Принято считать, что термин «светомузыка» появился совсем недавно. Но мало кто знает, что «отцом русской светомузыки», еще в 1900-х, называли Александра Скрябина – знаменитого русского композитора, экспериментатора, ярчайшего представителя символизма.
Рождение первенца в семье Скрябиных пришлось на сочельник. Шуринька, так его называли в семье, родился 6 декабря 1871 года в доме городской усадьбы Кирьяновых на Хитровке. Его имя неразрывно связано с Москвой, здесь он окончил 2-й Московский кадетский корпус, затем поступил в консерваторию (окончил, к слову, с малой золотой медалью), где впоследствии стал профессором, преподавал специальное фортепиано.
В конце XIX века в научных кругах появился термин «цветной слух» - музыкально-цветовая синестезия, особенность, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора была своя. Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич создал собственную систему цветотональности, где обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В авторской таблице композитора первые тональности повторяли цветовую гамму радуги, остальные же обозначались производными цветами.
Еще до создания своего первого светомузыкального произведения Скрябин при описании музыки использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». Первым в мире он начал исполнять собственные музыкальные произведения под аккомпанемент динамического цветного освещения. К примеру, в партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил световое сопровождение, появилась его знаменитая партия света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма.
Шутка ли, но композитор развивал в себе задатки инженера. Результатом трудов стало авторское изобретение - прообраз всем знакомого синтезатора (мы всё ещё говорим про начало XX века). Близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом, но лишь в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей»: деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и плашкой с клавишами. Семь лампочек (по цветам радуги) располагались в последовательности спектра, а остальные пять соединяли спектральные цвета, обеспечивая переход между оттенками. Каждая нота имела свой цвет.
Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам Скрябин. Однако на московской премьере не сыграли «световую строку» – в последний момент автор сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки». Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.
Но увидеть чудо-инструмент можно сегодня - в мемориальном музее-квартире в Большом Николопесковском переулке, где наш герой провёл последние годы жизни. Одним из неосуществлённых замыслов Скрябина была его «Мистерия», грандиозное произведение (настоящий перфоманс), синергия танца, музыки, живописи, игры света. Всё это описывалось композитором, как «космический катарсис». Музыкальное новаторство в конце XX века удалось реализовать стараниями композитора Александра Немтина, который по сохранившимся наброскам Скрябина создал авторскую версию начальной части «Мистерии» под именем «Предварительное действо».
Спустя почти полвека после смерти композитора, в 1958 году советский инженер Евгений Мурзин получил патент на фотоэлектронный музыкальный инструмент – синтезатор АНС. Долгие годы Мурзин был увлечён новаторством Скрябина, звуком и идеей изобрести универсальный музыкальный инструмент, с помощью которого композиторы смогли бы писать сложные мелодии, обертоны, интервалы, темперации.
Принцип работы его изобретения был основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука. С его помощью можно было создавать прежде невозможные, «космические» звуки, аналогов которым в природе не существует. К слову, синтезатор Мурзина мы слышим в саундтреках фильмов «Зеркало», «Солярис» и мультфильме «Маугли».
В 1990 году в свет вышла пластинка «Музыкальное приношение», записанная на студии грамзаписи «Мелодия» - сборник электронной музыки в исполнении композиторов Альфреда Шнитке, Софии Губайдуллиной и Эдуарда Артемьева. По воспоминаниям последнего, инструмент произвел на него «ошеломляющее впечатление» и открыл «новый звук», который музыкант раньше не слышал. Несмотря на высокий интерес профессионального сообщества к технологии и очевидный прорыв в музыкальной отрасли, серийного производства синтезаторов не случилось.
Почти в это же время в США изобрели сразу несколько моделей инструмента, причем некоторые экземпляры были не оптическими, как у Мурзина, а электронными, близкими по технологии к современной аппаратуре, которою музыканты используют сегодня. Единственный уцелевший экземпляр советского АНС сегодня представлен в экспозиции Российского национального музея музыки в Москве.
Что касается нейминга, то аббревиатура АНС, ни что иное, как дань уважения советского инженера «отцу русской светомузыки» Александру Николаевичу Скрябину. В сентябре 2013 года в Сети появился кроссплатформенный программный симулятор того самого АНСа – Virtual ANS.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski