Найти в Дзене
Ведомости. Спорт

Глава UFC Дэйна Уайт готовится монополизировать мировой бокс

Оглавление

Ландшафт профессионального бокса может полностью измениться уже в ближайшие месяцы. Проект главы UFC Дэйны Уайта и Суверенного фонда Саудовской Аравии (PIF) Zuffa Boxing хочет превратить разрозненный боксерский бизнес в централизованную спортивную лигу. В таком случае исчезнет сложная система, возникшая еще в середине XX в., когда несколько крупных структур конкурируют за спортсменов и аудиторию. Если PIF и Уайт реализуют задуманное, то бокс, по сути, скопирует модель, принятую в смешанных единоборствах, где на глобальном уровне доминирует одна крупная организация. Правда, для начала новому проекту надо добиться пересмотра старого американского правила, которое защищает интересы боксеров.

Один чемпион

Профессиональный бокс – из редких видов спорта, где нет единоначалия. С середины XX в. существуют несколько крупных организаций, которые проводят главные бои. Виной тому – раскол, случившийся в 1963 г. Внутри существовавшей 40 лет Всемирной боксерской ассоциации (WBA) накопились противоречия между делегатами из США и других стран. Представители Латинской Америки, Европы и Азии вышли из ее состава и создали Всемирный боксерский совет (WBC). А в 1983 г. американские промоутеры, недовольные коррупцией в обеих структурах, создали Международную боксерскую федерацию (IBF).

В 1988 г. появилась Всемирная боксерская организация (WBO). Конкуренты поначалу ее не признавали, но со временем она получила тот же статус. Все структуры независимы и соревнуются между собой, поэтому в одной весовой категории часто бывает четыре чемпиона. Даже правила могут слегка отличаться – например, в системе подсчета очков, по числу раундов и продолжительности интервалов между титульными боями.

Все может измениться с полноценным выходом на рынок компании Zuffa Boxing, за которой стоит влиятельный саудовский фонд и Дэйна Уайт, давно мечтавший об экспансии в боксе. Еще в 2017 г. он критиковал разрозненность этого вида спорта и говорил о желании создать новый промоушен, но лишь спустя восемь лет реализовал идею. Летом 2025 г. был официально представлен бренд Zuffa Boxing. Организация с похожим названием существовала еще в нулевые. Через компанию Zuffa Уайт владел правами на UFC (сейчас принадлежит TKO Group Holdings), а теперь воскресил бренд ради бокса. Точных объяснений, почему Дэйна так любит слово Zuffa, нет, но с итальянского оно переводится как «драка».

Саудовская сторона участвует через компанию Sela, которая принадлежит PIF. Ближневосточный партнер берет на себя финансовую часть, официально суммы не называются, но, по данным Reuters, в планах вложить в проект $5 млрд. Sela уже участвовала в организации боксерских боев высокого уровня, например поединке Энтони Джошуа против Даниеля Дюбуа на «Уэмбли» в 2024 г. Создать нового крупного игрока на боксерском рынке – задача гораздо более сложная. Zuffa планирует взять на себя почти все аспекты профессионального бокса: быть главным промоутером и правообладателем титулов, составлять рейтинги бойцов, управлять контрактами спортсменов и обеспечивать судейство. Zuffa же будет отвечать за медиаправа и билеты.

«Они пытаются сделать одну лигу, чтобы был один чемпион мира, – объясняет «Ведомости. Спорту» матчмейкер компании «Мир бокса» Максим Михайлов. – Хотят внедрить такой же принцип, как в UFC. Наверное, все будут в эту лигу стремиться. Просто боксеров в совокупности гораздо больше, чем бойцов ММА. Именно поэтому в нашем виде спорта сразу четыре организации».

Главный аргумент в пользу внедрения методов UFC в боксе – успех ММА-проекта Уайта. Согласно внутренней отчетности, доход компании в 2024 г. составил рекордные $1,4 млрд. И все же UFC – сейчас почти монополист – возник на заре существования смешанных единоборств и сумел быстро вытеснить локальных конкурентов. Сделать то же самое на складывавшемся десятилетиями рынке бокса будет сложнее.

«Маловероятно, что получится создать устойчивую модель – слишком много заинтересованных сторон и конкурирующих интересов, – говорит «Ведомости. Спорту» Андрей Халайджан, организатор матчей профессионального бокса. – Некоторые стандарты UFC такая лига может внедрить, но полноценную централизацию ждать не стоит. Бокс может подсмотреть у ММА профессиональный маркетинг, цифровую дистрибуцию, регулярность контента. А вот провокационный трэшток и разжигание ненависти заимствовать не стоит».

Тяжеловесы и противовесы

Президент TKO Марк Шапиро утверждает, что в планах Zuffa Boxing подписать 200 бойцов. Известно, что экспансия начнется с молодежи. Талантливым, но пока не очень известным бойцам предложат эксклюзивные контракты и возможность выступить в «Претендентской серии». Точно такая же существует в UFC, в боксе ее запустят в 2026 г. Состав участников пока неизвестен, хотя летом авторитетный журнал The Ring писал, что лицом серии может стать 24-летний ирландский тяжеловес Каллум Уолш, который пока за карьеру выиграл все 10 поединков.

При этом новая компания Уайта уже провела один крупный бой. В середине сентября Теренс Кроуфорд победил Сауля Альвареса в Лас-Вегасе. Zuffa Boxing выступила организатором, но титулы, выставленные на кон, оставались под управлением WBA, WBC, IBF и WBO. В будущем у нового организатора должен появиться собственный чемпионский пояс, а титулы других промоушенов Zuffa, вероятно, признавать не будет.

То же самое касается и рейтингов. Сейчас у каждой федерации он свой, боксеры же имеют право быть в нескольких. Уайт хочет, чтобы все было централизовано – один рейтинг с прозрачной системой начисления очков. Лучшие получат право сразиться за чемпионский титул. Такая система давно принята в смешанных единоборствах, и она, пожалуй, понятнее болельщику, особенно неподготовленному. Зрители, которые смотрят бокс эпизодически, часто не знают, чем одна федерация отличается от другой и кто сегодня удерживает титул. С другой стороны, Уайт предлагает замкнутую систему, где у спортсменов нет выбора.

«У модели UFC есть свои плюсы и минусы, – считает Михайлов. – Например, Магомед Анкалаев (российский боец ММА, в прошлом временный чемпион UFC. – «Ведомости. Спорт») долго ждал права сразиться за титул, потому что это решалось внутри организации исходя из внутренних предпочтений. В боксе тоже такое бывает. Но у нас существуют противовесы – можно подать в суд на организацию. Недавно Диллиан Уайт (экс-чемпион мира в тяжелом весе. – «Ведомости. Спорт») подал иск против WBC. А как можно подать в суд на UFC, будучи бойцом UFC?» Впрочем, и такое тоже было: в 2024 г. коллективный антимонопольный иск десятков спортсменов к ТКО обошелся компании в $375 млн компенсации в досудебном порядке.

Главной приманкой для боксеров могли бы стать гарантированные выплаты за участие в боях, но пока они не сильно впечатляют. По данным BoxingScene, минимальный гонорар за участие в 10-раундовом поединке для бойца без рейтинга составит $20 000. Для спортсменов с пятой по десятую строчку – $50 000. На 3–4-м местах – $125 000. $375 000 – в чемпионском матче. Защищающий титул получил $750 000. И если для бойцов низкого уровня это существенные деньги, то для чемпионов совсем небольшие. Например, Кроуфорд заявил, что его гарантированный гонорар в недавнем поединке с Альваресом составил около $50 млн.

Наследие Али

Появление нового крупного игрока бьет по амбициям не только федераций, но и других промоутеров. Цель Уайта – поглотить или устранить с рынка организаторов главных боев. Сейчас в профессиональном боксе правят 5–6 крупных структур из США и Британии. Пока они в жесткой оппозиции, но на деньги саудовского фонда Zuffa Boxing вполне можно устранить топ-конкурентов, например переманив ключевых клиентов. Более мелким промоутерам тоже придется непросто, но они выживут, считает Халайджан. «Они адаптируются, станут нишевыми игроками или объединятся в партнерства, – уверен эксперт. – Некоторым придется повышать стандарты или объединяться для разделения рисков. Придется ужесточить договоры, усилить маркетинг бойцов и активно искать новые источники доходов».

Впрочем, проект Уайта и PIF может заглохнуть, даже толком не стартовав, из-за так называемого правила Али. Речь об американском федеральном законе 2000 г., который приняли после череды коррупционных скандалов в профессиональном боксе. Абсолютный чемпион мира Мухаммед Али формально никак с документом не связан. Но авторы законопроекта упоминали его в качестве примера спортсмена, который становился жертвой произвола промоутеров. Закон был создан, чтобы защитить боксеров от эксплуатации федерациями и коммерческими структурами. Среди прочего он обязывает раскрывать бойцам реальные доходы от трансляций и продаж билетов. Главная идея – отделить спортивную часть бокса от коммерческой, чтобы предотвратить конфликты интересов.

Для бокса это был шаг к большей честности, но модель UFC ему полностью противоречит. Zuffa Boxing не сможет совмещать функции промоутера, организатора, владельца бренда, медиаправ и работодателя бойцов, если закон не перепишут. Сейчас это главная юридическая преграда для экспансии Уайта в боксе. Чтобы ее устранить, нужны поправки. Уайт добивается исключений для новых структур и продвигает изменения через американский конгресс. Летом законопроект внесли в палату представителей, впереди обсуждение, которое может затянуться на месяцы или даже годы.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Месси останется в «Интере» до 2028 года – в США он получает $135 млн за сезон

В России вакцинацию от гриппа уже прошли более 47 млн человек

В администрации Калининграда вновь проходят обыски по делу о мошенничестве