентные ставки, что негативно скажется на росте экономики. В любом случае, реформы зайдут в тупик.
Однако есть и третий путь. Если партия Милея получит треть мест в нижней палате парламента, она сможет защитить его президентское вето. Опросы показывают, что это возможно. Затем Милею надо бы ввести плавающий курс песо. Чтобы избежать хаоса, ему следует объявить о новой системе установления внутренних процентных ставок для контроля инфляции, обеспечив экономике опору. Аргентина уже много раз пыталась сделать нечто подобное, но в сочетании с фискальной дисциплиной Милея этого может быть достаточно, чтобы пережить временный всплеск инфляции. Американская поддержка может помочь центральному банку снизить волатильность по мере того, как песо выходит на новый уровень, с гораздо меньшим риском потерь для американских налогоплательщиков, чем интервенции, которые сейчас проводит Казначейство. Плавающий курс песо также будет способствовать конкурентоспособности и росту экономики.
Одновременно с этой финансовой перезагрузкой Милей должен объявить о политической перезагрузке в ночь выборов, ясно дав понять, что он будет стремиться к созданию более широкой коалиции. Законы, принятые большинством в Конгрессе, имеют больший вес, чем президентские указы, на которые он в значительной степени полагался до сих пор. Для Аргентины сценарий кажется знакомым: кризис обменного курса, переживаемый правительством, неспособным мобилизовать адекватную общественную поддержку. Десятилетиями эта история неизменно приводила к катастрофе. Тем не менее, у проекта Милея всё ещё есть шанс на иной исход, хотя и очень шаткий.